Это вам, ребятки, не Метрополитен-опера! Фото РИА Новости
Сегодня психологическое восприятие культуры и особенностей личности представителей разных стран мира приобрело особое значение. Межкультурные коммуникации в современном мире становятся все более интенсивными, люди посещают другие страны как туристы, едут на учебу или работу, сменяют страну проживания и т.д. Поэтому знания представителей разных стран друг о друге становятся более глубокими и интенсивными. Добавим сюда межкультурные контакты, политические события, экономические ситуации, которые оказывают на нас существенное влияние, и прежде всего на психологию восприятия и представления о других народах и их культурах.
В последнее время сфера межгосударственных отношений переживает кризисные состояния, что во многом создает эффект напряженности в общении и достижении понимания на уровне обществ.
Показателен пример нынешней России, в отношении которой страны ЕС и США сохраняют санкции в экономической сфере, в области бизнеса, культуры, образования, спорта, свободы прессы. В подобных условиях при общении с представителями других культур люди сталкиваются с барьерами и испытывают психологические трудности, обусловленные стереотипами восприятия, предубеждениями, предрассудками и даже дискриминационным поведением, сдобренным вызывающим этноцентризмом.
Личность в сетях стереотипа
Существование и распространенность стереотипов восприятия значительно усложняют межкультурное взаимодействие. Люди судят о представителях других этнокультурных групп на основании этнических стереотипов, сформированных практическим опытом общения разных народов на протяжении истории.
В онтогенезе (индивидуальное развитие) этнические стереотипы крайне динамичны. Они могут изменяться в зависимости от ситуации межэтнического взаимодействия. В благоприятной обстановке этот процесс имеет позитивную направленность, а в условиях межэтнического конфликта, военных действий, террористических актов приобретает негативную окраску.
Американский социолог Уолтер Липпман, основатель теории стереотипов, под этими процессами понимал упорядоченную, схематично детерминированную культурой картину мира в наших головах.
Само возникновение и закрепление стереотипов он объяснял, во-первых, экономией человеком усилий при восприятии больших и сложных социальных объектов. Таких как этносы, религиозные течения, профессиональные объединения и многие другие подобные «фабрики» производства массовых представлений, слагаемых в те или иные стереотипы.
Секрет этих процессов довольно прост. Во-первых, каждому из нас в быстротекущей жизни нелегко досконально узнать и описать каждого представителя иной, «не нашей» этнокультурной группы. Согласитесь, что всегда проще и легче объединить непонятных лиц в единую категорию и описать суммарный образ схематично, не вглядываясь в различия.
Во-вторых, создание стереотипов на уровне общества Липпман рассматривал как механизм психологической защиты собственных культурных ценностей от проникновения чужих.
Возникающие стереотипы укрепляют границы от проникновения и навязывания чужих образов мира, защищают от назойливой путаницы в чувствах, ценностях, суждениях и аргументах. При этом появляется возможность настаивать на собственной позиции и защищать свои права.
Так у людей возникает согласованность или социальный консенсус в оценках другой этнокультурной общности. Но одновременно с этим рождаются схематичность и упрощенность, преобладание эмоций над рациональностью и объективностью.
Может, поэтому в середине прошлого века возникла целая дискуссия об истинности или ложности (неточности) стереотипов. Так, в 1950 году известный американский психолог и социолог Отто Клайнберг сформулировал гипотезу «зерно истины в стереотипе». Он предположил, что объем истинных знаний в стереотипе превышает объем ложных. Эту концепцию в разной интерпретации поддержали другие исследователи. Желание внести в стереотип позитивный перевес даже привело к изменению формулировки Клайнберга. «Зерно истины и сорняки искажения», несомненно, содержало в себе больший оптимизм в межэтничесих отношениях.
Психология знает три основных вида стереотипов. Это стереотипы восприятия, стереотипы поведения, стереотипы интерпретации поведения.
Стереотипы восприятия отражают представления одних людей о личности других.
Стереотипы поведения описывают нормы, обычаи, традиции своей и чужой этнокультурной общности.
Стереотипы интерпретации поведения основаны на процессе каузальной атрибуции, то есть объясняют причины поведения других людей и самого себя. Естественно, что стереотипы интерпретации поведения наиболее субъективны, при их построении люди могут совершать три важные ошибки.
Первая – фундаментальная – проявляется в склонности субъекта игнорировать ситуативные причины и интерпретировать поведение в пользу диспозиционных (личностных) причин.
Психологические исследования обнаружили кросс-культурные различия в совершении фундаментальной ошибки. Так, люди западных культур склонны совершать эту ошибку в большей степени, чем люди восточных культур. Это объясняется тем, что в западных культурах в центре внимания находится личность человека, а в восточных акцентируются на ситуации, в которой оказываются люди.
Вторая ошибка – предельная – выражается в склонности приписывать большим социальным группам, прежде всего целым народам, определенные личностные качества, например агрессивность, воинственность, злые умыслы и пр.
Третья ошибка – мотивационная – связана с объяснением успехов или неудач в деятельности. Собственный успех или успех своей группы обычно объясняется диспозиционными (личностными) причинами, а неудачи списываются на ситуацию.
Противоположный эффект возникает при объяснении причин успеха чужой группы – это всего лишь воля случая. А неудачи – влияние не лучших личностных характеристик членов группы «чужаков».
Мы хорошие, это они плохие
На основе названных выше ошибок рождаются такие устойчивые стереотипы, как предубеждение, предрассудок и дискриминация. Этническое предубеждение – это негативное отношение к людям, возникающее исключительно по причине их национальности.
Предрассудок – это уже сложнее, поскольку в его формировании участвуют не только процессы восприятия, но и процессы мышления. Этнический предрассудок понимается нами как заведомо ложное осуждение людей исключительно на основании их национальности.
Главное теперь, чтобы все россияне с этим согласились и никуда не разъехались. Фото PhotoXPress.ru |
Первое – это культурное разнообразие, которое предполагает мирное совместное сосуществование различных этнических и культурных групп в одном обществе. Для этого каждому члену сообщества надо научиться понимать сущность различий, проявлять толерантное отношение друг к другу.
Второе – социальное равноправие всех совместно сосуществующих этнокультурных групп, обеспечение в обществе равных социальных и политических прав.
Третье условие – достижение чувства безопасности, которое опирается на равноправие всех групп и принятие ими ситуации культурного разнообразия.
Отсюда постулат: только люди, чувствующие себя в безопасности в своей стране, способны быть толерантными по отношению к другим странам и культурам. Если же они чувствуют угрозу от иных этнокультурных сообществ, то не принимают культурных различий и прибегают к строгому контролю над планами и действиями опасных иностранцев.
Дороги доверия и подозрения
Способы самозащиты можно подразделить на неконструктивные и конструктивные. К первым относятся: обострение негативных этнических стереотипов, усиление этноцентризма, агрессивности и увеличение этнокультурной дистанции.
Конструктивный способ являет собой стратегия ассертивности, то есть способности и умения соблюдать и защищать не только свои права и интересы, но также права и интересы другого человека.
Ассертивность можно сравнить с дорогой с двусторонним движением, на которой всем участникам необходимо соблюдать установленные правила. Если сравнить толерантное поведение с ассертивным, то последнее, конечно же, труднее, сложнее и требует много энергии. Неудачное толерантное поведение грозит потерей своих позиций, прав, преимуществ.
Некорректное ассертивное поведение может обострить конфликт, привести к разрыву отношений и эскалации противостояния.
Стратегия корректного ассертивного поведения опирается на шесть основных тактик:
1) демонстрация готовности к сотрудничеству, поиск общих интересов, взаимовыгодных сделок;
2) предварительный всесторонний анализ своих интересов и интересов партнеров, поиск противоречий и общих точек зрения;
3) выстраивание межкультурного диалога на основе дружелюбия, доброжелательности, открытости, искренности и ожидания взаимного доверия;
4) способность не поддаваться на давление и манипуляции со стороны партнеров, четкое проговаривание своих интересов, ожиданий и прав;
5) достижение договоренности и четкое распределение обязанностей между партнерами, заключение письменных соглашений;
6) видение и обсуждение перспектив дальнейшей совместной работы, основанной на взаимном соблюдении прав и интересов.
В политической и этнической психологии широко используется понятие «социальная дистанция». Американский социолог Эмори Богардус впервые предложил это понятие в 1925 году с целью изучения психологической близости либо отчужденности религиозных, социальных или этнических общностей.
Шкала используется для измерения дистанции, связанной с расовой, этнической, политической, религиозной и прочей принадлежностью.
Максимальная социальная дистанция означает, что этнокультурная общность держится автономно, стремится обособиться от людей другой культуры, не доверяет им, скрывает свои проблемы и личностные особенности, психологически защищается.
Минимальная социальная дистанция способствует конкретизации представлений о других людях, вовлечению во взаимодействие, доверию и открытости во взаимоотношениях. Минимальная дистанция также свидетельствует о толерантном отношении людей друг к другу. В свою очередь, максимальная социальная дистанция является признаком нижайшей толерантности.
Нарисуй для себя иностранца
С помощью шкалы Богардуса любой из нас может определить, насколько ему близок или чужд гражданин той или иной страны.
Это можно сделать с помощью семи пунктов, имеющих отношение к определению величины социальной дистанции между вами и гражданином выбранного вами государства.
Итак, возможны ли для вас следующие действия или отношения с гражданином страны N?
1. Вы можете вообразить его своим близким родственником, скажем, в результате заключения брака с кем-то из ваших родных?
2. Допускаете ли вы его как личного друга?
3. Приняли бы его как соседа, проживающего неподалеку?
4. Вы представляете его коллегой по работе, имеющим ту же профессию, что и вы?
5. Вы бы присвоили ему гражданство вашей страны?
6. Приняли бы вы его как туриста, приехавшего в Россию?
7. Предпочли бы вообще не видеть в своей стране?
Математическая обработка данных, предложенная Богардусом, предполагала определение процентного соотношения ответов испытуемых по всем семи критериям. Интересно, что для сравнения он предлагал оценить представителей неизвестного респондентам этноса – бромбиньенцев. Однако на Земле такого этноса не существует. Возможно, что Богардус этот этнос выдумал, чтобы не обидеть никого из землян.
Мы же, авторы этой статьи, разработали более сложную математическую обработку данных, что позволило дать свою психологическую интерпретацию полученных результатов. Каждому из предложенных критериев присваивался балл. Первый критерий (принятие как близких родственников посредством брака) оценивался как плюс три балла. Второй критерий (принятие как личных друзей) – как плюс два балла. Третий критерий (принятие как соседей) – как плюс один балл. Четвертый критерий (принятие как коллег по работе) – как ноль баллов. Пятый критерий (принятие как граждан нашей страны) – минус один балл. Шестой критерий (принятие только как туристов) – минус два балла. Седьмой критерий (предпочел бы не видеть в моей стране) – минус три балла.
Эта шкала дает возможность определить коэффициенты возможной и реальной социальной дистанции, а также коэффициент толерантности.
Коэффициент социальной дистанции (СД) отражает стремление к взаимодействию и интеграции или к автономии и обособлению от других этносов.
Коэффициент этнической толерантности свидетельствует об общей склонности человека к этнической терпимости.
Высокий показатель этнической толерантности показывает стремление респондента к сокращению дистанции по отношению к представителям оцениваемого этноса. Низкий показатель этнической толерантности свидетельствует о большой социальной дистанции, о нежелании человека строить личные и деловые отношения с представителями данного этноса.
Крайне низкий показатель этнической толерантности отражает интолерантность данного человека, его общую этническую нетерпимость, наличие предрассудков и предубеждений по отношению к конкретным группам и народам.
В споре о качестве товара нелегко угадать национальность продавца. Фото Trend/PhotoXPress.ru |
Тест по выбору социальной дистанции позволяет измерить направленность (позитивную или негативную) и глубину (длина социальной дистанции) отношений представителей одного этноса к другим.
С 2004 по 2017 год нами было проведено специальное исследование динамики социальной дистанции для определения уровня толерантности студенческой молодежи Санкт-Петербурга по отношению к представителям различных этносов.
Задачи исследования: во-первых, оценить величину социальной дистанции по отношению к народам, не входящим в состав России, во-вторых, выявить динамику такой дистанции, ее зависимость от политических, экономических событий и процессов, происходящих в мире.
Предмет исследования: величина социальной дистанции между молодыми представителями русской национальности и народами, занимающими в современном мире значительные позиции.
Объект исследования: 466 человек русской национальности, студентов санкт-петербургских вузов гуманитарного профиля.
Гипотезы исследования:
1. Тестирование даст возможность измерить степень социальной дистанции представителей одной этнокультурной общности по отношению к другим. Поможет измерить не только величину социальной дистанции, но и уровень этнической толерантности и идентичности.
2. Минимальная социальная дистанция в отношении своей этнокультурной общности выявит нормальную этническую идентичность.
3. Студенческая молодежь Санкт-Петербурга русской национальности проявляет нормальную величину социальной дистанции.
4. Социальная дистанция русских молодых людей по отношению к славянским народам будет более близкой, чем к неславянским народам.
5. Социальная дистанция русских молодых людей по отношению к этносам Европы и США будет более близкой, чем к этносам Азии или Африки.
6. Социальная дистанция служит механизмом психологической защиты от агрессивных установок и действий представителей иной этнокультурной и социальной общности. Величина социальной дистанции изменяется под влиянием экономических и политических событий в мире. Люди психологически увеличивают длину социальной дистанции по отношению к обеим сторонам военного конфликта, проявляя ассертивность, означающую способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самому определять собственное мнение, поведение и действия.
За время исследования была изучена социальная дистанция по отношению к следующим народам: американцы, англичане, французы, немцы, итальянцы, испанцы, поляки, чехи, венгры, финны, болгары, сербы, косовские албанцы, греки, эстонцы, латыши, литовцы, белорусы, украинцы, молдаване, русские, азербайджанцы, грузины, армяне, осетины, ингуши, чеченцы, народы Дагестана, таджики, киргизы, казахи, узбеки, туркмены, чукчи, китайцы, японцы, индийцы, этносы Африки, арабы.
В список предложенных для оценки национальностей были также включены некоторые народы Северного Кавказа в связи со сложной конфликтной ситуацией, сложившейся в этом регионе. В 2017 году у респондентов спрашивали также об их отношении к жителям Северной Кореи, Сирии и Донбасса.
Показатели реальной социальной дистанции в 2000, 2004, 2012 и 2017 годах свидетельствуют об отсутствии у опрошенных респондентов стремления к интеграции с другими этносами, однако социальная дистанция показывает положительное отношение к другим народам.
Средние показатели социальной дистанции по выборке в 2004 году составляли плюс 0,051. Этот показатель свидетельствовал о нормальной дистанции, о принятии представителей других народов в качестве коллег по работе, стремлении строить с ними деловые отношения, вести совместный бизнес, вступать в переговоры и т.д.
Средние показатели социальной дистанции по выборке в 2009 году составляли минус 0,37. Этот показатель выявил увеличение социальной дистанции по отношению к представителям других стран. Нам представляется, что такое увеличение во многом было связано с началом мирового финансового кризиса. Соответственно студенты психологически отгораживались от других стран в надежде, что кризис затронет их в наименьшей степени.
Из исследования видно, что студенты в 2004 году не включили ни однин народ в категорию «туристы» или в категорию «предпочел бы не видеть в моей стране». Студенты в 2009 году представителей 17 этносов отнесли к этим категориям.
Средние показатели социальной дистанции по выборке в 2012 году составили +0,87. Это свидетельствует о сокращении социальной дистанции с другими народами среди студенческой молодежи Санкт-Петербурга, преодолении чувства опасности и страха.
Средние показатели социальной дистанции по выборке 2017 года составили +0,92.
Данные в целом показывают положительную тенденцию в динамике величины социальной дистанции у студенческой молодежи.
На особом месте стоят результаты влияния террористических актов на величину социальной дистанции. Нами было установлено, что террористическая угроза также значительно увеличивает социальную дистанцию как по отношению к террористам, так и по отношению к… жертвам террора. Получается, что люди психологически защищаются, увеличивая дистанцию. При этом они могут испытывать сочувствие и скорбь в отношении жертв, гнев и негодование в отношении людей, совершивших террористический акт, однако социальная дистанция как механизм психологической защиты неизменно увеличивается.
Выводы вселяют надежды.
1. Опрошенные в 2004 году студенты русской национальности осознавали себя как самостоятельный этнос. Они выражали готовность строить партнерские отношения фактически с представителями любого народа, проявляли стремление и готовность к деловому сотрудничеству с другими народами.
2. Опрошенные в 2009 году студенты русской национальности осознавали себя как автономный этнос, проявляли некоторое стремление к обособлению от других, не выражали устойчивого стремления к деловому партнерству и сотрудничеству.
Отказ от общения и делового сотрудничества они выразили в отношении 17 из 35 предложенных для оценки этносов. Полученные данные могут свидетельствовать о появлении чувства опасности и наличии тенденции к межэтнической напряженности.
3. Опрошенные в 2012 году студенты русской национальности осознавали себя как русские, как самостоятельный этнос, то есть имели высокую этническую идентичность. Респонденты проявляли готовность строить личные и деловые отношения со всеми 26 этносами, предложенными для оценки. Тенденция межэтнической напряженности, выражающаяся в актуализации чувства опасности и увеличении социальной дистанции, в сознании студенческой молодежи была преодолена.
4. Опрошенные в 2017 году осознают себя самостоятельным этносом и готовы к деловым и личным контактам с представителями практически всех народов, предложенных для оценки по шкале Богардуса.
5. Славянское братство в восприятии студенческой молодежи до последнего времени сохраняло свою силу и сплоченность. Однако следует заметить, что в 2017 году украинцы попали в категорию «принятие как соседей», то есть социальная дистанция увеличилась. Вероятно, это связано с политическими событиями, происходящими в Украине. При этом в основном русские жители Донбасса оказались в категории «принятие как коллег по работе». То есть студенты Санкт-Петербурга готовы строить с гражданами Украины и жителями Донбасса деловые отношения, не выстраивая личных или дружеских.
Кстати, социальная дистанция по отношению к белорусам сохраняет свою стабильность на протяжении последних лет, что, безусловно, вселяет оптимизм. Однако славянское братство находится под угрозой, поскольку восприятие украинцев как братьев и друзей исчезает из сознания молодежи.
6. Социальная дистанция студентов по отношению к европейским этносам в целом ближе, чем к этносам Азии и Африки. Это говорит об устойчивой ориентации опрошенных студентов на европейскую культуру.
7. Неожиданными оказались результаты измерения социальной дистанции по отношению к американцам. В 2004 и 2012 годах американцы, как и большинство европейских народов, входили в категорию «принятие как соседей». В 2009 году студенческая молодежь пожелала «не видеть американцев даже среди туристов в своей стране», резко увеличив социальную дистанцию до максимальной.
Однако в 2017 году студенты отнесли американцев в категорию «принятие как друзей», несмотря на введенные санкции и прочие недружественные действия в отношении России.
Мы объясняем подобные результаты не только отсутствием интереса к политическим событиям у большей части современной российской молодежи, но и в огромной степени влиянием современной системы образования, ориентированной прежде всего на англоязычную литературу и доминирование американских концепций в гуманитарных науках.
Студенческая молодежь Санкт-Петербурга сдержанно реагирует на введение санкций со стороны США и европейских стран, выражая надежду на оптимизацию отношений между странами. Сегодня молодежь скорее ориентирована на сильное государство, сохраняя в то же время позитивную этническую идентичность.
8. К этносам Северного Кавказа и Средней Азии респонденты демонстрировали большую величину социальной дистанции. Это можно объяснить тем, что именно эти регионы являются основными источниками миграции в Санкт-Петербург. У жителей города вполне резонно возникает чувство напряженности в отношении представителей этих народов, поскольку до сих пор сохраняется нестабильность ситуации в Дагестане и странах Азии, граничащих с центральноазиатскими государствами. Террористический акт, совершенный 3 апреля 2017 года в петербургском метро выходцем из Средней Азии, подтверждает эти опасения и вызывает чувство недоверия.
Студенты, опрошенные в 2017-м, в целом проявили более близкую социальную дистанцию к этносам Азии по сравнению со студентами, обучавшимися в Санкт-Петербурге ранее. Однако сирийцы, народы Средней Азии и Дагестана стабильно попадают в категорию «принятие как граждан моей страны», что свидетельствует о гражданской ответственности студентов, но в то же время о довольно большой величине социальной дистанции.
9. Социальная дистанция проявляется как механизм психологической защиты от агрессивных установок и действий иной этнокультурной общности. Этот вывод подтверждают результаты сопоставления социальной и политической ситуации в разных странах мира.
10. В целом можно резонно подтвердить, что динамика социальной дистанции представляет собой одно из проявлений ассертивности. Увеличение социальной дистанции – это механизм защитной реакции людей на возможные угрозы.
комментарии(0)