0
5470
Газета Стиль жизни Интернет-версия

06.06.2000 00:00:00

Из истории налогового законодательства в России:

Михаил Гавлин

Об авторе: Михаил Львович Гавлин - кандидат исторических наук.

Тэги: налог


Рисунок Вадима Мисюка

В наше время, когда общество в таких сомнениях и муках поворачивается лицом к рыночной экономике, опыт взаимоотношений отечественного предпринимательства с государством, ярко проявившийся в истории налогового законодательства России, представляет особый интерес. Налоговая политика - один из решающих инструментов, с помощью которого государство во все времена влияет на развитие предпринимательского дела.

Еще при Петре I, в 1721 г., "городские обыватели" были организованы в особые разряды или гильдии и обложены гильдейским сбором. В 1742 г. были введены три купеческие гильдии. В царствование Екатерины II в России сложилась система "гильдейского" налогообложения. Манифестом 1775 г., изданным по случаю заключения мира с Турцией, был установлен гильдейский сбор как налог с объявленного капитала. "Гильдейским купцом" мог быть лишь тот, кто обладал капиталом не менее 500 руб. Тот, кто не имел таких денег, причислялся к мещанам. Объявление высшего капитала предоставлялось "на волю и совесть каждого". Обращает на себя внимание то, что уже тогда решающее значение придавалось нравственному началу как основе всякой цивилизованной коммерческой деятельности и государство было весьма заинтересовано в его развитии.

Принадлежность к той или иной гильдии давала особые торгово-промышленные права. Первой гильдии разрешалось заниматься торговлей и вне империи, выписывать и отпускать за границу товары, покупать оптом и в розницу, учреждать фабрики, заводы, неограниченное число промысловых заведений, магазинов и лавок. Второй гильдии разрешалось заниматься торговлей лишь внутри страны, развозить по воде и сухим путем товары по торгам и ярмаркам, обменивать и покупать товары оптом и в розницу. Третьей гильдии давалось право производить "мелочный торг", иметь станы, заниматься ремеслами, содержать речные суда малого калибра, иметь трактиры, торговые бани и постоялые дворы.

Обладая привилегиями в сфере торгово-промышленной деятельности в дореформенный период, гильдейское купечество имело и особые сословные права. В 1807 г. была снята денежная рекрутская повинность со всех трех гильдий. Купцы 1-й и 2-й гильдий были свободны от телесного наказания. Лица, пробывшие "непрерывно и беспорочно" в 1-й гильдии не менее 10 лет, приобретали право на получение потомственного почетного гражданства.

Отмена крепостного права вызвала необходимость переработки торгово-промышленного и налогового законодательства. К 1861 г. особой комиссией, созданной при Министерстве финансов, были составлены два проекта: "Положение о патентных пошлинах за право торговли и других промыслов" и "Изменения в уставе торговли". В выводах комиссии по проекту торгового устава указывалось на желательность "облегчить доступ к торговым занятиям большинству предприимчивых людей". В Положении о пошлинах 1863-1865 гг. закреплялись права на ведение торгово-промышленной деятельности всех сословий. В ст. 20 и 22 говорилось: "свидетельства, как купеческие, так и промысловые, могут быть выдаваемы лицам обоего пола, русским подданным всех состояний и иностранцам, кроме священнослужителей и нижних воинских чинов, находящихся на действительной службе... также всем без изъятия лицам, состоящим на службе государственной или по выборам, а равно женам и детям их дозволяется беспрепятственно получать свидетельства гильдейские и промысловые". Купеческие (или гильдейские) свидетельства предоставляли "лицам их взявшим, сверх прав на торговлю, звание купеческое и соединенные с оным личные преимущества".

Каковы же были торгово-промышленные права, предоставляемые гильдейскими свидетельствами по Положению 1863 -1865 гг.? Вместо прежних трех разрядов были введены гильдейские свидетельства двух разрядов: 1-й гильдии - для оптовой торговли и 2-й гильдии для розничной. Свидетельство 1-й гильдии давало право на торговлю оптовую по всей империи русскими и иностранными товарами из лавок или магазинов и розничную в том пункте (уезде), где взявший патент записан. Разрешалась также заграничная торговля. Владелец свидетельства 1-й гильдии мог содержать по месту "выборки" патента не только торговые, но и различные промышленные предприятия. По свидетельству 1-й гильдии в этот период разрешалось иметь неограниченное число торгово-промышленных заведений с обязательным взятием лишь одного дополнительного платного билета. Владельцы этих свидетельств также имели право принимать повсеместно, без ограничения суммы, подряды, поставки и откупа. Их обязаны были брать, кроме частных предпринимателей, также акционерные общества и товарищества на паях, банкирские и комиссионерские дома и страховые предприятия, а также транспортные и пароходные конторы.

Патент 2-й гильдии давал право вести розничную торговлю русскими и иностранными товарами из лавок или магазинов в том пункте (уезде), где он взят, а также заграничную розничную торговлю. Владелец свидетельства 2-й гильдии мог также принимать подряды, поставки и откупа на сумму не свыше 15 тыс. руб. и содержать промышленные предприятия, справочные и маклерские конторы, со взятием на каждое заведение особых билетов. Причем насчет промышленных заведений специально оговаривалось в ст. 54, что "содержатель фабрики и завода, на коих употребляются машины и снаряды, приводимые в движение паром или водою, или на коих более 16 работников, должен взять свидетельство 2-й гильдии по местному окладу и платить билетный сбор". Свидетельства 2-й гильдии были обязаны брать также владельцы трактиров в городах, платящие в местный городской доход не менее 200 руб. серебром в год акциза, владельцы извозчичьих заведений, где более 16 работников. Содержатели аптек, фотографий, типографий и литографий облагались билетным сбором по местному окладу 2-й гильдии. Таковы были критерии крупной торговли, промышленного производства и других предприятий в тот период.

По Положению 1863 -1865 гг. устанавливались новые оклады гильдейских свидетельств. За свидетельство 1-й гильдии брали повсеместно 265 руб. (вместо прежних 660 руб.), а по 2-й гильдии - в зависимости от класса местности. Например, за свидетельства 2-й гильдии по 1-му классу местности, к которой относились Москва и Петербург, уплачивалось 65 руб. (вместо прежних 264 руб.). Таким образом, налог на крупную торговлю и промышленность был значительно уменьшен по новому Положению о пошлинах. Кроме того, как признавало само Министерство финансов, крупные торговые и промышленные предприятия имели по этому Положению явные преимущества в тяжести налогообложения перед мелкими. Несомненно, такой подход к налоговой политике стоял в ряду других покровительственных мер, предпринятых правительством после реформы 1861 г. для того, чтобы стимулировать развитие отечественной, прежде всего крупной промышленности и торговли.

Система гильдейского законодательства и налогообложения крупной торговли и промышленности до 1885 г. не подвергалась существенным изменениям, за исключением повышения размеров налогов. В течение этого периода "Положение о пошлинах" было распространено с некоторыми отличиями на многие национальные окраины Российской империи. Однако частные меры, предпринимавшиеся для увеличения налогов на крупные капиталы, не дали эффективных результатов по устранению диспропорций, существовавших в области торговли и промышленности. Возраставшие финансовые трудности заставили правительство уделить особое внимание совершенствованию системы налогообложения торгово-промышленной буржуазии. Торговля и промышленность становились все более важными источниками поступлений в государственную казну. Министр финансов Н.Бунге предложил ввести дополнительный 3-процентный налог с чистой прибыли торговых и промышленных предприятий, начиная с доходов 20 тыс. руб. - для 1-й гильдии, а для 2-й гильдии - в зависимости от класса местности. Но этот проект вызвал протест предпринимателей и был отвергнут на заседании Государственного Совета. "Удобный момент для установления подоходного налога еще не наступил, - записано в его мнении. - При недостаточном еще развитии просвещения и общем недоверии к нему, налог подоходный непременно должен быть налогом всеобщим и завершающим все здание податной системы, а введение этого обложения только по одной отрасли хозяйства вызовет предубеждение к нему и недовольство".

Вышедшие 15 января 1885 г. "Правила обложения торговых и промышленных предприятий дополнительным сбором (процентным и раскладочным)" были значительно скромнее первоначального проекта Н.Бунге. По этим правилам торговые и промышленные предприятия, уплачивавшие гильдейские пошлины, облагались сверх того дополнительными процентным или же раскладочным сборами, 3-процентный дополнительный налог собирался только с акционерных обществ, товариществ на паях и других предприятий, обязанных публичной отчетностью. Налог этот определялся в размере 3% с чистой прибыли, полученной за истекший операционный год. Уплачивался он по месту нахождения правления. Основой для исчисления его должен был служить отчет правления общества, который публиковался и представлялся в губернские податные присутствия. На остальные гильдейские предприятия распространялся дополнительный раскладочный налог. Его определяли для каждой губернии по сумме производства фабрик и заводов - для промышленных предприятий и по размеру уплачиваемых пошлин за гильдейские свидетельства и билеты - для торговых предприятий. Общая сумма налога определялась законодательным порядком на три года для каждой губернии. Так, например, раскладочный сбор на первое трехлетие (1885 -1887 гг.) определялся в отношении промышленных предприятий в размере 0,1% - с суммы производства фабрик и заводов и 14,25 % - с размера пошлин за гильдейские свидетельства и билеты в отношении торговых предприятий. Наибольший размер обложения приходился на губернии: Московскую - 422 тыс. руб., Петербургскую - 333 тыс. руб. и Владимирскую - 109 тыс. руб.

Только в 1898 г. была проведена, наконец, новая реформа в налогообложении. Положение о государственном промысловом налоге практически открывало новую эпоху государственного регулирования крупной промышленности и торговли. Отметим ряд основных моментов. Положение 1898 г. впервые широко вводило элементы подоходного налогообложения крупных капиталов. Дополнительный налог собирался с акционерных и других предприятий, обязанных публичной отчетностью - в виде налога с капитала и процентного сбора с прибыли, превышающей определенный размер. Старый гильдейский сбор, хотя и потерял свое название, в сущности, продолжал существовать под именем "Основного промыслового налога", уплачиваемого, как и прежде, посредством "выборки" свидетельств, называвшихся теперь уже промысловыми, а не гильдейскими. Правда, если раньше в отношении крупных предприятий существовали свидетельства двух разрядов или гильдий, единые для торговых и промышленных предприятий, то теперь эти две сферы были разделены - важный момент, означавший окончательное юридическое признание отделения промышленности от торговли в области крупного предпринимательства. Для крупных торговых предприятий вводились свидетельства 1-го и 2-го разрядов, а для крупных промышленных - количество разрядов увеличивалось до пяти, была сохранена сословная организация купечества.

В принципе, гильдейское налогообложение представляло важный дополнительный источник скрытых прибылей для наиболее крупных предпринимателей и объединений, значительная часть громадных доходов которых ускользала от обложения. Неудивительно, что влиятельные предпринимательские круги на протяжении десятилетий отстаивали существующую систему налогообложения и сопротивлялись ее изменению. Позиция этих кругов в вопросах налогообложения находила поддержку в среде высшей бюрократии и в самом правительстве. Потому налоговые реформы носили охранительный характер по отношению к крупным торговцам и промышленникам, как и вся экономическая правительственная политика в целом. С другой стороны, система торгово-промышленного законодательства в условиях отсталой экономики отвечала требованиям относительно небольших групп крупнейших предпринимателей, гарантируя сохранение высоких прибылей и сверхприбылей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 01.05.24

0
862
Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
3150
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
4345
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
6278

Другие новости