0
4119
Газета Стиль жизни Интернет-версия

08.12.2000 00:00:00

Греческий бог и римский гладиатор

Тэги: Балет, хореография


Балет, хореография Михаил Мордкин и Анна Павлова.

Они были почти ровесниками - великая петербургская балерина Анна Павлова и "любимец московской публики", премьер Большого театра Михаил Мордкин. Она родилась в феврале 1881 года, он - 9 декабря 1880-го. На родине им почти не довелось вместе выступать. Зато период совместной работы за границей имел для обоих огромное значение.

Первая встреча состоялась в Москве. Хореограф Александр Горский поставил в декабре 1905 года свой вариант балета "Дочь фараона", полностью переработав старинный спектакль Петипа. Анна Павлова, заинтересовавшись этим экспериментом Горского, приехала в Москву, чтобы 15 января 1906 г. выступить в главной роли. Ее партнером стал Михаил Мордкин. В своих воспоминаниях, написанных в 1925 году в США, он рассказал о том огромном впечатлении, которое на него произвела Павлова. Судя по всему, она тоже была довольна партнером.

Следующая возможность танцевать вместе представилась в Париже, где Сергей Дягилев проводил летом 1909 года сезон русской оперы и балета. Мордкин был приглашен на роль "балетного аристократа" Рене де Божанси в спектакле "Павильон Армиды". И несмотря на то что к премьере 19 мая Павлова в Париж не приехала и Мордкин танцевал с другой исполнительницей, их совместное выступление все же состоялось. Павлова, к этому времени уже мировая знаменитость, участвовала в благотворительном концерте на сцене парижской Оперы в пользу жертв землетрясения в Мессине. Не исключено, что она сама выбрала свои партнером Мордкина. В нью-йоркском архиве сохранился любопытный документ - запись Мордкина на парижской программке, сделанная им, вероятно, в 1930-е годы: "Все в жизни момент: десять лет службы в Большом театре - один вечер в Опера... После этого вечера мы получили контракт... Так вот каков ваш московский калач Мордкин... Анна Павлова забыла свой чопорный Петербург, своих кавалеров и уехала с калачом в Америку". Американские гастроли были назначены на весну 1910 года.

В Москве Мордкин выступил в новом балете Горского "Саламбо". Роль Мато в этом спектакле стала одной из лучших в репертуаре артиста. Нам известны как хвалебные пассажи в рецензиях, так и отклики артистов оперы и драмы, восторгавшихся игрой Мордкина, ходивших смотреть, как он проводит эпизод в палатке с Саламбо (Екатериной Гельцер) и особенно сцену смерти Мато. Говорят, в числе их был даже Федор Шаляпин. Однако успех не помешал Мордкину после нескольких первых представлений попросить дирекцию об отпуске.

В Нью-Йорке артисты выступали с начала марта 1910 года на сцене оперного театра "Метрополитен", где имелась своя небольшая балетная труппа, малочисленная и предназначенная почти исключительно для обслуживания оперных спектаклей. Единственным балетом в ее репертуаре была "Коппелия", в ней-то Павловой с Мордкиным и пришлось танцевать. Однако значительно больший интерес вызвали номера, показанные в дивертисментах.

Балет в эти годы был в США развит слабо. И если отдельные балерины, по большей части итальянки, появлялись в Америке чаще всего в представлениях, которые давали увеселительные заведения, то танцовщиков-мужчин здесь до появления Мордкина видели мало и отношение к ним было самое скептическое. Поэтому московский артист произвел фурор. Павлова, со своей стороны, открыла американцам, какие глубины выразительности кроются в классическом танце, в котором они привыкли видеть лишь трюк: не более как умение крутиться и "бегать на пальцах".

Из всех номеров, которые артисты танцевали вместе, наибольшим успехом как в США, так и во время последующих гастролей в Англии пользовалась "Вакханалия" на музыку Александра Глазунова. Сохранилось немало описаний и фотографий спектакля. "Вакханалия" начиналась с того, что Павлова и Мордкин вылетали на сцену в обнимку, прижавшись друг к другу и держа высоко над головой большое, раздувавшееся на ветру полупрозрачное полотнище пламенно-багряного цвета. Он был одет в короткую тунику, густые чуть вьющиеся волосы украшены венком, на ногах открытые сандалии. Она тоже в тунике, но более длинной и с узором, на голове - убор из винограда, листьев и лент, обувь - тоже сандалии. Танец шел в стремительном темпе с отдельными остановками и поддержками дамы кавалером. Она заглядывала ему в лицо, прижималась к нему, млея от восторга, падала ему на руки, как бы в экстазе закидывая назад голову. Артисты казались опьяненными вином и страстью. Он пытался удержать ее в объятиях - она ускользала, дразнила, соглашалась было на поцелуй и снова бежала. В отдельных рецензиях упоминается, что они бросали друг другу охапки цветов. С цветами в руках Павлова снята и на некоторых фотографиях (возможно, детали танца менялись). В финале кавалер отшвыривал даму прочь от себя и она падала. Нередко в зале при этом звучал крик ужаса: "Она ушиблась!" Но Павлова тут же вскакивала.

У Мордкина был тоже свой коронный номер - "Танец с луком и стрелой". Одетый в "восточный", допускающий максимальное обнажение костюм: очень короткая туника, полностью открывающая ноги (без трико) с браслетами на щиколотках; он держал в руках огромный лук, из которого посылал за кулисы стрелу. Вариация состояла из прыжков и "героических" поз, позволяющих любоваться игрой мускулов на мощном, покрытом бронзовым загаром теле. Кстати, позднее, выступая с этим номером в Америке, Мордкин изменил его название на "Танец индейца" и надел на голову огромный убор из перьев, который, по сообщению газет, был им куплен у вождя племени Сиу.

Рецензенты, описывая выступления Мордкина, не уставали называть его "юным греческим богом", гладиатором, сравнивать с античными статуями, постоянно подчеркивали его мужественность и силу. Внешность и танцевальная манера Мордкина нравились не одним зрителям. Они устраивали и Павлову. Рядом с ним она казалась особенно легкой, воздушной. Сильный и ловкий, он великолепно выполнял любую поддержку, с ним можно было не опасаться случайностей. К тому же Мордкин был и по духу ближе Павловой, чем чинные, подчеркнуто галантные петербургские кавалеры. Обоих артистов влекло к темпераментной актерской игре, они обладали даром заражать друг друга, искренно увлекаться на сцене.

Гастроли весной 1910-го продолжились в Лондоне, в "Палас-театре". "Палас" был заведением несколько иного порядка, чем американские театры. Это был мюзик-холл, где русским танцовщикам (кроме Павловой и Мордкина, в маленькой труппе было еще шесть человек) было отдано одно отделение, кроме того, выступали иллюзионист, комик, местный кордебалет, демонстрировались и фильмы. Атмосфера "Паласа" сильно отличалась от той, к какой привыкли артисты русского Императорского балета. Зрители закусывали, и в зале, как рассказывают, всегда пахло апельсиновыми корками, на галерее щелкали орехи, а по рядам ходили продавцы пирожков с мясом. Тем не менее на спектаклях "русских звезд" все чаще стали появляться светские дамы и придворные. 23 апреля, к концу первой недели сезона, представление смотрел принц Уэльский (который вскоре взойдет на трон как король Георг Пятый). Огромный успех выступлений, восторженные рецензии, невиданные гонорары (Мордкин получал за четыре представления в Лондоне столько, сколько в Москве ему причиталось в год за работу артистом и режиссером балета Большого театра), естественно, побудили артистов заключить тут же контракт на новые многомесячные гастроли по Америке и Англии. Однако, чтобы осуществить задуманное, надо было получить годичный отпуск в театре. На этот раз дирекция ответила Мордкину отказом, в результате чего артист подал в отставку и покинул Большой театр в сентябре 1911 года, чтобы встретиться с Павловой в Лондоне, где она к этому времени уже приобрела дом.

В новые гастроли Мордкин ехал уже не только в качестве партнера, но также хореографа маленькой труппы. Кроме номеров и возобновленной Мордкиным "Жизели" везли поставленный им балет "Легенда об Азиадэ" на сборную музыку русских и французских композиторов в инструментовке Барго-Дюкудре. В балете излагалась история похищения шахом Рахманом бедуинки Азиадэ (ее партию танцевала Павлова) и ее мщения. Мордкин был живописен, страстен и красиво умирал.

Вторые гастроли по Америке были длинными и трудными. В специальном поезде из семи вагонов на протяжении более двадцати недель труппа объездила Соединенные Штаты и Канаду, закончив поездку в марте. Взаимоотношения между артистами за это время осложнились. Мордкин поощрял рекламу и не стеснялся подчас теснить Павлову. Ей же не могло нравиться, когда в газете появлялась статья, где вслед за восторженным описанием танца Мордкина было написано: "Павлова тоже очаровывает". Просматривая программы гастролей, замечаешь, как постепенно сокращается количество их совместных выступлений, от pas de deux сохраняются лишь отдельные вариации. Однако особой остроты противоречия достигли, когда в апреле 1911 года артисты вновь стали выступать в Лондоне. Поначалу успех был прежним, особенно в "Вакханалии", которой всегда завершался концерт. Но вот на пятый день гастролей - 21 апреля - по окончании этого номера за кулисами раздался звук звонкой пощечины. Это разгневанная Павлова, обвинившая партнера в "грубой поддержке", ударила Мордкина. В последующие дни журналисты имели много развлечений. Каждый вечер они съезжались в театр, чтобы поприсутствовать при скандале, разыгрывавшемся в зрительном зале, когда зрители безуспешно требовали "Вакханалию". "Все это смешно, абсурдно, даже выходит за рамки приличий. Но шикать в театре так увлекательно..." - писал критик газеты "Тэтлер". Наступившее спустя неделю примирение оказалось непрочным. Павлова начала подыскивать другого партнера и сказывалась больной, когда Мордкин в какой-то момент собрался было выступать с Кшесинской. Тем не менее контракт обязывал завершить сезон. По его окончании Павлова и Мордкин разошлись навсегда.

Павлова, обосновавшись в Лондоне, имела в дальнейшем собственную труппу, с которой объездила весь мир, и умерла во время очередных гастролей в Гааге в 1931 году. Мордкин вернулся было в 1912 году в Большой театр, снова уезжал, работал в первые послереволюционные годы, кроме Москвы, также на Украине и в Тифлисе, а в 1924 году окончательно покинул Россию. Последние двадцать лет (до смерти в 1944 году) он жил в Нью-Йорке, где имел школу и дважды организовывал труппу, ставя собственные спектакли и возобновляя русскую классику. Виделся ли он с Павловой (которая в США приезжала) - неизвестно. Но помнил он ее вне всяких сомнений.

Сохранилось много рассказов о классах, которые давал в 1920-1930 гг. Мордкин, о его весьма эксцентричной манере вести урок. Он любил, например, выкрикивать имена великих танцовщиков прошлого - чтобы поощрить ученика, но чаще, чтобы обвинить его в нерадивости. "Аничка, - кричал он, повернувшись к портрету Павловой, - смотри, что они делают! Они же ничего не умеют..." Тогда же, видимо, вспоминая прошлое, первые совместные выступления в Париже, он набросал процитированные выше строки. В своих печатных воспоминаниях Мордкин тоже много места уделяет Павловой, признается, что даже сохранил ленту от букета, подаренного ею в 1906 году, и заканчивает словами благодарности судьбе, которая свела его в свое время с этой великой балериной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1947
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
930
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4621
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3571

Другие новости