0
1407
Газета Стиль жизни Интернет-версия

27.12.2000 00:00:00

"И мертвый, он остался в моей власти..."

Игорь Ермаков

Об авторе: Игорь Александрович Ермаков - исламовед, переводчик с арабского языка.

Тэги: Рабин, Иерусалим, Аламут


Когда правительство Израиля и Организация освобождения Палестины в конце XX века пришли после долгих лет правового противостояния к мирным соглашениям, этот зыбкий мир почти тут же был орошен кровью. Израильский молодой фанатик в упор застрелил премьер-министра Рабина, главного миротворца своей страны, а два столь же молодых палестинца, пожертвовав собой, направили грузовик, начиненный взрывчаткой, на автобусы с мирными израильтянами, уничтожив десятки невинных людей.

Затем уже службами безопасности палестинцев был нейтрализован еще один террорист, тоже направивший грузовик со взрывчаткой на очередной мирный объект в Иерусалиме. Его наняла одна из непримиримых мусульманских сект. Юноше-смертнику обещали высокую награду: в раю он должен получить после выполнения боевого задания 8 тыс. долларов и 72 очаровательные пэри. Доллар, конечно, и в раю доллар. Только что на него там купишь? С гаремом дело ясное - какой мусульманин не мечтает иметь несметное число жен?!

Нет желания, да и возможности перечислять все существующие ныне террористические мусульманские организации или секты, но об отрядах фидаинов хочется сказать особо. Это элита исламских экстремистов, состоящая из хорошо обученных в специальных лагерях юношей и даже девушек, которых при выполнении военных операций не может остановить даже собственная смерть. Но вот что любопытно: непримиримые фидаины восходят своими обрядами посвящения и образом жизни к XI веку...

После смерти пророка Мухаммеда в 632 г. среди его приверженцев-мусульман произошел раскол. Одну из ветвей ислама, претерпевавшего в истории не одно превращение, составили исмаилиты - те из шиитов, кто признавал законным наследником имама Джафара его старшего сына Исмаила. Стержнем религиозно-политической доктрины исмаилитов стало учение об имамате: повиновение имаму-предстоятелю из рода Али. Исмаилитская пропаганда имела большой успех: к концу Х века под их властью оказались Магриб, Египет, Сирия, Палестина, Хиджаз. В то же время усилились соперничество и расхождения внутри исмаилитского руководства. В конце XI века последователи одной из групп исмаилитов - низариты, действовавшие в горных районах Сирии, Ливана, Ирака и Ирана, создали независимое государство с центром в крепости Аламут (Иран), просуществовавшее до середины XIII века. В практике политической борьбы низариты, подвергавшиеся суровым преследованиям со стороны арабского халифата, сами широко применяли террористические методы. Существует предание, что исполнители террористических акций употребляли наркотики (гашиш), за что их иногда называли "хашишийин". Это название в искаженной форме ассасин попало в европейские языки в значении "убийца".

Потеряв большинство своих крепостей под натиском монголов, низариты начали переселяться в Индию, хотя тайные общины исмаилитов сохранились во многих мусульманских странах и областях.

Заглянем в глубину веков. Личный представитель французского короля граф де ля Котье в 1098 году добрался до неприступного замка Аламут, расположенного в горах Северного Ирана. Поручение графа было весьма деликатным: установить союз христианского короля с могущественным вождем мусульманской секты ассасинов Хасаном ибн Шаббатом.

"Горный старик", как называли Хасана, обладал страшной силой над людьми. Семьдесят тысяч человек, верных ему и готовых умереть по одному его знаку, составляли грозную мощь, которой боялись многие правители от Ирана до Скандинавии. Никто не мог уйти от людей Хасана. В белых одеждах, перепоясанные красными поясами (цвета невинности и крови) они настигали жертву, преодолевая самые неприступные крепостные стены и самую мощную стражу.

А все началось с того, что визирь султана сельджукского государства Низам аль-Мульк приметил выдающиеся способности Хасана. Он приблизил его к себе и вскоре добился для того поста министра. "Благодарность" Хасана, который даже стал любимцем султана, выразилась в том, что он стал плести интриги против своего покровителя. Мудрый визирь, вовремя раскусив властолюбие своего протеже и его стремление занять место самого визиря при султане, умело "подставил" Хасана, обличив его во лжи. Любой другой за такой проступок был бы казнен, но великий султан пожалел бывшего любимца. Ему оставили жизнь, но отняли все титулы, отправив в дальнюю ссылку на север.

С того дня месть стала для Хасана смыслом всей его жизни. Он решил создать собственную империю, без границ и пределов. И создал. Из горного замка Аламут был дан приказ казнить султана и визиря Низама. Ассасины успешно справились с порученным делом.

Будучи исмаилитом и достигнув высшей степени посвящения в этой ветви ислама, Хасан стал намекать верным людям, что ему и только ему открыты сокровенный смысл и тайны веры. Но и этого мало. "Горный старик" уверял, что рай, который пророк обещал правоверным мусульманам, можно вкусить еще на земле. И Хасан может помочь в этом своим единоверцам. Как прирожденный лидер, первых своих приверженцев он искал среди тех, кто расположен верить сладким речам и беспрекословно повиноваться.

Именно в психологической обработке первых приверженцев Хасан нашел подкрепление своего авторитета и власти, после чего быстро стал властелином тайной империи. Великий властолюбец и лжец тщательно скрывал, что рай для посвященных он устраивал с помощью гашиша.

Число приобщившихся к неземным радостям стало стремительно расти. Пребывание на земле казалось им пресным, и они жили воспоминаниями о рае, куда снова мечтали вернуться. Вскоре они перестали ценить и собственную жизнь, и жизнь тех, кого убивали без всяких раздумий. Но тут Хасан столкнулся с новыми трудностями: его воины один за одним кончали жизнь самоубийством. Пришлось объяснять, что это отступники, а путь в рай лежит только через повиновение Хасану и смерть, принятую по его приказу.

Воины созданного Хасаном тайного ордена с радостью брались за самые опасные задания, и если кто-то из них возвращался в Аламут живым с окровавленным кинжалом (единственное оружие ассасинов), на него взирали как на недоумка, лишившего себя райского блаженства.

Ассасины постепенно приучались своим владыкой к тому, что они воюют и убивают за веру. Хасан, претендуя на роль нового пророка, объяснял им, что в цепи сотворения мира было семь звеньев и божественная мудрость открывается в каждом месте сочленения звеньев по мере продвижения посвященного к Богу. Посвященные на каждой ступени познания получали откровения, опровергающие все, что было познано ранее. На высшей ступени раскрывалась последняя тайна ассасинов: царство небесное и ад суть одно и то же. Вот тебе и обещанный рай! Может, Хасан ибн Шаббат до сих пор поджаривается в аду? Хотя бы за те "шутки", что он проделывал со своими преданными воинами. Тридцать четыре года, до самой смерти, "горный старик" не покидал своего замка: его глаза, уши и длинные руки с кинжалами были повсюду. Число сторонников тайного императора не убывало, все новые и новые молодые люди заменяли погибших или казненных Хасаном. Он любил это зрелище. Иногда объявлял, что кем-то недоволен, и повелевал отрубить повинному голову. Обычно жертва выбиралась из наиболее приближенных к владыке. Когда все уже знали, что казнь совершена, Хасан приглашал к себе группу новичков, готовящихся к посвящению. На ковре они видели блюдо с окровавленной мертвой головой. "Этот человек обманул меня, - говорил Хасан. - Но волей Аллаха ложь его мне открылась. Но и мертвый, он остался в моей власти. Сейчас я оживлю его голову". После молитвы Хасан делал магические знаки, и к ужасу присутствующих мертвая голова открывала глаза. Хасан говорил с нею, просил других задавать ей вопросы, и они получали ответы от известного им человека. Страх перед великой властью "горного старика" рос еще стремительнее. Когда все уходили, Хасан раздвигал блюдо, составленное из двух половинок. Человек, сидевший в яме так, что только его голова возвышалась над полом, спрашивал: "Так ли я говорил, повелитель?" - "Да. Я доволен тобой". А через час-другой голова казненного, на этот раз отрубленная уже взаправду, насаженная на пику, водружалась у ворот замка.

Но не все вечно под луной. Страх жил и в душе "бесстрашного повелителя". Он убил обоих своих сыновей, чтобы они не заняли его место, однако позаботился о том, чтобы после его кончины орден возглавил "достойнейший". Им оказался Хасан-второй, прозванный Ненавистным и вскоре объявивший себя богом, а затем передавший власть сыну Мухаммеду-второму. В 1256 году еще более безжалостная, чем ассасины, монгольская конница разгромила тайную империю и ее столицу Аламут. В Сирии и Ливане мамлюки добили остатки секты. Долгое время считалось, что орден ассасинов перестал существовать.

И все-таки орден, исповедующий не только борьбу за веру, но и культ воина, продолжал существовать подпольно. Один французский исследователь обнаружил, что в небольшой деревушке между Исфаганом и Тегераном живет в окружении охранников и приверженцев предводитель ассасинов, и все они почитают его и подчиняются ему, как богу. Другие сведения об ассасинах относятся уже к XIX веку. Легенда гласит, что некоторые из них сумели спастись и бежали в Индию, где примкнули к служителям индуистской богини Кали. Именно ассасины основали в Индии касту наследственных убийц, известных как таги (обманщики, убийцы) или фансигары (душители).

Только в Центральной Индии таги убили миллион человек с XVII по XIX век. Банды объединяли по 150 отборных головорезов, выслеживали богатых путешественников, настигали их и душили с помощью головной повязки. Ограбив жертв, они потрошили и расчленяли тела убитых, используя при этом священные мотыги - "зубы Кали", а затем сжигали неосторожных путешественников. Большую часть времени таги жили, как все обычные люди в родных деревнях и чаще всего считались ремесленниками. Но каждый год на несколько недель они посвящали себя убийству, которое было их священной миссией, их богослужением. Чтобы не быть узнанными, они действовали вдалеке от родных краев.

Забавно, но таги с сомнительным милосердием усыновляли малых сыновей своих жертв, которых до этого зверски убивали и глумились над их трупами. Они обучали их тайному языку и знакам секты, стремились, чтобы юноша после торжественного обряда посвящения проходил весь путь тайного служителя Кали: ученик, искатель жертв, копатель могил и, наконец, убийца-исполнитель.

Разными путями пошли потомки и последователи ассасинов и тагов. Наиболее сильно традиции сохранились в действиях террористических мусульманских сект типа "Джихад" и "Хизбалла" и особенно в отрядах фидаинов.

Термин "фидаин" (жертвующий собой) был широко распространен в середине и второй половине XX века преимущественно в странах Ближнего и Среднего Востока для характеристики людей, борющихся с оружием в руках ради идеи и готовых отдать свою жизнь за "святое дело".

Если в Средние века террористов-смертников называли ассасинами, то в XX веке в Иране фидаинами называли некоторых бесстрашных участников народного ополчения в революции 1907-1911 гг., а после Второй мировой войны - членов террористической религиозно-политической организации "Федаяне эслам", устраивавших покушения на жизнь политических и общественных деятелей Ирана и Среднего Востока. Эта организация, основанная иранским муллой Наввабом Сафави, распущена в 1949 г., но подобные ей нелегальные группировки существуют в Ливане и Иране по сей день. Сегодня их членов если и называют ассасинами, то изредка.

Могущественная организация ассасинов, державшая всю Европу в страхе, несла не только смерть. Ассасины родили идею тайного ордена с его жесткой организацией и доктриной. Многие европейские и международные общества и ордены, особенно исповедующие культ воинской силы, незримыми корнями духовного родства связаны с развалинами старинной крепости Аламут. Терроризм страшен, но он стал фактом нашей повседневной жизни. И сегодня в какой-нибудь южной, пыльной деревушке ослепленный верой и совращенный обещанным раем юноша продумывает маршрут, по которому поведет наполненный взрывчаткой грузовик, чтобы врезаться в стену дома или автобус с детьми...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1481
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1690
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1793
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4114

Другие новости