Бюст в подольском Парке культуры посвящен Виктору Талалихину.
Подольск - город южный по отношению к Москве и далеко не маленький: в нем проживает почти двести тысяч подольчан - больше, чем во всех отдельно взятых городах Московской области, но чуть меньше, чем в областном Великом Новгороде на северо-западе.
Однако нашему городу-южанину идет всего лишь 220-й год. Императрица повелела: "Нашему Генералу в Москве, Главнокомандующему, Князю Долгорукову-Крымскому исполнить... для управления Губернии, в коих Столицы в Московской Губернии,... переименовать городами - дворцовое село Колычево... и экономическое село Подол".
Лет двести назад во вновь образованном городе Подольске проживало не более тысячи человек, еще через сто лет, судя по данным переписи, уже 3798.
... В начале сентября 1812 года французы зашли в Подольск, которому еще не исполнилось и тридцати одного года. Они заняли его, но не захватили. Пожгли дома на правой стороне реки, пограбили, уничтожили "плавучий" мост, особенно пострадали несколько деревень. "Владелец усадьбы Вороново московский генерал-губернатор Ф.В.Растопчин (что описано в книге "Подольск и его окрестности". 1999 г. - А.Е.), прежде чем покинуть пепелище, оставил на двери местной церкви дощечку с надписью: "Я украшал в течение восьми лет это владение. Жители этих мест в числе 1710-ти покидают его при вашем приближении, и я поджег свой дом, чтобы не был осквернен вашим присутствием. Французы, я вам оставил свои два дома в Москве, убранства на полмиллиона рублей. Здесь вы не найдете ничего, кроме пепла".
"Скажи-ка, дядя,
ведь недаром..."
Уже после Бородина по Подольскому уезду князь Оболенский собрал свой народ от села Троицкого (15 км от Подольска по Варшавке), где был объявлен сбор ополченцев; в Тарутине поставили крепость и тут же скоротечно сформировали партизанские отряды Дорохова, Дениса Давыдова, Фигнера и других. И уже 6 октября произошел бой под Тарутином, когда началось контрнаступление нашей армии. На следующий день Наполеон оставляет пылающую Москву, и уже под Малоярославцем, когда русские ударили по французам, им пришлось передвигаться к северу - на Можайскую дорогу.
Через четверть века после 1812 года в Тарутине был поставлен памятник, на постаменте которого высечено: "На сем месте Российское воинство, предводительствуемое фельдмаршалом Кутузовым, укрепясь, спасло Россию и Европу". В деревнях Спас-Купле, Кузовлеве есть памятники, а также стела в Крестах, которые установлены еще с давних пор. А вот в самом городе стоит памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову. Правда, совсем недавно, в 1995 г. восстановили памятник-обелиск "Гренадерам Милорадовича, павшим на Подольской земле в 1812 году". Этот же первый памятник был еще в 1912 году, но после Октябрьского переворота его снесли. Большевикам, видно, разонравился Милорадович и сами герои-гренадеры. И сколько их порушено после "революции" семнадцатого года - несть числа...
... Через сто двадцать девять лет, день в день, 22-го июня 1941 года коварный враг снова напал на Москву, теперь уже не француз, а немец. Уже заметно выросшему Подольску исполнилось 160 лет. Шестого октября бои начались не под Тарутином, а ближе к границе Подольского района Московской области по деревням Усть-Кувшиново, Савиново, Ильино и Детчино - к устремившимся на столицу танковым колоннам.
"Можайская линия обороны сооружалась с июля 1941 года на рубеже (с севера на юг): Московское море, западнее Волоколамска, Можайска, Малоярославца до Детчина (левый фланг) общей протяженностью 220 километров. Она имела три оборонительные полосы глубиной 60-80 километров на площади в 300 тысяч квадратных километров", - так описывал в книге "С верой в Победу" Дмитрий Панков, заслуженный учитель РФ, кандидат исторических наук, член Союза писателей России. Он написал несколько книг, главная - о подвиге подольских курсантов. "Главная наша надежда и опора в эти часы - Подольские училища..." - это слова из мемуаров члена Военного совета Московского военного округа и Московской зоны обороны К.Ф.Телегина. Сколько же молодых парней-курсантов пало на подступах Москвы и Подольска! В книге Д.Панкова даны выдержки из статьи газеты "Правда": "Они полегли на поле боя, но не отступили и дали время создать за своей спиной новый рубеж обороны..."
"Памяти павших -
будьте достойны..."
В Подольске памятников Великой Отечественной не так уж мало, и это хорошо. На улице Кирова (это и есть направление Варшавского шоссе - от Москвы до Малоярославца) в автобусе водителя просят: "Остановите у пушки". Длинноствольная пушка стоит на земляном бруствере, как будто вот-вот выстрелит. И совсем рядом, в полусотне метров от гаубицы, порывом идут железные парни - памятник "Курсантам Подольских военных училищ" (1975 г.). А малыши стараются залезть на пушку, прыгают на лафет, играют в войну с пластмассовыми автоматиками. У железных курсантов всегда венки и цветы, по субботам идут к ним женихи и невесты. И что приятно, совсем недавно был построен новый суперсовременный Дворец спорта, он же ледовый Хоккейный клуб суперлиги "Витязь". Болельщиков на матче полно, хотя "Витязь" нередко проигрывает. Пока. Как побеждали курсанты в смертельном бою с врагами, так будут выигрывать и подольские хоккеисты в решающих матчах. А Дворец спорта просто хорош - кроны сосен и лиственных деревьев почти скрывают бело-голубой спорткомплекс. Не зря сблизились через Варшавку железные курсанты и хоккеисты-витязи.
От Сквера подольских курсантов на юго-запад по Варшавскому шоссе через несколько километров можно выйти на остановку воинской части "Кузнечики". В двух сотнях метров от КПП налево установлена в металле панорама воздушного боя: немецкий самолет, загоревшись, вот-вот падет на землю, а советский истребитель взмывает вверх. Не сразу заметишь, что за соснами на высокой крутизне стоит красивый памятник летчика в шлеме. По бетонной лестнице можно выйти к скверу. На плитах уложен конусообразный гранитный блок, на котором выгравировано, что летчик Виктор Талалихин в ночь на седьмое августа 1941 года совершил таран на вражеский самолет.
Этот ночной таран был первым в мировой военной истории. Через три месяца 23-летний Виктор Талалихин погибает в неравном бою близ деревни Каменка. В самом Подольске в Парке культуры есть бюст Героя Советского Союза В.Талалихина - он более официален. На постаменте - металлическая доска со словами о подвиге героя-истребителя и его гибели. В архиве Министерства обороны РФ (бывшего Советского Союза) и Подольска наверняка имеются исторические материалы и документы летчика Талалихина. А у границы Подольского района на берегу реки Нары в полутора километрах от поселка Каменка сооружен мемориал Памяти - отсюда не пустила Красная Армия захватчиков на Подольск и Москву.
Еще один мемориал, на котором высечены на бетонной плите рвущиеся в бой с гранатами и автоматами советские солдаты (ноябрь 1971 г.). И рядом же - Вечный огонь. Перед ним поставили полуметровый постамент из мраморных плит. На одной из них выбиты слова: "Героям-подольчанам, жизнью своей защитившим Родину, честь и свободу".
И последнее. В двухстах метрах от железной дороги в маленьком скверике нынешним летом установлен большой камень на мраморной плите. Шлифованными словами начертано: "Это не должно повториться...". Камень установлен в память жертв политических репрессий.