0
3464
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.06.2001 00:00:00

"Расплескалась синева, расплескалась..."

Тамара Замятина

Об авторе: Тамара Николаевна Замятина, Николай Александрович Калинцев - корр. ИТАР-ТАСС в Югославии.

Тэги: македония, югославия, война, войска


македония, югославия, война, войска

КАЖДОЕ утро, в 6 часов, в расположении Российского военного контингента (РВК) в составе международных сил для Косово (КФОР) - в аэропорту Слатина близ Приштины - трубач сигналит подъем. Следом из усилителя разносятся окрест слова любимой песни десантников "Расплескалась синева, расплескалась...". Дислоцированные рядом английские военнослужащие обижаются: у них подъем на час позже, но "русская музыка" будит и их.

"Это что - ваш национальный гимн?" - спрашивают англичане. Наши удивляются: "Мы знаем, что гимн Великобритании - "Боже, храни королеву", а они нашего не знают".

Зарядка, боевая и строевая подготовка, развод караулов, уборка территории. Все, да не все, как в регулярной Российской армии. За охраняемой оградой аэродрома - недружественное, мягко говоря, окружение.

Тактические группы РВК размещены на территории Косово в американском, британском и немецком секторах ответственности. Но не в населенных братьями-сербами анклавах. Наши несут миротворческую службу в албанских районах и постоянно чувствуют себя живыми мишенями.

Таков, говорят, был мстительный умысел руководства НАТО после того, как наши 11 июня 1999 года, после окончания агрессии против Югославии, первыми вошли на территорию Косово и заняли аэропорт Слатина. Сейчас у россиян отобраны и командные функции по управлению полетами. Отчасти и из-за навязанного размещения РВК в Косово периодически гибнут наши парни. Один был застрелен албанским подростком, другой отлучился с охраняемой территории и был найден убитым, третий погиб от пули снайпера во время маркировки границы между Сербией и Косово. Его сослуживец в той переделке психологически сломался. Сказал командиру, что разрывает контракт и уезжает в Россию. "Я, - говорит, - даже в Чечне под такой шквальный огонь не попадал".

Ныне, в июне, обстановка становится еще опаснее. 31 мая завершилась операция по возвращению югославских сил безопасности в 5-километровую буферную зону вокруг Косово. Руководство КФОР пообещало амнистию тем албанским боевикам, которые к этому сроку сложат оружие. Сдавались они, по словам командующего РВК генерала Владимира Казанцева, скорее "в добровольно-принудительном порядке".

Шестеро экстремистов были взяты в плен в местечке Вела-Глава, где была одна из баз нелегальной албанской "Освободительной армии". "Натиск и решительность наших были такой силы, что противник побросал все имущество, успев, правда, поджечь палатки с боеприпасами, униформами и продуктами", - рассказал нам подполковник Олег Карагайчев, командир 13-й тактической группы, дислоцированной в городе Косовска-Каменица. Атаку десантников поддержали огнем американцы из смешанного патруля. По итогам операции девятеро россиян за проявленную храбрость представлены к орденам и медалям за мужество.

После того как миротворцам сдался один из командиров албанских боевиков Муслию, разоружение боевиков пошло активнее. "Они стали привозить нам оружие тракторными прицепами, а всего сдались 573 албанца", - рассказал генерал Казанцев.

Командующий РВК не строит иллюзий по поводу успешно завершившейся операции по возвращению югославской армии и полиции в буферную зону вокруг Косово. Бандиты никогда не говорят: "Прощай, оружие". Все они переместились с юга Сербии на территорию края или в соседнюю Македонию, где развязывается настоящая межэтническая война. "Они, воевавшие все последние годы, пахать землю не приучены, поэтому мы ждем и в Косово начала минно-снайперской войны", - говорит Казанцев на основе своего личного опыта из чеченской кампании. По его мнению, эффективным показало себя совместное российско-американское патрулирование местности. В стадии разработки и операция по охране границы Сербии с Косово силами военнослужащих России, США и Югославии. Это снизит опасность для жизни наших миротворцев, хотя и не снимет риск. А беречь солдат - главная заповедь командующего РВК.

Зная, какое наследство досталось нашим на разбомбленном натовцами аэродроме Слатина, диву даешься, как за два года десантники умудрились создать здесь образцово-показательное хозяйство. Это своего рода памятник тем, кто погиб на расчистке территории от ударов тока из оборванных высоковольтных кабелей. О прицельных бомбежках напоминают разве что снесенные до голого фундамента бывшие казармы югославской армии. А те, что мало-мальски уцелели, восстановлены и превращены в солдатские и офицерские общежития с банно-прачечными помещениями и уголками для тренажеров.

О душевном здоровье десантников, вместе со вчерашними "замполитами", нынешними офицерами по воспитательной работе, заботится отец Сергий. Сам он из Тулы, прибыл в РВК две недели назад. Службу он ведет в палатке с крестом. В боснийском Углевике, где раньше служил Казанцев, миротворцы построили деревянную часовню. Возводить церковь в Косово генерал не хочет. "Ее сразу же сожгут албанцы после нашего ухода", - говорит он.

В составе нашего РВК службу несут 3213 контрактников. Больше половины из них дислоцированы в Слатине. Народ здесь "сборный" - из многих российских провинций. И вкусы деревенских и городских жителей наглядно отражаются в обустройстве территории. Уж, конечно, не горожане создали своими руками невероятной красоты живой уголок, где за проволочным ограждением построены кирпичные домики с облицованными изразцами окошками для кур и кроликов, а также для единственной любимицы-черепахи. Не исключено, что водоемы с японской икебаной и фонтанчиком соорудили жители мегаполисов. А уж розы, стриженые газоны и любовно посаженные голубые ели-елочки, которым присвоены имена женщин-контрактниц, - это явно дань мужчин прекрасному полу, который тоже достойно представлен в составе РВК в лице медсестер и врачей, делопроизводителей, поварих. Службу они несут не без дамского кокетства: подкрашены, как москвички на столичных улицах, формы подогнаны по фигуре безукоризненно, туфельки в нарушение устава прощаются. Не отказывают себе, по их признанию, и в "маленьких радостях": в покупке европейских кастрюль для семьи, велосипедов для детей, а уж в международных звонках на родину - тем более.

Генерал Казанцев накормил нас офицерским обедом. В солдатской столовой еда была не хуже: суп, салат, мясо, компот. Рацион готовится из расчета четыре доллара в сутки. Участвовавшая в тендере на поставки продуктов для РВК болгарская фирма помогла сэкономить российскому государству 50 центов на каждого бойца.

Ох, уж эта экономия! К предстоящей зиме в аэропорту Слатина надо отремонтировать центральное отопление, поменять котлы, чтобы не пользоваться, как в предыдущую морозную зиму, печками-"буржуйками". Нужно построить еще два общежития. Но денег нет. Зарплату не выдают с февраля. Генерал Казанцев останется в ближайшие дни номинально командующим РВК, потому что Совет Федерации еще не утвердил продолжение мандата наших миротворцев в Косово.

В том, что они там нужны, мы, проработавшие пять горячих лет в Белграде, не сомневаемся. Резолюция 1244 Совета Безопасности ООН, принятая после завершения агрессии НАТО против СРЮ, четко закрепила статус Косово как составной части Югославии. Но албанцы не для того создавали свою "Освободительную армию", чтобы смириться со статусом сербской провинции. Лидеры Запада, которые на словах двумя руками за резолюцию 1244, не намерены ссориться со своими недавними союзниками в борьбе с режимом Слободана Милошевича - с косовскими албанцами. Для них это был бы излишний риск, чреватый угрозой для драгоценных жизней солдат НАТО. Только Россия последовательно придерживается буквы и духа упомянутой резолюции. Уйдем мы из Косово - от нее и следа не останется, о чем свидетельствует недавно принятый шефом гражданской миссии ООН Хансом Хеккерупом документ под названием "Конституционные рамки временного самоуправления в Косово". Документ принят вопреки позиции властей СРЮ и России, в обход СБ ООН, правда, с личного одобрения генсека Кофи Аннана, что дела не меняет. Президент Югославии Воислав Коштуница, правительство и парламент страны видят в "Конституционных рамках" попытку пересмотра резолюции 1244, придания краю признаков государственности и предопределение его будущего независимого статуса. Сербы, по вердикту Хеккерупа, практически лишены права участвовать в назначенных на 17 ноября всеобщих выборах в Косово. Какие им, несчастным, выборы, если они и в административном центре края - Приштине - не смеют носа высунуть из тех нескольких домов, где еще остаются жить из чисто сербского упрямства. Мы навещали их там, в Приштине, откуда им просто некуда бежать с семьями. Питаются за счет гуманитарной помощи - в коридорах мешки с мукой. Дети дальше охраняемой военнослужащими КФОР площадки перед подъездами гулять не смеют. Из окон противоположного албанского дома - взрывы петард и оскорбительные выкрики, чаще угрозы.

Если мы уйдем из Косово, для сербов это будет удар в сердце. Когда наши десантники первыми два года назад входили в Приштину - время было за полночь, но сербы тысячами встречали российскую передовую колонну цветами, песнями и салютами. Сербы говорили: "Ну, теперь, под защитой русских мы спасены, бежать из Косово не будем". Нас в итоге "зажали" в Слатине и разместили в албанских районах. Свыше 300 тысяч сербов покинули территорию края. Полторы тысячи граждан неалбанской национальности за время международного присутствия в крае убиты, столько же числятся без вести пропавшими.

Нам надо оставаться в Косово, но в другом качественном и количественном виде. Видный ученый-балканист Елена Гуськова тоже убеждена в необходимости нашего военного присутствия в крае, где, по ее мнению, скоро грядут перемены. "Если там нас не будет, развитие может пойти по невыгодному России и Югославии сценарию", - отметила она. Разумные сокращения профессор Гуськова не исключает, как и командование РВК. Кстати, резервы для этого создали натовские плановики и албанцы. Российским миротворцам так и не удалось войти в Ораховац, где оставшиеся сербские кварталы превратились в гетто. Значит, "ораховская" тактическая группа могла бы безболезненно вернуться на родину. Необходимость поднятия престижа РВК поняли и в Москве, поставив соответствующую задачу перед командованием нашего контингента. Сейчас здесь все больше военнослужащих со знанием албанского языка. Обрабатывается местная пресса, хотя к Интернету в Слатине доступа нет, да и компьютеры являются "персональными" в прямом смысле этого слова. Покупают их офицеры для дома в России, а пока используют для общего блага. Опубликовала одна из албанских газет благодарность русским за расчистку минного поля или обустройство дороги - надо работать дальше. В Косовска-Каменице на сербско-албанской радиостанции звучит и программа "Русский час". В Косовом-Поле уже два года действует российский госпиталь, где медицинскую помощь, включая роды, оказывают всем местным жителям, не спрашивая о национальности. Косят албанцы траву на территории аэропорта Слатина - это тоже неиспользованный информационный повод, так как албанские экстремисты запрещают соплеменникам контакты с русскими. Встретился генерал Казанцев с командующим Косовского защитного корпуса (КЗК) Азимом Чеку - никто, увы, об этом не знает.

А встреча была достойна современной хроники. Албанец Чеку - дезертировавший в свое время капитан югославской армии. Воевал во время межэтнического кризиса на Балканах на стороне хорватов, получил от покойного президента Франьо Туджмана звание бригадного генерала хорватской армии. С сербами, говорят, расправлялся жестоко и немилосердно, как с личными врагами. В конце 90-х был одним из лидеров "Освободительной армии Косово" (ОАК), ныне возглавляет КЗК - своего рода "министерство по чрезвычайным ситуациям", созданное при содействии Запада на базе ОАК.

Встречу с генералом Казанцевым запросил Чеку лично, после того как российские миротворцы пристрастно досмотрели его автомобиль и телохранителей. "Сотрудникам КЗК разрешено иметь только пистолеты, но это ограничение нарушается сплошь и рядом", - рассказал Казанцев. Вместо оказания помощи населению в экстремальных условиях КЗК тяготеет к превращению в регулярную армию, чему противятся россияне и на что сквозь пальцы смотрят их партнеры по КФОР. "Трясли мы их и трясти будем", - с солдатской прямолинейностью говорит генерал Казанцев. В официальном сообщении о его встрече с комендантом Чеку говорится, что стороны договорились о сотрудничестве.

"Синева" - символ голубого флага Воздушно-десантных войск РФ - "расплескалась" далеко за границы России. Это неоценимый опыт сотрудничества наших миротворцев из Нижегородчины, Рязани, Чувашии с международным сообществом и одновременно обкатка проекта создания в России профессиональной армии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1424
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1622
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1726
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4024

Другие новости