0
2934
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.07.2001 00:00:00

"Веда" означает "знание"

Ирина Глушкова

Об авторе: Ирина Петровна Глушкова - старший научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН.

Тэги: восток, мифология, мантры, веды


КОГДА в 1995 г. Верховный суд Индии, рассматривая дела о религиозной принадлежности граждан, уточнил семь основополагающих признаков "индусскости", то первым было названо "признание вед в качестве наивысшего авторитета в религиозных и философских вопросах и единственного фундамента индусской философии".

Словом "веда" ("сакральное знание", ср. русское "ведать", "ведовство") называют четыре свода, в которых отразилась вся совокупность представлений древних индийцев об окружавшем их мире, где неразрывно, а вернее, взаимозависимо существовали люди и боги. Эти памятники индийская традиция относит к категории "шрути", то есть откровений, "услышанных" обладающими особым слухом и видением мудрецами-риши, которые и донесли непреложную истину до своих соплеменников. Самая древняя и обширная из вед - "Ригведа" (РВ), веда гимнов, содержит 1028 гимнов разной величины (от 1 до 58 стихов при средней протяженности в 10-11 стихов, всего - 10462 стиха), которые объединены в 10 циклов (мандал), связанных с определенными кланами древнеиндийских мудрецов. Кроме РВ, существуют еще три веды - "Самаведа" (веда напевов), "Яджурведа" (веда жертвенных формул) и "Атхарваведа" (веда заклинаний).

РВ - культовый (в первозданном смысле этого слова) памятник, и в ее основе лежит ситуация обмена, выраженная в ритуальных жертвоприношениях и в ответной милости богов. При этом не только благополучие адептов зиждется на воле небожителей, но и последние буквально и фигурально зависят от количества совершаемых в их честь жертвоприношений и качества прославляющих их гимнов: Агни, огонь жертвенного костра, а потому посредник между просителем и дарителем, ярко вспыхивает, когда в него подливают жертвенное масло, а Индра, бог-громовержец, "разрастается", если ему подносят сому, напиток-стимулятор. Гимны, как правило, состоят из двух частей: в одной части настойчиво повторяется просьба адепта (об увеличении поголовья скота, излечении от болезни, обретении потомства, победе над врагом и т.д.), а в другой содержится описание божества, к которому взывают. Наряду с лестными эпитетами ("могущественный", "ярко сияющий", "прозорливый", "самый щедрый", "сильнейший" и т.д.) гимны содержат мифологические отсылки-намеки, которые образуют основу для реконструкции древнеиндийской, а через более архаические пласты - и индоевропейской мифологической системы.

Стержень этой системы создают космогонические мифы, представленные рядом вариантов. Существовавший первоначально хаос, то есть отсутствие каких бы то ни было элементов в их взаимозависимости, "перетекает" в воды, из которых родилась вселенная, в том числе - путем сгущения (пахтания) вод - и земля. В другом варианте из вод произошло яйцо, а из него - демиург Праджапати; яйцо раскололось, и золотая половина стала небом, а серебряная - землей. В третьем варианте вселенная, а также социальная организация общества и даже сами веды сотворяются жертвоприношением первочеловека - тысячеглавого, тысячеглазого, тысяченогого Пуруши. Наличие в значительной степени несовместимых друг с другом вариантов (как в ведах, так и в примыкающих к ним более поздних жанрах ритуального и философского характера - брахманах, араньяках и упанишадах) как раз и объясняет, почему нет ничего противоестественного в том, чтобы считать ведийские источники "единственным фундаментом индусской философии". Сформировавшиеся впоследствии различные философские школы сначала производили селекцию, а потом подвергали отобранное непротиворечивой интерпретации. Еще в процессе кодификации памятника, последовавшей значительно позже создания отдельных гимнов, ведийский язык (ведийский санскрит) был малодоступен для понимания, и наиболее ранние из известных комментариев, например, к РВ, стали появляться уже в середине I тысячелетия до н.э. Неясность, непрозрачность и неоднозначность усугубляли сакральность текстов и открывали широкий простор для взаимоисключающих построений. Высший божественный уровень в РВ представлен 33 богами, подразделяемыми на земных (например, Агни и Сома), атмосферных (Индра, Вайю и др.) и небесных (Варуна, Сурья, Дьяус, Митра и др.). Наибольшее число гимнов - 250 - посвящено гиганту-громовержцу, могущественному Индре, богу, наделенному неистовой жадностью, утоляемой лишь морем сомы и трапезой из 300 быков. Он вправе претендовать на лидерство в ведийском пантеоне, поскольку ведет неукротимую борьбу с противниками богов - демонами-асурами (Вритрой, Валой и др.) и выходит безусловным победителем, освобождая то упрятанный скот или украденное солнце, то пропавшую утреннюю зарю или запруженные скалой воды. Таким образом, восстанавливающий упорядоченный космос, Индра выполняет и функцию "второго творения".

Ведийская космогония определяла также характер ритуала, который воспринимался как образ космогонического акта. Ядром этого ритуала было возжигание добытого трением огня и поддержание его в течение 12 дней с возлиянием в огонь пьянящего галлюциногенного напитка сомы (ср. древнеиранское "хаома"). При этом огонь персонифицируется богом Агни, которому посвящено 200 гимнов, а слово "сома" одновременно означает растение (вероятнее всего, эфедру; по другой гипотезе - мухомор), отжатый из него сок и бога Сому, воспетого в 120 гимнах. На лидерство среди ведийских богов претендует и Варуна (хотя он прославляется всего лишь в 12 гимнах) как блюститель космического и нравственного закона "рита", приложимого и к людям, и к богам.

Мифологическое пространство ведийских сводов не пронизано четкой иерархией: главным и единственным может становиться любой бог, чьего расположения обильными жертвоприношениями добивается адепт, и этот бог награждается самыми высокими эпитетами и званиями, а искусство сотворения гимна уподобляется выделыванию драгоценной ткани или вытачиванию изукрашенной колесницы. Этот "размытый" политеизм, стремящийся в каждый отдельный момент к монотеизму, настолько смущал западных исследователей XIX века, впервые занявшихся ведами, что глубокий знаток индийской древности немец Макс Мюллер предложил самостоятельный термин - генотеизм - для обозначения гибкой религиозной системы, позволяющей по мере надобности наделять любого бога статусом Всевышнего.

Современный индуизм многое почерпнул из ведийской религии, отдельные элементы которой с течением времени трансформировались и заняли свое место в новой системе. Прежние боги закрепились на мелких ролях, уступив лидерство Вишну, Шиве и Богине, а Индра к тому же скомпрометировал себя неуемными любовными похождениями. Обезображенный проклятием мудрецов-рогоносцев, он вынужден был отмываться от грехов в священных водах индийских рек - таких точек на речных берегах, оспаривающих пальму первенства в возвращении Индре пристойного облика, в Индии насчитывается не одна сотня. Давно ставшие непонятными, веды на протяжении тысячелетий передавались устной традицией: главным было не понимание, но фонетически безупречная артикуляция, ибо ведийские мантры сопровождали (и сопровождают) индуса на протяжении всей его жизни, маркируя ее ключевые события: рождение, имянаречение, посвящение в дважды рожденные, свадьбу и похороны. Ни на мгновение, несмотря на ересь отдельных индусских толков, веды не теряли своего непревзойденного авторитета.

Однако в XIX веке на волне складывавшегося национального самосознания индийцев и попыток сознательной реформации индуизма веды оказались в центре общественного внимания и стали объектом тщательного изучения с последующей реконструкцией и введением в практику ведийской ритуальности.

Рам Мохан Рой (1772-1833) - основатель знаменитого реформаторского общества "Брахмо самадж" и первый индийский брахман, нарушивший запрет на пересечение морей, считается "отцом современной Индии". Страстно выступая против политеизма и идолопоклонства, он доказывал подлинность "индусского монотеизма" ссылками на веды - Макс Мюллер по этому поводу ехидно заметил, что Рой просто не представлял себе содержания вед. И тем не менее именно этот человек, поддержанный группкой соратников, привлекая цитаты из священных книг, в том числе вед, добился того, что в 1829 г. был законодательно запрещен обычай "сати" - самосожжение вдовы на погребальном костре умершего мужа. В дальнейшем Дебендранат Тагор (1817-1905, отец Рабиндраната Тагора), возглавивший "Брахмо самадж", отправил в священный Бенарес четырех молодых людей для изучения каждой из четырех вед и поиска в них монотеистической концепции, а потом сам присоединился к своим посланцам и, устроив многотрудный диспут с бенаресскими знатоками, совершил эпатажный поступок - отказался от догмата о непогрешимости вед. Даянанда Сарасвати (1824-1883), еще один великий индиец и основатель общества "Арья самадж", всю свою жизнь посвятил доказательству высочайшего авторитета вед. Он обнаружил в них не только кладезь сведений о прошлом, но и информацию об огнестрельном оружии, паровозах, химических формулах, достижениях медицины и т.д., не добытую ранее вследствие неумелого толкования текстов. Он декларировал: "Нигде в четырех ведах нет упоминания о множестве богов, скорее есть ясное утверждение, что бог един". Сарасвати считал, что множество имен лишь индивидуализирует различные аспекты божественного. К тому же он не сомневался, что веды могут стать подлинной основой для объединения всей страны, и переложил их на разговорный хинди - так доступ к священному знанию получили женщины и низшие касты. От Сарасвати, кстати, тянутся и ниточки к не существовавшему ранее индусскому прозелитизму.

Еще более известный за пределами своей страны индиец Ауробиндо Гхош (1872-1950), чье имя носит Ауровиль, город всемирного духовного братства (Индия), признавался: "Даянанда утверждает, что в ведийских гимнах можно найти истины современного естественнонаучного знания... Я хотел бы добавить к этому, что, по моему твердому убеждению, веды содержат в себе, кроме того, ряд таких истин, которыми еще не обладает современная наука". Грандиозный скандал разразился в Индии в 1987 г., когда на свет были извлечены пролежавшие почти 30 лет в железных сундуках неизданные труды Бхимрао Рамджи Амбедкара (1891-1956), создателя индийской Конституции, "отца индийского федерализма" и инициатора перехода неприкасаемых каст Индии в буддизм. В "Загадках индуизма" Амбедкар прямо утверждал: "Веды - никчемный набор книг. Нет никакого резона считать их священными или непогрешимыми". Далее он объяснил, что за непомерным возвеличиванием вед стояли заинтересованные во власти брахманы, чье происхождение все тот же гимн о жертвоприношении первочеловека связывал с устами Пуруши ("Его рот стал брахманом...", X, 90-12).

РВ неоднократно переводилась на западноевропейские языки. Первый полный перевод на французский был выполнен к середине XIX века. Затем последовали сразу два немецких перевода - стихотворный (1876-1877) и прозаический (1876-1888). Позднее на немецком же был издан перевод К.Гельднера, ставший вехой в ведологии. На русский язык первые восемь гимнов РВ были переведены Н.Крушевским в 1879 г., значительно позднее по нескольку гимнов перевели Б.Ларина (1924) и В.Кочергина (1963). И только в 1972 г. русскому читателю предоставилась возможность познакомиться сразу с одной десятой частью РВ - 104 гимнами - в переводе Т.Елизаренковой. В 1989 г. в издательстве "Наука" увидел свет первый том первого полного научного перевода РВ на русский язык (мандалы I-IV), выполненного Т.Елизаренковой. В 1995 г. вышел второй том с мандалами V-VIII, а в 1999 г. - третий, с мандалами IX-X. Недавно все три тома были вновь переизданы. Доступна на русском языке и антология заговоров в переводе Т.Елизаренковой - "Атхарваведа. Избранное" (М., "Наука", 1976).

"Ригведа", созданная предположительно в конце II - начале I тысячелетия до н.э., является последним памятником общей индоевропейской традиции и первым памятником собственно индийской культуры. Тексты РВ - не говоря уже об их важности для филологов, историков и прочих специалистов - могут быть интересны и полезны любому, кто задумывается о корнях (в самом глубинном значении этого слова) и истоках.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
994
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
824
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
975
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
661

Другие новости