0
1579
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.01.2004 00:00:00

Кельнская фронда

Кирилл Михайлов

Об авторе: Кирилл Борисович Михайлов - журналист, сотрудник телеканала REN TV.

Тэги: кельн, католицизм


"Искусство всегда должно быть вызовом, на который я должен отвечать. Я говорю: любое искусство шокирует. Ну и что же! Каждый образ становится картинкой, когда он просто висит, и висит, и висит. Посмотрите на большинство церквей! Они битком набиты образами, увядшими цветами и скамейками. Вы бы видели, сколько нам пришлось здесь всего убрать! Теперь здесь царит пустота, и только так новое искусство получает возможность заполнить сакральное пространство".

Такой радикальной точки зрения придерживается не какой-нибудь ультралиберальный протестант, а священник-иезуит, настоятель церкви Святого апостола Петра в Кельне. Отец Фридхельм Меннекес возглавляет этот приход уже семнадцатый год, а три года назад организовал при церкви центр современного искусства. Приход отца Фридхельма сильно отличается от традиционных католических приходов Кельна. Прихожане здесь - в основном люди среднего возраста, те, кого у нас принято называть творческой интеллигенцией. Для детей здесь устраиваются специальные службы, которые многих кельнцев отпугивают своим новаторским духом.

При первом знакомстве с церковной жизнью Кельна существование такого прихода кажется по крайней мере странным. Дело в том, что архиепископ Кельна кардинал Иоахим Майснер известен как ярый традиционалист и консерватор. Непримиримая позиция архиепископа по многим вопросам церковной и общественной жизни уже давно вызывает у горожан раздражение, поскольку Кельн славится как очень свободолюбивый и веселый город.

Церковь Святого Петра относится к числу двенадцати крупных романских церквей Кельна. Этим храмам удалось пережить смену архитектурных стилей и эстетических пристрастий горожан только потому, что в Средние века кельнцы изгнали из города своего архиепископа. Богатый купеческий город стал довольно быстро терять свое политическое влияние и, как следствие, доходы. Так что когда на смену романскому стилю пришла готика, у Кельна хватило сил только начать строительство знаменитого городского собора, который возводился с перерывами почти 600 лет. Кельнский собор, считающийся одним из шедевров готической архитектуры, уцелел во время войны, хотя бомбы и снаряды несколько раз попадали в здание. А вот сам Кельн и большинство романских церквей были разрушены практически до основания. Та же участь постигла и церковь Святого Петра.

Главная достопримечательность восстановленной из руин церкви Святого Петра - "Распятие апостола Петра" кисти Питера Рубенса. Рубенс был здесь крещен, в Кельне он учился художественному ремеслу, а саму картину написал за два года до смерти специально для этой церкви. Давняя связь церкви с художниками и побудила отца Фридхельма основать при ней центр современного искусства.

- У нас, конечно, бывают конфликты с нашим архиепископом. Он не всегда одобряет наши новаторские решения. И вообще мы под очень плотным контролем со стороны архиепископии, - сетует отец Фридхельм. Тем не менее приход достаточно свободен в том, что касается тематики и содержания выставок, которые проходят прямо в церкви. Здесь действительно можно увидеть вещи, имеющие мало общего с Церковью.

- Был такой случай, - рассказывает настоятель, - у нас выставлялся художник из Нью-Йорка Дэвид Салльс. На одной из его картин была изображена обнаженная женщина. Ну что же, я не вижу ничего плохого в обнаженной натуре и считаю, что такие картины вполне могут выставляться в нашей церкви. Но здесь другой случай - на ягодице этой женщины была изображена свастика. Я потребовал, чтобы художник немедленно убрал картину. Он стал возмущаться и сказал, что это из-за того, что я католик. Я сказал ему, что нет, это из-за того, что мы находимся в Германии.

Терпимое отношение архиепископа-традиционалиста к необычному приходу объясняется довольно просто. По словам священника, его приход постоянно растет в отличие от многих других. Сейчас в общине 380 человек. Многих привлекает свободный дух и интеллектуальная атмосфера прихода, кто-то просто любит искусство. Так что служение отца Фридхельма можно назвать внутренней миссией.

После объединения Германии отток верующих из Католической Церкви принял угрожающие размеры. По данным за 1992-2001 гг., католическая община лишилась почти полутора миллионов прихожан. Причем в западных федеральных землях этот процесс идет намного интенсивней, чем в восточных. Социологи считают, что в основном это связано с прижимистостью более богатых западных немцев.

Дело в том, что по немецким законам каждый член Церкви должен платить специальный церковный налог. В разных федеральных землях он составляет от восьми до девяти процентов ежемесячного дохода. Исключение делается лишь для малоимущих и пенсионеров. Но и за официальный выход из Церкви тоже надо заплатить около 50 евро, поскольку эта процедура совершается в административном суде или в отделе гражданских регистраций. По данным за 2002 г., из Католической Церкви вышли 119 405 прихожан. При этом ситуация в Евангелической Церкви, занимающей второе место после католиков, еще хуже.

Впрочем, далеко не все специалисты считают, что отток верующих связан только с материальными вопросами. По данным немецкой газеты "Die Zeit", несмотря на то что каждый третий немец официально зарегистрирован как католик, только каждый десятый регулярно ходит в церковь. А половина немцев считают, что у Церкви нет ответов на волнующие их вопросы. При этом проведенное недавно исследование показало, что по степени доверия Церковь как социальный институт занимает место между Общегерманским автомобильным клубом (ADAC), Гринписом и бундесвером. А известный берлинский журналист Кристиан Боммариус сравнивает отношение общества к Церкви с отношением к престарелым родителям, "бормотание которых никого не пугает, но лишь изредка веселит".

Успехи Католической Церкви в Германии по возвращению своих бывших прихожан пока что можно назвать скромными - не более 12 тыс. человек в год. При этом все острее встает проблема замещения священнических вакансий. Сейчас ее пытаются решать за счет приглашения священников из Польши. Однако отец Фридхельм Меннекес не теряет надежды. Он считает, что новые формы приходской жизни могут возродить интерес немцев к Церкви.

- Мы на самом деле очень радикальные, - не без удовольствия хвастает священник-иезуит. - Сейчас мы строим в нашей церкви новый орган с саксофонным регистром и перкуссией!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1043
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2906
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1631
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1998

Другие новости