0
1402
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.05.2007 00:00:00

Блогосферные явления

Тэги: блог, интернет, сми


блог, интернет, сми В поисках достоверной информации стоит пристально изучать то, что пишут блоггеры.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Путешествие как способ познания окружающего мира и описание его как возможность поделиться с другими открывшимся в ходе странствий знанием известны столько, сколько люди себя помнят. Не случайно одним из ранних произведений, относимых к художественной литературе, безоговорочно признается «Одиссея».

Думается, если бы в ту эпоху, когда творил Гомер, были ноутбуки, фото- и видеокамеры, интернет, пассажирское авиасообщение, скоростные поезда, аренда автомобилей, а также междугородные автобусы и велосипеды, он, весьма вероятно, не стал бы рассказывать в своей поэме о чужих приключениях, отправился бы в путь лично, а потом выложил впечатления в блоге. Причем разместил бы там не только текст, но и фото- и видеосъемку. И сделал бы это, возможно, не после поездки, а во время нее. А его френды, то есть интернет-друзья (если блог популярен, их может быть тысяча и больше, а уж Гомер-то тысячником бы стал обязательно), тут же насладились бы слогом и даже смогли бы вступить с автором в полемику.

Допустим, блоггер написал, что циклопы имеют чудовищный внешний вид, а прочитавший его юзер-циклоп тут же бы возмутился и доступным языком объяснил, что все как раз наоборот. Но это, конечно, в том случае, если бы блоггер-путешественник позволил, включив соответствующую опцию, комментировать записи в собственном онлайновом дневнике всем желающим. А иначе юзеру-циклопу, чтобы «оставить комент», пришлось бы становиться взаимным френдом Гомера. А зафрендил бы Гомер циклопа? Думаю, вряд ли.

Неудивительно, что такие ассоциации возникли во время Первого слета блоггеров-путешественников, прошедшего недавно в турецком Кемере. Средиземноморское побережье и близость Трои (места действия другого знаменитого произведения Гомера – «Илиады») не могли не отразиться на мыслях оказавшегося там впечатлительного журналиста. Согласно VI книге «Илиады» Гомера, именно в Кемере обитала Химера – извергающее пламя чудище с головой льва, телом козла и хвостом змеи. Причем герой Беллерофонт на крылатом коне Пегасе победил Химеру. Однако пламя ее и сегодня горит на вершине горы Янарташ.

Блоггерам на слете тоже предстояло победить своих химер. Первая и главная из них: такого явления, как блоггеры-путешественники, не существует. Собравшись вместе, окунувшись в пене морской, выпив виски, вина и мартини, произнеся тосты, восхваляющие авантюристов, готовых пренебречь многим ради посещения очередного экзотического уголка планеты, и спев песню «Трава у дома», авторы онлайновых дневников опровергли это.

В какой-то момент (едва-едва обозначились первые признаки средиземноморского загара) стало предельно ясно: блоги нужны не только для того, чтобы тщеславие потешить. Блоггеры-путешественники делятся в своих дневниках ценной информацией: в каком отеле лучше остановиться в Гуаякиле, что из еды в Бомбее опасно даже пробовать и когда у какой авиакомпании распродажа авиабилетов Москва–Кельн или Хельсинки–Рим...

На живописном побережье Akdeniz (Белое море – так турки называют море Средиземное), окруженном с одной стороны горами Toros (или Тавр), а с другой – морем, прозвучали воистину сенсационные заявления. Например: «Блоггеры – нынешний правящий класс, нетократы, они обладают самым ценным в нашу эпоху: информацией и механизмами привлечения внимания» (мнение куратора портала TBG-Brand.ru Сергея Чумичёва).

Описывающий в своем блоге отели, самолеты, магазины, поезда и пляжи турист, в отличие от в той или иной степени ангажированных туристических изданий, никому никакой рекламы не делает. Конечно, путешественник, утверждая что-то в своем дневнике, может ошибаться, бывает излишне субъективен, у него часто отсутствует литературный талант; порой он не умеет фотографировать даже «мыльницей», но настойчиво продолжает выкладывать свою самодеятельность в блоге. Однако врать такой автор не станет: смысла нет. А говорить правду – есть. Специфика блогосферы такова, что блоггеру в большинстве случаев совершенно невыгодно заниматься мистификациями. Пример. Девочка 15 лет указала в «информации о себе», что она женщина 37 лет. Вместо того чтобы, как она хотела, обсуждать с ровесницами 15-летних мальчиков, ее в свои френд-ленты включили 37-летние женщины, которые могут, конечно, обсуждать 15-летних мальчиков, но с точки зрения┘ матерей этих самых мальчиков. К тому же часто бывает так, что блоггеры-путешественники, познакомившись в интернете, потом встречаются «в реале», отправляются в совместный вояж┘ Так формируются социальные сети, ключевыми фигурами которых становятся блоггеры-нетократы, сумевшие завладеть вниманием достаточно большого числа интернет-пользователей.

Многие из тех, кто дружит с всемирной паутиной, давно уже предпочитают не тратить деньги на журналы по сто рублей за штуку, а посещать туристические сообщества и сайты. Бумажная пресса изобилует полосной рекламой, видами пляжей, а также страноведческими текстами, которые год от года повторяют одно и то же. «Блоги становятся все более важным каналом туристической информации. Уже сформировалось сообщество туристов, черпающих сведения из интернет-дневников», – считает Александр Иванов, руководитель сети «ТБГ. Туристические бренды».

Ныряя в волны, блоггеры и журналисты вполне серьезно говорили о кончине офлайновой туристической прессы в результате ее вытеснения турблогами. Дескать, у бумажных туристических СМИ пока, в силу того, что интернет в России доступен еще далеко не всем, есть хорошая фора. Значит ли это, что с распространением всемирной паутины журналы о туризме и путешествиях прикажут долго жить?

Куратор русскоязычного сектора LiveJournal.com Антон Носик на пляже замечен не был и запомнился другим: в блогосфере, по его мнению, присутствует некоторое количество «засланных казачков» – юзеров, которые за деньги размещают в своих блогах ту или иную информацию. (Хотя в этом случае пойманные за руку турфирмы приобретают репутацию тех, о которых бесплатно никто ничего и никогда хорошего не скажет.)

У блогов есть серьезный недостаток: отыскать в их массе что-то стоящее человеку, который готовит самостоятельный вояж, бывает невероятно сложно. Присутствие «тегов» (ярлыков) помогает, конечно, искать относящиеся к теме интернет-записи, но погрязнуть в море информации, ненужной в данный момент, а то и бесполезной в принципе, очень легко. Впрочем, поговаривают, что поиск в блогах – вопрос технический и уже в течение этой пятилетки будет решен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
939
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
502
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
504
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
454