0
2476
Газета Стиль жизни Интернет-версия

06.06.2012 00:00:00

Аббатство Клюни и его тень на экране

Татьяна Шубина

Об авторе: Татьяна Евгеньевна Шубина - религиовед.


Только современные технологии позволяют увидеть, как много веков назад выглядел знаменитый монастырь.
Фото автора

Оказывается, все большим успехом у туристов пользуются не просто достопримечательности Франции, но святые для христиан места, которых много в этой стране. Об этом заявила на Конференции епископов Франции минувшей весной глава ассоциации «Святые города во Франции» Жеральдин Балло. Согласно данным Всемирной туристской организации ООН, из 90 млн. туристов, ежегодно посещающих Францию, 20 млн. совершают свои поездки по религиозным соображениям или находясь в духовных поисках. «Среди паломников, посещающих наши святые места, на долю иностранных туристов приходится 30%», – сказала Жеральдин Балло. Если же посчитать еще и французских граждан, совершающих поездки к святыням, то, в общем, путешествия, связанные с религиозными объектами, составляют 44% от всей туристической деятельности во Франции.

В последние годы, отметила Балло, изменился национальный состав паломников, прибывающих из-за рубежа. Заметно возросло число туристов из стран дальнего для Франции зарубежья: Индии, Китая, Южной Кореи и стран бывшего СССР.

Вот так я попала в туристический тренд, хотя, случайно посетив аббатство Клюни во время путешествия по Франции, думала, что проторила нехоженую тропу.

Вот как это случилось. Наш путь пролегал через Маконские горы, расположенные на юго-западе страны в провинции Бургундия. На карте, совсем рядом с Маконом, я заметила небольшой городок Клюни.

– Это здесь находится знаменитое аббатство? – спросила я своего спутника-француза, когда мы ехали по горному серпантину.

– Именно здесь, – ответил он. – В позапрошлом году аббатству исполнилось 1100 лет. Хочешь увидеть, как сейчас выглядит самый влиятельный монастырь Средневековья?

Конечно же, мне захотелось своими глазами увидеть аббатство Клюни с его самой большой в Европе базиликой и некогда бесценной библиотекой, прогуляться вдоль уцелевших стен монастыря. Когда-то эта обитель дала Католической Церкви 12 кардиналов и нескольких Римских Пап.

В тихом провинциальном местечке Клюни найти аббатство очень легко. Башни старого замка видны из любой части города, и каждая вымощенная камнем улица ведет к обители. Местные постройки и устройство улиц здесь своеобразны. Дома сложены из крупного камня и напоминают нехитрые крепости или башенки с маленькими окнами и высокими лестницами. Узкие улицы городка тоже сохранили отличительные признаки средневековой эпохи. Можно с легкостью представить, как по мощеным дорогам некогда ездили кареты. Сейчас похожие кареты, запряженные известными по всей округе лошадьми из местных коневодств, возят по современному Клюни туристов. Неторопливая жизнь провинции сегодня хранит лишь отголоски былой славы некогда самого большого аббатства в Европе.


Аббатство еще предстоит восстановить.

Бенедиктинское аббатство Клюни известно начиная с X века. Тогда это был не просто монастырь, а монашеская конгрегация, которая первой в истории вышла из-под управления светских властей и подчинилась непосредственно Святому Престолу. Настоятели монастыря трудились над созданием дочерних обителей, соответствующих уставу Клюни. Идеалы клюнийского движения были необычны для бурного периода жизни европейских государств: строгий аскетизм, жесткий контроль над целибатом духовенства, пристальное внимание к благоговейному совершению литургии и работе монахов. В аббатстве поощрялось молчание, поэтому между братьями был выработан особый язык жестов. В подчинении аббатства находились около 2 тыс. дочерних монастырей, в том числе и за пределами Франции. Обитель Клюни получила право чеканить собственную монету, создавать школы и библиотеки. При настоятеле Петре Достопочтенном (XII век), канонизированном Римско-Католической Церковью, Клюни называли вторым Римом.

После Великой французской революции аббатство было закрыто, разграблено и в течение долгого времени использовалось как каменоломня. До нас дошли лишь десятая часть базилики и южная башня. Эти уцелевшие постройки были реставрированы только в XX веке. Сегодня подвижные плазменные экраны, расположенные во дворе аббатства, при помощи технологии 3D позволяют представить общий вид монастыря, каким он был до разрушений. Если навести этот специальный трехмерный экран на фасад обители, можно увидеть, что башен раньше было пять: две на главном фасаде, одна в центре храма и две в приделах трансепта – поперечного нефа базилики.

Недавно на территории аббатства открылся музей, в котором все желающие могут пройтись по монастырскому храму, увидеть трапезную, одну из уцелевших стен средневекового замка и монашеские кельи. У главного входа на территорию монастыря транслируется 3D-фильм, рассказывающий о реконструкции грандиозного аббатства, в частности базилики, которая стала родоначальницей романского архитектурного стиля. В XI веке она была больше собора Святого Петра в Риме. Трехмерный девятиминутный фильм-путешествие по монастырю был создан за год. У большого экрана диагональю шесть метров можно почувствовать себя настоящим средневековым паломником. Идея создания такого фильма была приурочена к 1100-летней годовщине основания Клюнийского аббатства, а сам фильм стал попыткой воссоздать утраченные архитектурные элементы монастыря.

Сегодня аббатство Клюни – руины, не играющие той роли в жизни Церкви, какая у нее была несколько тысячелетий назад. К стенам монастыря теперь приезжают туристы из разных стран, в городе открыты гостиницы, готовые принять гостей со всего мира. Однако аббатство Клюни, как и прежде, остается символом и источником культурного самосознания современных европейцев. Ведь стены монастыря хранят память о средневековом христианстве.

В минувшем столетии часть аббатства была реконструирована по найденным чертежам, а сегодня в Клюни появились «насельники» – молодые французские католики и паломники из экуменической общины Тезе, которую нередко посещают также православные верующие из России. Так что жизнь древнего центра западного монашества продолжается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1469
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1676
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1778
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4093

Другие новости