0
5761
Газета Стиль жизни Интернет-версия

20.05.2013 00:01:00

Тибетский остров в Индии

Александр Караваев

Об авторе: Александр Валерьевич Караваев – заместитель генерального директора Центра изучения стран СНГ МГУ.

Тэги: индия, тибет, культура, туризм


индия, тибет, культура, туризм Александр Караваев и местный риши – аскет.

Далай-лама сделал удачный выбор, когда принимал решение о размещении своей резиденции в поселке Маклеод Ганж. Это место в семи километрах от Дхарамсалы в индийском штате Химачал-Прадеш наиболее подходящее как с климатической, так и с географической точек зрения для непринужденного проживания. Здесь все умеренно, хотя и дождливо летом. Допустим, горы уже Гималаи, но совсем не суровые. Вроде далеко от цивилизации, но все минимальные блага быта – от кафе и магазинов до горячей воды в гестхаусах – под рукой. Не случайно английская колониальная администрация выбрала эти места для своих летних коттеджей, спасаясь от летней равнинной жары.
Сегодня Маклеод стал островком тибетской культуры. Поселок, обосновавшийся на крутом скалистом уступе над долиной реки Кангра, утопает в кедровых лесах. С утра до вечера, как и по всей Индии, на двух его улицах активные передвижения торговцев, микроавтобусов, а на обочинах полно мусора, как и кругом в Индии, но остается ощущение, что это еще не такая популярная точка на туркартах. И, конечно, само присутствие тибетцев: многие семьи, в особенности старики, по-прежнему носят национальные костюмы, что создает своеобразную атмосферу соприкосновения с культурой совсем другого региона. Тибетцы здесь не ассимилировались, обустроили свой быт на новый лад. Сотни лавочек торгуют религиозной утварью, одеждой, какими-то безделушками. Кстати, отсюда поставляются товары в московские этнокультурные магазины. В свое время, когда поток беженцев из Тибета был достаточно большим, в окрестных селах на средства европейских фондов поддержки были открыты школы-интернаты для тибетских детей, совмещающие принципы профтехучилищ (tibetian children village). Они производят различные, как пишут в научных книгах, предметы национального промысла: поющие чаши, колокола, шерстяные кофты, бронзовые статуи Будд, ваджры и т.д. Таким образом, на волне интереса к индийской мысли, к йоге, к буддизму тибетская культура отсюда быстро завоевывала мир.
Одна из двух улиц Маклеод Ганжа.	Фото Софьи Караваевой
Одна из двух улиц Маклеод Ганжа.    Фото Софьи Караваевой
Тибетцы счастливы по натуре, но нельзя сказать, что они благополучны в западном смысле слова. Ниша торговцев, многими семьями, ранее соблюдавшими традиционный уклад кочевников, осваивается трудно. Здесь они конкурируют с кашмирцами, наиболее изощренными торговыми агентами в этих местах. Но уже видно, что тибетцы Дхарамсалы вряд ли станут уезжать обратно в Тибет, даже если отношения с китайскими властями изменятся к лучшему. Норжима, торгующая чашами и бронзовыми статуэтками, угостила меня яблоком. Она родилась уже в Дхарамсале более 40 лет назад и, говорит, привыкла к этому месту, хотя ее родители так и не прижились…
На мой взгляд, гостей в Маклеод Ганже можно разделить по следующим категориям. Паломники – буддисты и разделяющие их взгляды, а также масса сочувствующих. С ними все понятно: резиденция Далай-ламы само по себе интересное место, плюс к тому окружающие монастыри, библиотека для глубоко погруженных исследователей буддизма и тибетский институт искусств Норбулинк.
Вторая группа приезжает сюда на автобусную экскурсию. На мой взгляд, это самое бестолковое посещение Маклеода. Тряска по горной серпантинной дороге, причем иные едут из Дели, а это почти 18 часов, ради максимум трех дней.
Третьи едут лечиться. В Маклеоде несколько тибетских клиник, в которых работают врачи с репутацией целителей. К ним едут со всей Индии. Например, старенький доктор Еши Дондон входит в число личных врачей Далай-ламы. Ведет прием бесплатно, за подношение. Утром все люди – калечные индийские дедушки, оранжевые лысые буддисты, европейские бабушки и тети – занимают вполне советскую очередь в крохотном дворике у его кабинета, чтобы получить номер уже в следующей очереди, и, если повезет, оказываются на приеме у врача в то же утро. Мы удачно попали в день, когда людей оказалось мало, и попали на прием «без талончика». Главное в этом деле – принести свою урину. Врач во дворе выливает жидкость в стакан, смешивает ее, смотрит на жидкость и выливает в раковину. Стоит характерный запах. Потом нас ведут в кабинет, где ты садишься напротив врача, и он ведет диагностику по пульсу. Это, конечно, настоящее искусство – по-тибетски он говорит помощнику, какие у пациента болезни были, а потом какие будут, если не изменить образ жизни. Тот переводит на английский. Затем два-три уточняющих вопроса. Еши Дондон говорит ему рецепт. Помощник выписывает бумажку. В соседней комнате аптека, которая продает пилюли на травах, – курс рассчитан примерно на три месяца. Стоимость двух упаковок оказалась в районе 1300 российских рублей и была бесконечно далека от стоимости лечения в московской тибетской клинике. Парадокс в том, что на соседней улице есть и более цивилизованная клиника с похожим набором лекарств и опытом диагностики, с тибетским же врачом, с которым можно общаться на английском без переводчика и, как мне показалось, более внимательным к пациенту. Так вот, она стоит практически пустая. На вопрос, почему, местные тибетцы отвечали: он молодой, неопытный. А врачу на вид около 50...
Четвертая категория гостей Маклеод Ганжа – слушатели курсов йогических школ, разбросанных по лесам вокруг Маклеод Ганжа, и хиппующая молодежь. Они самые «понимающие» жители. У них неформальная местная республика. Ребята живут уже не в гестхаусах, а снимают комнаты у индусов за совсем небольшие деньги. Диапазон времяпрепровождения – от занятий медитацией, дыхательными упражнениями до походов в горы. В отношении последнего надо сказать, что местные тропы вполне безопасны и доступны без инструкторов, хотя первая из местных вершин – Триунд – кажется уже почти гималайской, чуть выше 3000 метров. Сама тропа участками похожа на древнеримские дороги в горном Крыму. Мы с женой поднялись к перевалу за два с половиной часа. В чайном домике встретили туристов из Шотландии. А от Триунда начинаются профессиональные маршруты на три и более дней, уже рассчитанные для альпийско-гималайских тренировок, до уровня 5000 метров…
Спускаясь назад, в Маклеод, понимаешь, что лучшее место для проживания в округе – это деревня Багсу с одноименным живописным водопадом. И дело не в том, что там по московским меркам можно жить вообще бесплатно. Просто здесь ты чувствуешь границу цивилизации, не убегая очень высоко и далеко. В то же время оттуда можно легко «эвакуироваться», если надоест. В Багсу атмосфера интернациональной общины, где все кругом друзья и при этом открыты для новых контактов. Люди из разных стран находят там что-то близкое. Мы встретили бабушку из России, которая приезжает сюда с побережья штата Гоа на зиму. На этот образ жизни бабушку «подсадил» сын-буддист. Как и многие не обремененные заботами о статусе и работе дауншифтеры, она живет за счет сдачи своей московской квартиры. Рядом живут молодые израильтяне. Багсу вообще получила известность в 1970-х едва ли не как израильский кибуц. Деревню облюбовали израильские дембели – парни и девушки после напряженной армейской службы предавались релаксации и самопознанию. Родилась шутка, что недавно евреи потянулись назад. Речь о том, что в прошлом году 53 еврея, которые считаются потомками потерянного племени библейских времен Бней-Менаше, репатриировались в Израиль из соседнего штата Манипур. Они «релаксировали» в Индии с VIII века до нашей эры, а теперь потянулись домой. Кстати говоря, известные растения, способствующие путешествиям во внутренний космос, свободно растут по обочине тропинок, ведущим к кафе «Шива» у водопада Багсу. Конечно, всякие подобные сопутствующие элементы «хипповского рая» расширяют популярность этих мест. Но в большей степени люди едут сюда за единением, короткими необременительными ретритами и возможностью окунуться в неповторимый микс индийской и тибетской культуры.  
Москва–Маклеод Ганж

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1090
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
770
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
875
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
930

Другие новости