Естественно, что хороший танк может быть только «72». Фото Виктора Литовкина
Дело было 9 сентября нынешнего года. Я сидел в красивом Большом зале президиума Российской академии наук, слушал выступающих на внеочередном Общем собрании РАН. Повестка дня собрания состояла, по существу, из одного пункта: выработать консолидированную позицию академического сообщества на правительственный законопроект «О реформировании Российской академии наук…».На трибуну поднялся академик, нобелевский лауреат по физике Жорес Алферов. Человек яркий, эмоциональный, знающий цену себе и своему слову. Полторы тысячи присутствующих в зале его коллег-ученых ощутимо напряглись – ждали откровений. Академик Алферов начал без разгона: «Самый хороший вариант – вернуть закон в первое чтение. И я знаю, как послушно Дума реагирует, даже не на то, что внесено, а только на то, что она думает, что этого хочет начальство…»
Интересно, но уже не откровение.
И вдруг – я тоже напрягся… «72-я статья Конституции требует специальной процедуры обсуждения такого рода законов», – припечатал неведомых разработчиков законопроекта Жорес Иванович…
Но дело тут даже не в конкретном содержании этой статьи: «Ст. 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся… общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта». Дело в ее порядковом номере. Ну, конечно, именно 72-я статья! А какая же еще! 72 – это число, вокруг которого вертится цивилизация. Да что там цивилизация – Мироздание, как будто специально созданное все теми же неведомыми Разработчиками (вариант – Разработчиком), исходя из привилегированной роли в нем числа 72. Я не шучу…
Философ и замечательный поэт Вадим Рабинович отмечает в своей замечательной же книге «Алхимия»: «Ветхий Завет освящает первобытное 72, упрочив это число на два тысячелетия вперед. 72 – по 6 из 12 израилевых колен; число мужей, отобранных Моисеем для сакральных нужд. Septuaginta: семьдесят толковников переводят Ветхий Завет на греческий уже не 72, а именно 70 – округленная версия семидесяти двух». А предшественник Рабиновича, нидерландский врач и оккультист Иоганн Вейер (1515–1588) провел специальные расчеты. У него получалось, что существует 72 главных и 7 405 928 рядовых чертей.
Согласитесь, на этом фоне тот факт, что номер квартиры, в которой я когда-то жил, 72, – неощутимый «прыщик» на теле Мироздания. И даже то, что номер квартиры, в которой я сейчас живу, – 36 (72:2=36), не добавляет статуса этой «болячке». Куда уж мне тягаться с Космосом!
Но и на бытовом уровне – кругом 72!
28 июля нынешнего года. Смотрю телевизионную программу. Первый канал, 15.55 – художественный фильм «72 метра»: «Военная драма. Экипаж подводной лодки готов к очередному выходу в море. И никто не предполагает, что вскоре случится беда. В ролях Сергей Маковецкий, Андрей Краско. Россия, 2004 г.». Ну, почему же именно 72 – не 71, не 73, не просто круглое – 70? Бог весть. Наверное, так устроена Природа. Нравится ей это сочетание цифр. А может быть, и какая-то тайная семантика скрыта за ними. Но идем дальше…
Вернее, летим. В салоне дальнемагистрального самолета пассажирам предлагают напитки, чай, кофе. Беру кофе. А в комплекте к нему идет плиточка горького шоколада. Начинаю вынимать плитку из обертки, и… взгляд цепляется за надпись, набранную на видном месте: «Шоколад горький. 72% какао». Наверное, это здорово – 72% какао, раз вынесено на обертку.
Я уже привык, что живу под знаком «72». Буквально – кругом 72!
В 1972 году в городской черте Москвы «Санитарными нормами» были запрещены выгребные ямы. В том же 1972-м была сыграна легендарная, историческая уже, хоккейная серия Канада – СССР.
Из букв еврейского алфавита сочетаниями по три можно записать 72 имени Бога. Что и сделано на этом медальоне.
Фото с сайта www.kabbalah72.net |
Не знаю – как в биологию вписывается вездесущесть 72. Но как-то, наверное, вписывается. Вот, например, так. Согласно Данте («Божественная комедия»), в 72 года начинается период жизни человека, когда он «находится под влиянием сферы неподвижных звезд, а начало его жизни, до 9 лет, отмечено влиянием Луны». Добавлю, естественно-научный факт, что каждые 7–8 лет в человеческом организме полностью обновляются все клетки. Именно на эти возраста – 7–8, 14–16, 21–24… 40–42 – приходятся хорошо известные психологам возрастные кризисы. (Кстати, и критический возраст брака – 7–8 лет.) Умножаем 9 лет, о которых говорит Данте, на 8 (период смены клеток в организме человека) – получаем 72.
Я это число специально не ищу. Более того, неимоверным напряжением воли удерживаю себя от того, чтобы набрать в поисковике Google запрос – «72». Мистика числа 72 сама концентрируется вокруг меня. Фиксирую только то, что само собой плывет ко мне в руки. Работает закон притяжения информации. Но в минувшем августе-2013 произошла самая настоящая гигантская флуктуация, центр кристаллизации которой опять-таки число 72.
Впрочем, артподготовка началась чуть раньше… «8 июля 2013 года директором Политехнического музея стала 34-летняя Юлия Шахновская, сменив на этом посту 72-летнего Бориса Салтыкова». Учитывая все выше сказанное относительно числа 72, по-другому и быть не могло.
Сообщение, облетевшее в конце августа все новостные ленты мира: «21-летний Мориц Эрхардт, стажер подразделения Bank of America в Лондоне, умер после того, как отработал 72 часа подряд. По словам очевидцев, студент, приехавший по обмену из Германии и устроившийся на стажировку в банк, упал в душе и скоропостижно скончался. Эрхардту оставалось всего семь дней до окончания практики». Без комментариев.
Сообщение телеканала «Культура», опять же в августе 2013-го: «В Русском музее выставлены десять живописных полотен Карла Брюллова, о существовании которых не было известно специалистам. «Мы полагали, что досье Брюллова, список его произведений хорошо изучен, что вряд ли удастся найти какие-то новые произведения, – говорит куратор выставки, искусствовед Григорий Голдовский. – Известное России брюлловское наследие сегодня делится между Третьяковской галереей и Русским музеем, хранящим 72 живописных полотна мастера…». Тут, как говорится, хочется крыть – а нечем.
Суббота, 17 августа: «В Екатеринбурге задержаны 72 футбольных фаната. Полиция пресекла едва начавшуюся драку между фанатами «Урала» и «Амкара» и задержала 72 человека…»
Август закончился, мистика-72 продолжается. 11 сентября театральный Центр имени Вс.Э. Мейерхольда в Москве открыл новый сезон постановкой «Акция 72». 72 – это количество артистов, участвующих в постановке…
У меня даже мелькнула мысль: не организовать ли что-то вроде НИИ-72. (Или хотя бы сетевой фан-клуб «72».) Поисследовать фундаментальные закономерности появления мироопределяющего числа. Ведь не может быть, чтобы такая явная зависимость структуры обстоятельств (по-другому – Судьбы) от параметра «72» была случайной.
Но тут, в книжке «Сумма технологии», умницы Станислава Лема мне вовремя попалась все объясняющая цитата: «Когда цепочки причинно-следственных связей становятся достаточно длинными, любая попытка связать отдаленные друг от друга звенья приобретает характер скорее метафоры, чем научного утверждения». Кстати, в самой книжке я не встретил никаких коннотаций с числом 72. Что странно, согласитесь…