Люди высмеивают тех, кто на них не похож. Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
«Стильно», «модно», «молодежно» – если вы услышите эти три слова в адрес чего-либо, можете смело утверждать, что перед вами стоящая вещь. Пока мы молоды, у нас есть амбиции, стремления, желания. Пока мы молоды, мы живем.
– Проходим, господа, проходим, не задерживаемся. А в этом зале мы можем наблюдать уникальный вид – молодежь российскую. Не бойтесь, эта группа наиболее апатична и ленива, высокая активность наступает только в вечер пятницы и продолжается один-два дня. Социальная активность носит пассивный характер, общаются особи между собой преимущественно посредством мобильных устройств…
Пока экскурсовод, женщина лет 80, с явным презрением рассказывала об очередном экспонате, несколько молодых людей, которые, собственно, и представляли собой экспозицию, бросали на нее негодующие взгляды. На этом моменте история прерывается. И к читателям обращаюсь я. Как любят говорить взрослые дяди и тети, молодежь – будущее страны, наша опора и надежда. Правда, эти же взрослые любят навешивать ярлыки на тех, кого они причисляют к категории «молодежь», оценивая их сквозь призму стереотипов. Видят пример поведения – и смело утверждают всеобщность замеченного. Больнее всего ни в чем не повинным юнцам достается от бабулек и дедулек. Хотя, думаю, они и сами понимают, что необъективны, ведь главное – посетовать, поругать и сказать: «Сталина на вас нет!». Хотя подрастающее поколение насчитывает жалкие 27% населения страны, однако по их поведению можно судить обо всех людях, проживающих в России. Потому что молодых воспитывает общество, в котором они растут. И ключевую роль играет именно оно, даже не родители. Мама и папа – два влиятельных человека, а людей, с которыми приходится сталкиваться на только начавшемся жизненном пути, гораздо больше. Попробуем углубиться в вопрос.
Ближе всех к посетителям музея находится Сергей. Одет в черные джинсы и такого же цвета футболку с рисунком – шприц, вокруг которого летают бабочки. Кисть левой руки забинтована, сквозь ткань проступают пятна крови. В правом ухе красуется туннель. В добавление ко всему на шее Сергея висит табличка с надписью «Суицидник». Так общество окрестило людей со странноватым поведением, полным отсутствием страха перед смертью и даже любовью к боли и всему замогильному. Ладно, не со странноватыми, а с очень странными чертами характера. Пусть. Но какая разница – кому что нравится, это личное дело. Вот мне в пятом классе нравился полноватый мальчик с кривыми зубами, меня тоже никто не понимал. Другой вопрос – почему нравился? У мальчика были красивые зеленые глаза. А что привлекает Сергея? Имеем ли мы право осуждать, если не знаем, что привело его к подобным влечениям? Люди привыкли высмеивать тех, кто не похож на них.
Вывод первый: среди молодежи нередко можно заметить индивидуумов, отличающихся от общей массы. В силу возраста это нормально. Ты молод, хочешь выделяться, быть замеченным. Молодое поколение хочет и должно быть ярким. Молодость – это разнообразие цвета. И у каждого цвет и оттенок свой. У кого-то – черный.
В самом углу музейного зала сидит девочка лет пятнадцати и тупым взглядом сверлит экран дорогого телефона. Одежда ее открывала несколько больше частей тела, чем полагается. «Вот яркий представитель деградации среди подростков. Отсутствие интеллекта налицо. Данный вид в настоящее время становится все более распространенным, особенно среди особей 15–20 лет, обитающих на плотно населенных территориях», – бубнила экскурсовод. Посетители бросали любопытные взгляды то на нее, то на девочку. А та по-прежнему была увлечена телефоном. Никому и в голову не могло прийти, что она на самом деле вежлива, помогает маме по дому и от души любит свою пушистую кошку. Мы видим то, что хотим видеть, повторяем то, что нам говорят. Называя правильными тех, кого нам показывают как пример, мы совершенно забываем об обладателях золотого сердца. Авторитетом являются те, кто делает добро напоказ, кого хвалят и о ком говорят. Волонтеры, активисты и даже отличники, окончившие школу с медалью. Но у медали есть обратная сторона.
Вывод второй: рассуждать поверхностно нельзя. Не все молодые люди столь легковесны, безответственны и невежливы, как думает о них общество.
У одной из стен сидит Алексей и читает последние новости. Одет как обычный 21-летний парень. Выглядит нормально. Однако почему-то его экскурсовод невзлюбила особенно. Кто бы мог подумать, что неприязнь эта проистекает из увлеченности Алексея политикой и наличия у него собственного мнения. Он, как и те немногие, кто вообще задумывался о политической ситуации в стране, представляет ее верхом несправедливости. И речь не о фальсификации выборов, не о последовательном переходе власти от президента к премьеру и наоборот, не о трате огромного количества денег на второстепенные нужды – лишь для того, чтобы представить Россию в выгодном свете. Такие очевидные «ложные шаги» власти давно стали объектом полусмешных шуток в Интернете из серии «это было бы смешно, если б не было так грустно». Кто сейчас еще не высказал мнения по поводу Олимпиады-2014 и увлекательного путешествия факела, которое получилось покруче, чем у Филеаса Фогга. Мол, слишком дорогая путевка для горящей палки не особенно вяжется с финансовыми проблемами страны. Конечно, есть и противоположное мнение, у которого, естественно, свои сторонники. Противоположное мнение есть всегда. Но почему-то в нашей стране на него не обращают внимания, как на надоевшего капризного ребенка. Да, уважаемые посетители музея, я имею в виду оппозицию. И в скором будущем, видимо, только Алексей и будет знать о ее существовании. Да, это была отсылка к новому единому учебнику истории. Учебник-то единый, а история выборочная.
Итак, Алексей – активный представитель нового поколения, участвует в различных мероприятиях, продвигает свои идеи и сочиняет смешные стишки, обличающие различные грехи, накопленные родиной. «Да что же ты лезешь куда не надо? Слишком юный, чтобы что-то решать», – слышится с разных сторон. Что же вас все время не устраивает, взрослые? Есть идеи – нет возможностей и доверия. Нет образования – нет работы. Нет опыта – тоже нет работы. Нет перспектив – нет вообще ничего. Зато есть одна большущая рекламная кампания, основанная на марке двигателя будущего под названием «Молодость». Чего только не содержит это слово: начиная от названий парикмахерских и заканчивая крупными фирмами. «В нашей компании есть все условия для начинающих специалистов» на деле должно слышаться как «у нас отличные рекламщики, но вы ими никогда не будете». Конечно, я не обобщаю. Есть и честные, готовые помочь молодым компании и проекты, но их сложно отыскать в грязном болоте маркетинга и лжи.
Экскурсовод переходит к следующей части рассказа. Но ее никто уже не слушает. Глаза посетителей прикованы к экспонатам. Каждый вспоминал себя в юные годы. Кому-то стало грустно, кто-то нашел происходящее смешным. Какой-то мужчина сплюнул на пол и вышел. «Нет, все на самом деле не так», «Как можно быть такими убогими?», «Почему никто им не поможет?», «А ведь и я еще молодая» – каждый думал о своем. «Молодое поколение просто необходимо оберегать, – подумала женщина в бежевом пальто. – Кто им покажет правильную дорогу, если не мы? Ведь они такие наивные…»
Каждый в душе считает себя молодым, потому что потерять молодость – значит, потерять силу духа. А как правильно заметил лорд Генри, герой романа Оскара Уайльда, «чтобы вернуть молодость, стоит только повторить все ее безумства».