0
5617
Газета Стиль жизни Интернет-версия

05.02.2014 00:01:00

Патриархат шаговой доступности

Юлия Юркова

Об авторе: Юлия Николаевна Юркова – журналист.

Тэги: украина, православие, раскол


украина, православие, раскол Одна страна, один народ. Вера тоже одна. А верующие расходятся кто куда. Фото Reuters

Один российский политик недавно предложил поделить Украину на православную и католическую части. Вот так – взять и поделить! Подобные идеи появляются из-за упрощенного представления о религиозных предпочтениях в стране. То же самое касается стереотипов, что на западе Украины «окопались» приверженцы неканоничного Киевского Патриархата, а на пророссийском востоке – все как один посещают храмы Московского Патриархата.

Даже такой «восточный» город, как Днепропетровск, опровергает эти расхожие представления. Я убедилась в этом, посетив различные днепропетровские храмы. Все эти храмы православные – но разной юрисдикции.

Несмотря на то что «каноничную» Церковь всячески поддерживает региональная власть, днепропетровская епархия Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) развивается достаточно успешно. В минувшем году там была открыта первая и пока единственная на юго-востоке Украины семинария для подготовки священников Киевского Патриархата. Учебное заведение призвано разрешить проблему подготовки священников для храмов УПЦ КП из числа местного населения. Сейчас в большинстве приходов служат выходцы из Западной Украины.

«Найти священника для службы на востоке Украины пока проблема», – признается клирик одного из храмов Киевского Патриархата. Когда его полтора года назад пригласил в свой приход настоятель, священник долго сомневался. «Дело в том, – немного смущенно вспоминает он, – что с семинарских лет нам рассказывали, что на востоке служить трудно, паствы нет, потому что все ходят в «московские» храмы. Мало кто соглашается сюда приезжать. Но я взял и попробовал и теперь считаю эту точку зрения устаревшей. Хотя, когда я согласился, там, во Львове, думали, что я и сам перешел в другой Патриархат».

Священник признается, что считать верующих, которые постоянно мигрируют от храма к храму, уже давно перестали. Таких прихожан, не вмешивающихся в детали церковной жизни, действительно много. По результатам исследования социологического Центра Разумкова, более 40% всего украинского населения. Знают или слышали о расколе многие, гораздо меньшее число осведомлено о тонкостях, например, об истории отпадения Филарета (Денисенко) от РПЦ и его провозглашения Патриархом Киевским. Большинство просто не считают нужным определиться для себя с приоритетами. «Я хожу и туда, и туда. Ближе к дому у меня церковь Святого князя Владимира, она относится к Московскому Патриархату, – рассказывает мужчина лет 40, назвавшийся Александром. – В Свято-Духовскую заезжаю, когда мимо по работе еду. Ну и что, что она Киевского Патриархата. Для меня это не имеет значения. Хоть в какую идти, Бог один, мне нет разницы. А храм у меня в душе». «Почему пришла именно сюда? – пожимает плечами прихожанка. – Да мне просто к дому близко. Да и места тут много, давки не бывает. По мне, так все эти расколы – политика, а Церковь должна быть вне политики».

Раскол не поднимает авторитет Церкви в глазах украинцев.
Раскол не поднимает авторитет Церкви в глазах украинцев.

Разговариваю еще с несколькими посетителями. Молодая женщина с дочкой стала сюда приходить, потому что при храме открылась обустроенная детская площадка. Парень зашел поставить свечу о здравии. Говорит: сюда родители ходят, а они недалеко живут. Женщина, которая убирает после службы около свечников, рассказывает, что именно этот храм предпочла всем другим разного подчинения, потому что тут «хороший настоятель». До этого ей попадались не очень внимательные священники и даже грубые. А хочется поговорить по душам. Ярой сторонницей независимости Украинской Церкви себя не считает. Поспрашивать на эту тему рекомендует ревностную прихожанку – Елену. Она, мол, разбирается.

Елена, девушка 19 лет, поясняет, что для нее важно богослужение на украинском языке. «Мы украинцы и должны ходить в украинский храм. Конечно, про Филарета, бывает, тут рассуждают: говорят, что его разжаловали, и нет рукоположения, и благодати нет. А вот я ощущаю, какая здесь духовная атмосфера, и хочется прямо на колени упасть. Я ходила однажды в «московский» храм, тут недалеко. Там говорят: зачем вы ходите к раскольникам? И таинства заставляют проходить по второму кругу. Даже крещение».

Настоятель утверждает, что такая убежденность – не результат его политики. И что пропаганды своего служения в Киевском Патриархате не ведут. Мол, возле дверей не стоят и никого не загоняют. Но и не выгоняют. Не делают замечаний, не удерживают, не запрещают. Возможно, в таком отсутствии строгости и придирчивости и есть политика.

Говоря о Киевском Патриархате, один из наиболее авторитетных днепропетровских священников Московского Патриархата использует сравнение оригинальной продукции с китайской копией: «Мало кто из современных потребителей хочет купить поддельный смартфон, все хорошо знают, чем лучше американский оригинал».

Эти слова я услышала в одном из двух кафедральных днепропетровских соборов. Его высокая колокольня возвышается в самом центре города. Заговариваю с пожилым мужчиной в церковной лавке. Он представляется как «раб Божий Анатолий». «Сюда ходить надо, это традиционная Церковь, я много лет прихожу», – говорит старик. Но на вопрос: почему же нельзя посещать другую церковь, «киевскую», – просто раздраженно отмахивается: «Там раскольники!» В чем суть раскола, не могут ответить и две студентки, забежавшие сюда между лекциями.

На высоком крыльце храма становлюсь свидетельницей разговора двух респектабельных мужчин среднего возраста, вероятно, бизнесменов. Осведомившись о делах товарища, один из собеседников советует другому: «Сюда приходи почаще, почаще, – и кивает назидательно и немного заговорщически: мол, понимаешь, о чем я, – дела пойдут лучше».

Заговариваю еще с одной прихожанкой – лет 50. На вопрос о том, почему она «не изменяет» этому храму, женщина отвечает сначала, что ей известно, что «киевские» священники – самозванцы. Потом прихожанка признается, что она плохо понимает богослужение на украинском языке. «А еще, – добавляет, подумав, – конфликт из-за раздела денег. Не хотят прибылью с Москвой делиться».

Звучит проповедь, и в завершение – два рождественских послания: Патриарха Кирилла и митрополита Киевского Владимира (Сабодана). О расколе, правильных и неправильных Церквах речь не идет. Об этом и в ходе обычных богослужений в днепропетровских храмах редко можно услышать. Другое дело – улица. Но и с улицы в церковные врата нет-нет да и доносятся отглоски ожесточенных политических споров. 

Днепропетровск–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1438
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1640
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1746
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4051

Другие новости