0
8022
Газета Стиль жизни Интернет-версия

08.04.2014 00:01:00

На родине, но без гражданства

Тэги: история, петр столыпин


история, петр столыпин Николай Случевский (правнук Петра Столыпина). Фото автора

«Широк русский человек, сузить бы», – когда-то написал в «Братьях Карамазовых» Федор Достоевский. Интересно, предвидел ли он, как этот широкий русский человек всего через 30 с небольшим лет будет разбрасываться собственной культурой, историей, традициями? И людьми. После революции 1917 года Россию покинули более 2,5 млн человек. Кто-то успел уехать, только почувствовав роковые перемены, а кто-то спасался из уже охваченной огнем страны. Из первой волны эмиграции одни осели в Европе, другие уехали как можно дальше от большевизма – в Америку. Но те, первые, прозорливые представители аристократии и интеллигенции, как правило, смогли забрать с собой хотя бы часть своих состояний и обустроить жизнь на новом месте. Тяжелее пришлось тем, кто спасал себя и свои семьи в Гражданскую войну. Беречь имущество уже не было никакой возможности, и перед аристократией стояла одна задача – сохранить жизни своих родных.

Сейчас модным стало вспоминать Петра Столыпина, его реформы, анализировать их. И все чаще историки говорят о том, что, не погибни Столыпин в 1911 году, революции в России и ее страшных последствий можно было бы избежать. Но разговор сейчас не о нем, а о его семье, судьба которой так созвучна судьбам сотен тысяч человек.

У Петра и Ольги Столыпиных было шестеро детей – пять дочерей и один сын. Самый младший. В год революции ему исполнилось 14 лет. Судьба членов семьи премьер-министра сложилась по-разному. Старшая его дочь – Мария Петровна – вышла замуж еще при жизни отца и много времени проводила с мужем-дипломатом за границей. В начале 1920-х годов она родила дочь Екатерину. Вместе им суждено было прожить в Европе вплоть до конца Второй мировой войны. Екатерина была замужем дважды. Первый раз – за Юлиусом фон Реннекампфом, у которого было имение в Польше. Там он и погиб в 1945 году при невыясненных обстоятельствах. А три года спустя Рина (как ее называли в семье) вышла замуж второй раз. Ее избранником стал Владимир Случевский – потомок поэта Серебряного века Константина Случевского. Тогда же пришло приглашение ехать в Калифорнию. Его прислала подруга Марии Петровны, с которой они подружились, когда Столыпин был губернатором Саратовской губернии, – Маруся Кропоткина. Уезжали из Европы уже большой семьей: Мария Петровна, Рина со вторым мужем и ее сын от первого брака Гериг. В то время у них за душой не было ни гроша, но в Европе оставаться было нельзя, так как по договоренности с СССР австрийские власти должны были выслать на родину Владимира Случевского, который родился в Царском Селе. На родине его мог ждать только расстрел.

Из всей семьи только у Владимира не было Нансеновского паспорта, но его спасла собственная изобретательность. Чтобы прокормить семью, он делал самогон и продавал его американским военным, которые в благодарность достали для него бланк паспорта. Владимир заполнил его сам, а точную копию печати вырезал из кругляша картошки и поставил ее на бланк. Это спасло ему жизнь и позволило вместе с семьей уехать в Калифорнию. Там было уже много таких, кто большую часть жизни прожил в Европе и оказался в Америке без гроша в кармане.

После всего, что случилось, эти люди должны были ненавидеть Россию, которая отняла у них все. В эмигрантской среде таких людей было немного. Ненавидели красных, а о России вспоминали со слезами. Зарабатывали крохи, а лишние центы отдавали на строительство православных церквей.

Шереметьевы, Столыпины, Кропоткины… С потомками этих людей я встречалась в Сан-Франциско, и нам было достаточно комфортно общаться по-русски. Они говорят на очень особенном русском языке: с одной стороны, аристократически правильном, а с другой – с достаточно сильным американским акцентом. После падения железного занавеса многие из них стали  регулярно бывать в России, но скорее как гости, потому что российского гражданства у них нет.

4-8-1.jpg
Ольга Столыпина с дочерью Александрой (Ара)
в эмиграции. Фото из архива Николая Случевского

А что же другие дети Столыпина? Революцию пережили все, кроме дочери Ольги. В 1920 году на Украине ее – 24-летнюю молодую женщину – избили красные. Сестры и мать ухаживали за ней, но, несмотря на их заботу, Ольга не пережила побоев и скончалась. После этого трагического случая дочь Столыпина Елена вывезла мать, сестру Александру (Ару) и младшего брата во Францию. Еще одна дочь премьер-министра, Наташа, оставшаяся инвалидом после покушения на Столыпина в 1906 году, к тому моменту уже жила с мужем во Франции.

Никто из детей Столыпина в советскую Россию больше не вернулся. Наталья, Елена и Аркадий закончили жизнь во Франции, Ара – в Швейцарии. Их дети до сих пор живут в разных странах Европы. Из всех прямых потомков Столыпина только один – второй внук старшей дочери Марии, Николай Случевский, – вернулся на родину. Он живет в Москве и, подобно своему прадеду, болеет душой за сельское хозяйство. Он создал некоммерческое партнерство, которое на сельских территориях осуществляет социальные программы.

Однажды я спросила Николая, кем он, рожденный в Калифорнии и проживший там почти полвека, ощущает себя – русским или американцем. Ответ был неожиданным: «По этому поводу у меня полный компот в голове. С одной стороны, бытовая жизнь у меня была типично американская. С другой стороны, я очень многое по рассказам бабушки знаю о жизни своих предков. Она умерла в возрасте 100 лет, поэтому я очень хорошо ее помню, помню ее слова о чести, о родине, об уважении к людям и о прадедушке Столыпине, конечно. Теперь, живя в России, я все больше чувствую свою «русскость», но бытовая жизнь здесь мне пока не до конца понятна».

А потом я задала важный вопрос о том, хочет ли Николай попросить российское гражданство. Ведь правнук Столыпина – американский гражданин. И ответ его заставляет задуматься: «Я считаю, что не должен просить гражданство, ведь я не отказывался от него. Я считаю Россию своей родиной, но эта родина в свое время отвергла моих предков. Я бы хотел, чтобы мне вернули мое гражданство».

Сейчас уже поздно рассуждать, как так получилось и кто виноват, что Россия потеряла уникальный пласт собственной культуры, носителем которого было опрокинутое революцией дворянство. Но я думаю, что пришло время собирать камни и возвращать родину тем, кто, несмотря на все пережитое их семьями, не перестал любить Россию, кто живет ее радостями и горестями. А таких людей немало. И только через них мы сможем познать самих себя и восстановить связь времен.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вышла аудиокнига по роману «Каффа»

0
1205
Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
7641
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
4225
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
5059

Другие новости

загрузка...