Дату зарождения хасидизма, иудейского религиозного течения, можно зафиксировать довольно точно – 1736 год. Именно тогда законоучитель Исраэль Баал-Шем-Тов решил обнародовать идею: Богу служить нужно в радости.
У Баал-Шем-Това было много учеников (официальная цифра – 60 человек, но не исключаю, что она преувеличена). Каждый из учеников основал династию ребе, или цадиков, в переводе «праведников» – так называется руководитель хасидского двора. Много ли сегодня существует хасидских дворов, то есть направлений хасидизма? Знатоки называют примерно 150 – правда, в некоторых случаях это один и тот же двор, просто поделенный между братьями по территориальному признаку (кто-то работает с хасидами, проживающими на Святой земле, кто-то – с американскими). А всего за историю хасидизма существовало порядка 300 дворов – развитие многих из них было насильно прервано Второй мировой войной.
За почти три столетия существования хасидизма каждый двор оброс собственными обычаями, иногда весьма экзотическими. Например, хасидов разных направлений можно узнать по одежде. Это касается и ребе – духовного лидера, и его последователей.
Во время главных церемоний ребе наряжен в парчовый халат, хасиды – в черных сюртуках и обязательно штраймлах – мохнатых шапках, представляющих собой густо отороченную мехом ермолку. На штраймл идут соболиные хвосты – от 13 (что символизирует 13 качеств милосердия Господа) до 26 (численное значение непроизносимого имени Всевышнего).
Самые нарядные халаты мне приходилось видеть на вижницком ребе – это были роскошные одеяния из золотой парчи (Вижница – местечко неподалеку от Черновиц в Украине). Неплохо одевался и коломыйский ребе – почти каждый тиш (традиционное хасидское застолье) он проводил в новом халате, украшенном вышитыми цветами и узорами (Коломыя – местечко в Галиции). Халат покойного ребе из Зучки (Зучка – район Черновиц, Буковина), на мой взгляд, точно воспроизводил наряд румынского боярина XVIII века. А халаты наследников ребе Аарона Рота (Иерусалим) сшиты из полосатой материи, которую ткут только в Сирии по старинным «рецептам» – эти одеяния наполнены каббалистической символикой.
Сквирские хасиды (их ребе – один из наследников знаменитой династии Чернобыльских цадиков, Тверских – с ударением на первый слог, от слова Тверия, один из святых городов иудаизма, расположенном на Тивериадском озере в Израиле) носят высокие сапоги, напоминающие офицерские. Шутники говорят, что такой обычай появился потому, что в украинском местечке Сквира была непролазная грязь. Но давно уже Сквирские цадики, как и большинство хасидов, перебрались в относительно чистый Нью-Йорк, а мода на сапоги осталась.
Брюки, заправленные в гольфы, защищают ноги богобоязненного еврея от проклятого праха земного. Фото Reuters |
Гурских хасидов (Гура-Кальвария – небольшое местечко неподалеку от Варшавы) можно было бы принять за венгерских хасидов, которые носят брюки до колен и черные подколенники, если бы не одна существенная разница. Гурские хасиды надевают обыкновенные брюки, но заправляют их в высокие носки. Тайна этого уже вообще непонятна непосвященным (кстати, в отношении гурских хасидов ходят все же шутки про грязь в местечке и прочее, но они мало что объясняют – в болоте одинаково застреваешь что в носках, что без оных).
Чтобы понять, зачем сквирским хасидам сапоги, а гурским – высокие носки, вспомним о том, как Моисей, будучи в пустыне, увидел горящий куст. Что сказал ему Всевышний? «И сказал Он: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Кроме того, вспомним еще о коэнах – служителях Иерусалимского храма, которые ходили по освященной земле храма босиком. А также о том, что ханукию – праздничный подсвечник – можно ставить на скамеечку не ниже трех ладоней над уровнем земли.
Какая связь между этими совершенно разнородными фактами? Самая прямая! Отмотаем пленку событий еще на гораздо более ранний момент – вспомним о том, как согрешил Адам, нарушив единственную заповедь, которую должен был исполнять: не есть плодов с Древа познания добра и зла. Все участники данного проступка получили по заслугам. Ева в раю должна была рожать безболезненно – но из-за греха ей и ее потомкам пришлось рожать в муках. Кроме того, женщины получили такой неприятный подарок, как месячный цикл. Змея Бог вообще проклял, осудив на ползание на брюхе и поедание «праха земного». А вот с Адамом было сложнее – Всевышний ранее его уже благословил. И проклинать после этого (то есть брать обратно свое благословение) не мог. «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; в муках будешь питаться от нее все дни жизни твоей». То есть вместо Адама Всевышний проклинает землю («адама» на древнееврейском), из которой Адам был сотворен.
Кстати, это основная причина, по которой законы поведения в иудаизме настоятельно рекомендуют никогда не ходить по земле босиком, без обуви. Земля – то есть почва – как бы несет на себе древнее проклятие.
Проклятие распространяется от уровня земли на высоту трех ладоней (24 см). Поэтому гурские хасиды, для того чтобы между «уровнем проклятия» и незащищенным телом было какое-то препятствие, заправляют брюки в высокие носки. Носки эти доходят примерно до середины щиколотки.
Сквирские хасиды пошли еще дальше. Обычную материю они сочли недостаточно надежным «экраном» от «земной нечистоты», поэтому облачились в сапоги с высокими голенищами. Которые оберегают их в Нью-Йорке так же, как и в украинском городке Сквира.
Чтобы дополнить картину, скажу еще несколько слов об одежде этих хасидов. Сквирские хасиды, кроме сапог, ничем не отличаются от остальных украинских хасидов. На голову они надевают штраймл системы «чернобыль» – невысокую мохнатую шапку (украинский штраймл отличается от венгерского или румынского, гладко прилизанного). Длиннополый сюртук сквирских хасидов – «капота» – несколько напоминает праздничную одежду хасидов ХАБАДа.
Гурские же хасиды называются в религиозных кругах «еврейскими казаками». Одна из причин этого – высокие меховые шапки, напоминающие казацкие папахи. Такая шапка называется «сподик» и стоит, на удивление, вдвое, а то и втрое дешевле обычного штраймла (примерно 500 долл.). Причина этого в том, что штраймл делается только из собольих (или иного пушного зверя) хвостов, а на сподик идет шкура с туловища зверька – примерно две-три шкурки.
Но основная причина выражения «еврейские казаки», конечно же, не в этом. Рассказывают, что основатель Гурской династии – ребе Иче-Меир Алтер – был очень маленького роста, сутулый и слабого здоровья. Цель своей жизни он видел в распространении учения своего ребе, Менахема-Мендла из Коцка. Однако ребе Иче-Меир боялся, что из-за невзрачной внешности люди за ним не пойдут. «Я не могу исправить твою внешность, – сказал ребе Менахем-Мендл из Коцка, великий праведник и чудотворец, – но я сделаю так, что дети всех твоих хасидов будут высокими, сильными и стройными». Попробуйте заглянуть в синагогу Гурских хасидов. Там вы сами увидите силу и стать «еврейского казачества».