0
5070
Газета Стиль жизни Интернет-версия

04.03.2016 00:01:00

Искусство без срока хранения

Яна Жиляева

Об авторе: Янина Юрьевна Жиляева – журналист.

Тэги: швеция, бизнес, бьорн, заповедник, музей, современное искусство, природа, кухня


швеция, бизнес, бьорн, заповедник, музей, современное искусство, природа, кухня Выставочное пространство Артипелага занимает 32 тысячи квадратных метров. Фото с сайта www.artipelag.se

Бьорн бежит впереди, оставляя нашу женскую стайку далеко за спиной. Его спортивные ботинки с толстым протектором, похоже, способны одолеть все скаты, наклоны и подъемы.  Чего не скажешь про мои угги на плоской подошве.  Мы дружно карабкаемся от озера вверх по холму, покрытому гранитными булыжниками и льдом замерзших источников.  

Взобравшись на очередную гранитную глыбу, мы оборачиваемся назад,  на ледяное спокойствие вокруг: пэчворк льдинок у берега, ровная зеркальная гладь на середине озера, зеленые колючки сосен и маленькие дачные домики слева на дальнем берегу  в желтых лучах зимнего утреннего света. 

Бьорн и Лилемур Якобсен – известная в Швеции, да и не только в Швеции, семейная пара – они основатели компании Baby Bjorn. Свой бизнес Бьорн придумал, будучи стокгольмским студентом, который на каникулах в Америке подрабатывал, приглядывая за своей племянницей. Вместе со своей женой Лилемур, текстильным дизайнером, они разработали рюкзачки-кенгуру. Росла семья – у Бьорна и Лилемур четверо детей и секретно большое количество внуков, – менялись, усовершенствовались и их изобретения. Маленькая компания, основанная на 500 долл., стала большой и покорила мир. Но я не об этом: в 2000 году Бьорн и Лилемур выкупили часть полуострова Вэрмдё Стокгольмского архипелага в 19 км к востоку от центра города (1,5 часа на лодке от королевского дворца) и создали на площади, равной девяти футбольным полям, заповедник и музей современного искусства с превосходным рестораном. Построили дорогу из центра, мост, причал для городских речных трамвайчиков и частных лодок, проложили пешеходные дорожки. И открыли это пространство для всех. Так Бьорн и Лилемур Якобсен решили вопрос своих пенсионных накоплений и вклада в будущие поколения. 

Новый музей и заповедник получил название Artipelag. Очевидная игра слов отсылает не только к искусству и месторасположению, но задает систему координат Бьорна и Лилемур. Три их любимых конька: шведская природа, искусство и хорошая кухня. Как только я пытаюсь завести речь про семейные ценности, про  их высокие побудительные мотивы, они сразу же переадресовывают меня к Бу Нильсену, арт-директору музея. Бу доходчиво, терпеливо отвечает. Как меню в мишленовском ресторане, перечисляет проекты, которые успел осуществить в музее, сплошь пестрящие первыми именами современного искусства: Эдунд де Вааль, Гюнтер Ювер, Уильям Вегмен, Кристаин Марклей, Мамма Андерсен, Джон Кернер, Мона Хатум.

Пока Бу разглагольствует за чашкой кофе, Бьорн успевает принести кипу каталогов выставок и начинает показывать мне фотографии в своем айфоне. Сейчас в выставочном зале Артипелага идет «Монохромная симфония», посвященная столетию «Черного квадрата» Малевича, где в залах, разбитых по цветам, объединены работы от  Лучо Фонтана до Йоджи Ямамото и молодой шведской скульпторши Кайсы фон Цайпель. 

 «Мы много путешествуем – тактично вступает Лилемур, в свои 80 лет активно работающая на посту арт-директора своей компании, – и конечно, смотрим много искусства. В детстве я училась в художественной школе, в университете изучала теорию цвета. Совсем маленькой я увидела работы Шагала. Люблю его манеру обращения с цветом и эту его убежденность в том, что возможно все! Люблю импрессионистов и старых мастеров, Рембрандта, Вермеера. Люблю Гогена, люблю Ван Гога. В мае прошлого года ездили в Нью-Йорк, были на открытии нового здания музея Whitney, а потом отправились в Амстердам и Роттердам».

«Когда ты смотришь на работы Гольбейна, Франса Халса, ты не можешь оторвать взгляд. 400–500 лет прошло! Эти полотна по-прежнему будоражат нас. А когда мне было 20 лет, умер мой отец, и наша домработница, чтобы прийти в себя, пошла в Стокгольмский музей современного искусства. Она вернулась в ярости. «Это отвратительно!» – говорила она. Но сегодня, спустя всего 60 лет, глядя на эти работы, я могу сказать только: как это консервативно! То, что было революционно смелым тогда, сейчас уже не производит впечатления. Почему такие разные сроки хранения у искусства? Вот об этом я думаю», – делится Бьорн.

Наше знакомство началось в 9 утра, когда Бьорн в большой кроличьей ушанке зашел за мной в отель, чтобы мы все вместе поехали в заповедник. 

Бьорн и Лилемур Якобсен выкупили часть полуострова Вэрмдё и создали заповедник и музей современного искусства. 	Фото автора
Бьорн и Лилемур Якобсен выкупили часть полуострова Вэрмдё и создали заповедник и музей современного искусства. Фото автора

Припарковавшись у дальнего входа, где только лес, снег и дорожные знаки «Осторожно, олени!», Бьорн и Лилемур предложили пройтись. Чистый холодный воздух. Сосны. Веточки черники из-под снега. Ровная скрипящая деревянная дорожка. Солнце из-за туч. Ни души!

«В штаб-квартиру!» – скомандовал Бьорн. И мы, как три козы, поскакали по гранитным валунам. На мысу, у схода к воде, между двумя камнями перекинута деревянная балка. «Вот тут мы и сидели, когда встречались с архитекторами, планировали музей», – объясняет Лилемур. «Мы долго искали того, кто поймет нас, сделает именно то, что надо», – рассказывает Бьорн. «А как выбирали своего человека?» – «Вместе смотрели на закат, на скалы, на лес, на воду!» За время создания Artipelag сменилось семь архитекторов. Автором финального проекта  с концепцией здания-гриба, который прячется в лесу, стал швед Юхан Нирен. Но он умер на стадии заливки фундамента. И тогда обязанности архитектора взяла на себя Лилемур. 

«Свою самую большую битву Лилемур выиграла у кураторов! – с триумфом сообщает Бьорн. – Они все хотели, чтобы выставочное пространство было черное, без окон. А мы с Лилемур хотели, чтобы были большие окна, чтобы был естественный свет и белые стены!»

«У музея особые отношения с природой! – объясняет Бу Нильсен. – Мы так или иначе задействуем ландшафт. И, например, выставку световых инсталляций Гюнтера Юкера мы покажем этим летом еще раз, но уже не в пространстве выставочного зала, а на террасе музея. Мы наблюдаем, как менялось восприятие архипелага художниками за последние сто лет – от рафинированных пейзажей Августа Стриндберга до фотографий Уильяма Вегмена, чьи угольные рудники в Массачусетсе так похожи на наш балтийский ландшафт, и инсталляций Карушки Страйфферт».

Преодолев практически альпинистский подъем в гору, мы выходим к зданию музея, который сиротливо длинным одноэтажным фасадом выглядывает из-за сосен. Это очень обманчивое впечатление! Масштабы строения сравнимы с самыми крупными государственными стогкольмскими музеями: выставочное пространство в 32 тыс. кв. м, огромный ресторан с камином и летней террасой, куда на воскресные бранчи приезжает королевская семья, и концертная площадка в 13 тыс. кв. м с такой акустикой, что можно давать оперы, как утверждает Бьорн. 

Но прежде всего Бьорн ведет меня на нижний этаж, в туалет, в пеленальную комнату. Столик для младенца  с прочными спинками оснащен раковиной. «Самый дорогой пеленальный столик в мире!» – заявляет Бьорн.

Собственно, туалетная комната напоминает дворец. В центре – гранитный монолит гигантского рукомойника. Сланцевые полы, стены и двери из натурального дерева.

«Когда мы обсуждали внутреннее пространство, я сказал: нам нужны такие туалеты, чтобы люди, вернувшись в Стокгольм, говорили следующее: «Отличная кухня, хорошая выставка, прекрасная природа, но ты не видел, какие там туалеты!!!» 

Лилемур уже ждет нас в ресторане на ланч. Советует попробовать жареного омуля с брусничным вареньем. Глядя на сосны за окном, она говорит: «Мы ловим здесь рыбу, плаваем на лодке, катаемся на коньках. Мы приезжаем и в дождь, и в снег, и когда солнце. Я вот, например, не могу сказать, какое время годя я люблю больше всего. Мне здесь всегда нравится».

«Знаете, – замечает Бьорн за кофе, который он наливает нам сам в складные чашки его фирменного дизайна, – в юности я собирался стать дипломатом. И вот сейчас построил пространство, где можно прекрасно проводить встречи на высшем уровне. Но вот политики мне теперь совсем не интересны».

Стокгольм–Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1472
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1681
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1786
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4104

Другие новости