0
5024
Газета Стиль жизни Интернет-версия

08.12.2016 00:01:00

Татуировка с надписью "Спасибо"

Виктория Балашова

Об авторе: Виктория Викторовна Балашова – прозаик, филолог.

Тэги: золотое кольцо, города, владимир, книжный фестиваль, поэтический слэм, культура, туризм


золотое кольцо, города, владимир, книжный фестиваль, поэтический слэм, культура, туризм Поэт Антон Свириденко отвлекся от своих солдатиков, чтобы провести творческую встречу с писателем Сергем Лукьяненко, который прибыл во Владимир, как Дюймовочка – на ласточке.

Когда речь заходит о городах Золотого кольца, мы сразу представляем себе позолоченные купола церквей, перезвон колоколов, кафе с местной «национальной» кухней, где всегда борщ, пельмени и водка. Мы видим раскладные шаткие столики с кучей сувениров, сделанных в Китае для всей планеты Земля – только картинки разные вставлены. Мы легко визуализируем двух-, одноэтажные «купеческие» домики, рассыпавшиеся в разные стороны от Соборной площади, Рыночной или Торговой, и все – бывшие имени Ленина. Перед нашим взором мелькают похожие картинки, слившиеся в один большой хоровод россиянок в кокошниках и русичей в красных атласных рубахах. А ведь стоит приехать в город не наскоком в толпе туристов, дружно по-пионерски топающих в заданном направлении, как тут же Золотые города приобретают индивидуальный окрас, становятся разными на вкус и даже начинают различаться по половому признаку.

Владимир – конечно, мужик, крепко стоящий на ногах. Во всем чувствуются стать и сила, самоуважение и полное осознание своего места. Таксисты по-доброму снисходительны к приезжим, незаискивающие, не по-хамски панибратские. Они, понятное дело, интересуются, чего ты к ним приехал, но ничему не удивляются, будь ты хоть сто раз московский писатель или, пуще того, поэт. «Ах, вы приехали на книжный фестиваль!» – ну с кем не бывает! «А чего не в центре живете? Всех туда заселили? Понятно. А еще ресторан чешский отличный» – да, последний резон самый веский.

Во Владимире и правда собрались кухни народов мира в их наилучшем исполнении. Но надо будет борща – найдется и борщ. На фестивале «Бу! Фест» буфет вообще предлагал попробовать что-нибудь из кухни веганов. То есть кто уже не может есть свиные ребрышки, стейки и запивать все это пивом, может съесть овощей со свекольным соком (видимо, в качестве наилучшей замены борща), в лучшем случае попытаться пить густой смузи из замороженной клубники и банана.

«Бу! Фест» по большому счету, если оставить в стороне шутки, привлекает именно балаганностью. Тут все для всех: для детей и взрослых, для коллекционеров солдатиков и любителей игрушек из войлока и валяной шерсти, для писателей и читателей, для поэтов и почитателей бальных танцев… В небольшом на первый взгляд Доме офицеров уместились все, как в том теремке. И кто тут только не поселился! Поэт Антон Свириденко привез во Владимир игрушечных солдатиков. На вопрос, сколько их продал, счастливо махал рукой: в основном менялся. Ребятня возле его столика толкалась постоянно, с уважением поглядывая на солидного дядю в эффектной зеленой жилетке. Поэты в принципе выступали куда оригинальнее серьезных писателей. Поэт Евгений Харитонов получил в качестве компенсации за билет Москва–Владимир от поэта Андрея Щербака-Жукова дуделки-свиристелки. В прошлом году я получила в подарок от писателя и драматурга Александра Гриценко войлочную сову, в этот раз – зайца на сумку. Приехавшие во Владимир гости бродили между лотками с поделками и, как дети, радовались, увидев очередное мимимишество и няшество. Так называемая низовая культура бодро представляла себя, не тушуясь среди культуры более «высокой».

На «Бу! Фесте» можно было немного отвлечься от свистелок и пойти слушать Сергея Лукьяненко. В дозор во Владимир он выдвинулся на поезде «Ласточка», а потому сравнил себя с Дюймовочкой: «Я, как Дюймовочка, прилетел к вам на ласточке», – пошутил он, и заполнившие до отказа зал владимирцы захлопали, заулыбались, глядя на столичную знаменитость размером далеко не в дюйм. Когда человек умеет пошутить над собой, его уважают. Когда он сидит на сцене и беспрерывно отвечает на поступающие со всех сторон вопросы, его уважают вдвойне. Лукьяненко «ванговал» долго: многие вопросы касались будущего России и всего мира. Затем огромная очередь, вооружившись книгами автора «Дозоров», выстроилась за автографами. Но и позже люди вылавливали Лукьяненко, порой давая для подписи за неимением лучшего простые листки бумаги.

Надо честно признать: принимали тепло всех выходивших на сцену. Да, во время выступления известного писателя случился аншлаг, но аплодисментов хватило и на других. Даже танцевальный коллектив, порой представлявший бальные танцы под весьма странную музыку, удостоился хорошего приема. Пусть румба не совсем румба, а венский вальс – не совсем венский и не совсем вальс. Если обычный человек решил после работы пойти учиться танцевать, а потом, преодолев волнение, вышел на сцену, он заслужил свою порцию зрительской любви. Вы уже поняли – книжный фестиваль не только о книгах.

Книжный фестиваль – это не только книги. 	Фото Дмитрия Лазарева
Книжный фестиваль – это не только книги. Фото Дмитрия Лазарева

А еще во Владимире стоит настоящая русская зима, которой давно не увидишь в больших городах. С искрящимся снегом, гололедом, чистым морозным воздухом даже при нуле. Люди, заходя в Дом офицеров, сразу – в гардероб. Из уважения к книгам далее в верхней одежде нельзя. Они снимают пуховики и шубы, стягивают с детишек шапки с помпонами, разматывают шарфы. Сюда не приходят на десять минут: любая культура не терпит суеты. Надо же и свистелки рассмотреть, и зайцев с котами потрогать, и книжки полистать, и выступающих послушать. О судьбах Родины взрослые рассуждают привычно. Так уж издавна повелось, и вопросы писателям задают со знанием дела, без особого подобострастия – даром, что ли, Владимир едва не столица. Так уж сложилось исторически в пользу Московии, но характер такой оборот владимирцам не испортил, самости не поубавил.

Солидные, умные мероприятия в основном проходили за закрытыми дверями конференц-зала, чтобы детям не мешать и тоску на тех, кто пришел развлечься да отдохнуть, не наводить. Впрочем, конференц-зал на все мероприятия заполнялся. На семинар председателя правления интернационального Союза писателей Александра Гриценко об авторской платформе и тенденциях в современной литературе пришли местные писатели и поэты. Ведущий семинара не успевал отвечать на вопросы. Вместо семинара получилась беседа на волнующие владимирских авторов темы. Вместо часа встреча длилась полтора, и то закончилась только из-за рвущихся в зал участников следующего серьезного мероприятия. И не пустить ветеранов космодрома Байконур на их ежегодную встречу в рамках «Бу! Феста» было, понятное дело, нельзя. В который раз в ней участвует питерский писатель Антон Первушин.

В завершающий день фестиваля московские поэты провели поэтический слэм – конкурс, в котором участники соревновались друг с другом в умении сочинять и читать стихотворения. Слэм – это и шоу, и серьезное испытание, и оценки спонтанно выбранного жюри, и даже счетная комиссия. Приз вышел нешуточный: стихотворения трех победителей будут опубликованы в журнале «Российский колокол».

Вечером, перед отъездом, мы сидели в кафе возле опустевшего Дома офицеров. Неожиданно в помещение зашли несколько молодых человек с электрогитарами и барабанами. Ничем хорошим это нам не грозило – ребята собирались выступать в маленьком помещении кафе, а значит, будет грохот, шум и поговорить напоследок толком не получится. В итоге нам одновременно повезло и не повезло. Повезло, потому что ребята пришли заранее, и когда были уже готовы выступать, нам настала пора уходить. А не повезло, потому что, пока они готовились, стало ясно, что они итальянцы, и захотелось их послушать. На жуткой смеси русского, английского и итальянского мы представились друг другу. «Это моя мечта – сделать тур по русским городам, – объяснил один из членов группы. – И еще я мечтаю выучить русский язык!» И он с гордостью показал татуировку на руке с надписью «Спасибо»…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1027
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
978
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
815
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
926

Другие новости