Поэт Антон Свириденко отвлекся от своих солдатиков, чтобы провести творческую встречу с писателем Сергем Лукьяненко, который прибыл во Владимир, как Дюймовочка – на ласточке.
Когда речь заходит о городах Золотого кольца, мы сразу представляем себе позолоченные купола церквей, перезвон колоколов, кафе с местной «национальной» кухней, где всегда борщ, пельмени и водка. Мы видим раскладные шаткие столики с кучей сувениров, сделанных в Китае для всей планеты Земля – только картинки разные вставлены. Мы легко визуализируем двух-, одноэтажные «купеческие» домики, рассыпавшиеся в разные стороны от Соборной площади, Рыночной или Торговой, и все – бывшие имени Ленина. Перед нашим взором мелькают похожие картинки, слившиеся в один большой хоровод россиянок в кокошниках и русичей в красных атласных рубахах. А ведь стоит приехать в город не наскоком в толпе туристов, дружно по-пионерски топающих в заданном направлении, как тут же Золотые города приобретают индивидуальный окрас, становятся разными на вкус и даже начинают различаться по половому признаку.
Владимир – конечно, мужик, крепко стоящий на ногах. Во всем чувствуются стать и сила, самоуважение и полное осознание своего места. Таксисты по-доброму снисходительны к приезжим, незаискивающие, не по-хамски панибратские. Они, понятное дело, интересуются, чего ты к ним приехал, но ничему не удивляются, будь ты хоть сто раз московский писатель или, пуще того, поэт. «Ах, вы приехали на книжный фестиваль!» – ну с кем не бывает! «А чего не в центре живете? Всех туда заселили? Понятно. А еще ресторан чешский отличный» – да, последний резон самый веский.
Во Владимире и правда собрались кухни народов мира в их наилучшем исполнении. Но надо будет борща – найдется и борщ. На фестивале «Бу! Фест» буфет вообще предлагал попробовать что-нибудь из кухни веганов. То есть кто уже не может есть свиные ребрышки, стейки и запивать все это пивом, может съесть овощей со свекольным соком (видимо, в качестве наилучшей замены борща), в лучшем случае попытаться пить густой смузи из замороженной клубники и банана.
«Бу! Фест» по большому счету, если оставить в стороне шутки, привлекает именно балаганностью. Тут все для всех: для детей и взрослых, для коллекционеров солдатиков и любителей игрушек из войлока и валяной шерсти, для писателей и читателей, для поэтов и почитателей бальных танцев… В небольшом на первый взгляд Доме офицеров уместились все, как в том теремке. И кто тут только не поселился! Поэт Антон Свириденко привез во Владимир игрушечных солдатиков. На вопрос, сколько их продал, счастливо махал рукой: в основном менялся. Ребятня возле его столика толкалась постоянно, с уважением поглядывая на солидного дядю в эффектной зеленой жилетке. Поэты в принципе выступали куда оригинальнее серьезных писателей. Поэт Евгений Харитонов получил в качестве компенсации за билет Москва–Владимир от поэта Андрея Щербака-Жукова дуделки-свиристелки. В прошлом году я получила в подарок от писателя и драматурга Александра Гриценко войлочную сову, в этот раз – зайца на сумку. Приехавшие во Владимир гости бродили между лотками с поделками и, как дети, радовались, увидев очередное мимимишество и няшество. Так называемая низовая культура бодро представляла себя, не тушуясь среди культуры более «высокой».
На «Бу! Фесте» можно было немного отвлечься от свистелок и пойти слушать Сергея Лукьяненко. В дозор во Владимир он выдвинулся на поезде «Ласточка», а потому сравнил себя с Дюймовочкой: «Я, как Дюймовочка, прилетел к вам на ласточке», – пошутил он, и заполнившие до отказа зал владимирцы захлопали, заулыбались, глядя на столичную знаменитость размером далеко не в дюйм. Когда человек умеет пошутить над собой, его уважают. Когда он сидит на сцене и беспрерывно отвечает на поступающие со всех сторон вопросы, его уважают вдвойне. Лукьяненко «ванговал» долго: многие вопросы касались будущего России и всего мира. Затем огромная очередь, вооружившись книгами автора «Дозоров», выстроилась за автографами. Но и позже люди вылавливали Лукьяненко, порой давая для подписи за неимением лучшего простые листки бумаги.
Надо честно признать: принимали тепло всех выходивших на сцену. Да, во время выступления известного писателя случился аншлаг, но аплодисментов хватило и на других. Даже танцевальный коллектив, порой представлявший бальные танцы под весьма странную музыку, удостоился хорошего приема. Пусть румба не совсем румба, а венский вальс – не совсем венский и не совсем вальс. Если обычный человек решил после работы пойти учиться танцевать, а потом, преодолев волнение, вышел на сцену, он заслужил свою порцию зрительской любви. Вы уже поняли – книжный фестиваль не только о книгах.
Книжный фестиваль – это не только книги. Фото Дмитрия Лазарева |
А еще во Владимире стоит настоящая русская зима, которой давно не увидишь в больших городах. С искрящимся снегом, гололедом, чистым морозным воздухом даже при нуле. Люди, заходя в Дом офицеров, сразу – в гардероб. Из уважения к книгам далее в верхней одежде нельзя. Они снимают пуховики и шубы, стягивают с детишек шапки с помпонами, разматывают шарфы. Сюда не приходят на десять минут: любая культура не терпит суеты. Надо же и свистелки рассмотреть, и зайцев с котами потрогать, и книжки полистать, и выступающих послушать. О судьбах Родины взрослые рассуждают привычно. Так уж издавна повелось, и вопросы писателям задают со знанием дела, без особого подобострастия – даром, что ли, Владимир едва не столица. Так уж сложилось исторически в пользу Московии, но характер такой оборот владимирцам не испортил, самости не поубавил.
Солидные, умные мероприятия в основном проходили за закрытыми дверями конференц-зала, чтобы детям не мешать и тоску на тех, кто пришел развлечься да отдохнуть, не наводить. Впрочем, конференц-зал на все мероприятия заполнялся. На семинар председателя правления интернационального Союза писателей Александра Гриценко об авторской платформе и тенденциях в современной литературе пришли местные писатели и поэты. Ведущий семинара не успевал отвечать на вопросы. Вместо семинара получилась беседа на волнующие владимирских авторов темы. Вместо часа встреча длилась полтора, и то закончилась только из-за рвущихся в зал участников следующего серьезного мероприятия. И не пустить ветеранов космодрома Байконур на их ежегодную встречу в рамках «Бу! Феста» было, понятное дело, нельзя. В который раз в ней участвует питерский писатель Антон Первушин.
В завершающий день фестиваля московские поэты провели поэтический слэм – конкурс, в котором участники соревновались друг с другом в умении сочинять и читать стихотворения. Слэм – это и шоу, и серьезное испытание, и оценки спонтанно выбранного жюри, и даже счетная комиссия. Приз вышел нешуточный: стихотворения трех победителей будут опубликованы в журнале «Российский колокол».
Вечером, перед отъездом, мы сидели в кафе возле опустевшего Дома офицеров. Неожиданно в помещение зашли несколько молодых человек с электрогитарами и барабанами. Ничем хорошим это нам не грозило – ребята собирались выступать в маленьком помещении кафе, а значит, будет грохот, шум и поговорить напоследок толком не получится. В итоге нам одновременно повезло и не повезло. Повезло, потому что ребята пришли заранее, и когда были уже готовы выступать, нам настала пора уходить. А не повезло, потому что, пока они готовились, стало ясно, что они итальянцы, и захотелось их послушать. На жуткой смеси русского, английского и итальянского мы представились друг другу. «Это моя мечта – сделать тур по русским городам, – объяснил один из членов группы. – И еще я мечтаю выучить русский язык!» И он с гордостью показал татуировку на руке с надписью «Спасибо»…