Дайана Росс – олицетворение своей страны и ее музыкальных вкусов. Фото Reuters
...Она давно не выступала на большой сцене, хотя достаточно только намекнуть о том, что планируются ее гастроли – и все билеты на концерты разлетаются буквально мгновенно. Но тут случилось одновременно и заслуженное, и явно непредвиденное. Ей присудили премию Центра искусств имени Кеннеди, а также медаль Свободы, на вручение которой в Белом доме лично президентом Соединенных Штатов она прилетела из Лос-Анджелеса.
И как, скажите на милость, не вновь по такому поводу она могла повстречаться со своими зрителями? Да и как можно было мне таким случаем не воспользоваться? Посему нет ничего удивительного в том, что ее выступление вызвало невиданный ажиотаж в американской столице: забит был не только весь концертный зал Центра Кеннеди, но и пять ярусов балконов и галерок. Билеты в свободной продаже стоили от 200 до 300 долл., но их было не достать. Даже специальные места для прессы в партере были отданы гостям певицы, а журналистов вынужденно разместили на приставных стульях рядом с техниками, управлявшими световыми пультами.
...Сначала где-то вдали надрывно простонал саксофон. Потом ему вторила невидимая из зала и стоящая на дальнем краешке сцены вокальная группа. А затем... затем в зал не вошла, а буквально вплыла Она. Вся в красном, с огромным шелковым шлейфом, который, словно огненная река, постепенно вползал на сцену. Чуть позже, уже во время концерта, она незаметно облачалась за кулисами в синее, черное и, наконец, отделанное блестками белое платье. И просто невозможно было поверить в то, что этой удивительной певице уже 72 года...
У нас бы ее высокопарно именовали не иначе как «женщину, которая поет». Но для Америки она не просто какая-то рядовая исполнительница, на творчестве которой выросло не одно поколение что совершенно отвязной молодежи, что их дедушек-бабушек. Она – само олицетворение страны и ее музыкальных вкусов. Вне зависимости от того, кому и какой стиль этой самой музыки нравится и какие у кого сформировались вкусы-предпочтения.
Уехавшие из бывшего СССР еще в 80-е годы наши «когда-то сограждане» в антракте признались мне, что по-прежнему называют ее «американской Пугачевой». А вот многочисленные чернокожие любители музыки в США, которых в этот вечер было в зале большинство, считают ее «почти молодой Уитни Хьюстон» или (что менее справедливо, на мой взгляд) «чуть менее экстравагантной, чем Тина Тернер».
Понятное дело, что о вкусах, да еще тем более музыкальных, не спорят. Но факт остается фактом: она стала в Америке действительно своей. Причем и для белых, и для черных. Находясь в зале полтора часа во время ее выступления, я сама почувствовала, что ее в Соединенных Штатах по-прежнему не просто обожают – ее боготворят. Потому что именно она – это сама жизнь сразу нескольких поколений американцев. А если еще это самое «олицетворение» по-прежнему выходит на сцену, да еще и поет (причем на каком уровне!), то удивляться подобному «народному поклонению» творчества этой певицы, право, не стоит.
Признаюсь, что впервые я услышала эту певицу «по голосам» где-то в конце 70-х. И уже тогда она была единственной в Соединенных Штатах, кто исполнял песни во всех самых популярных музыкальных стилях – диско, джаз, блюз, рок, госпел. И все эти годы она не устает поражать публику именно тем, что ей все эту музыкальную смесь удается по-прежнему невероятно успешно совмещать. Не случайно, что ведущие музыкальные издания планеты называют ее лучшей певицей мира на все времена. Что по количеству проданных за всю карьеру альбомов (и это еще без наличия в те годы всепроникающего Интернета) вполне соответствует истине.
...А тем временем мои соседи по зрительному залу (муж и жена солидного возраста родом из Детройта, откуда начинала свою карьеру и наша героиня) с упоением нашептывали мне, что у певицы пятеро детей и четверо внуков. Она все еще сама пишет песни, сама же их исполняет плюс она еще и успешная киноактриса, а также музыкальный продюсер.
По большому счету, думаю, просто нет смысла вспоминать сейчас, сколько ею было выпущено альбомов, исполнено и написано песен, которые занимали неделями первые строчки в списках самых популярных в мире. Как не поддается учету число концертов, которые она давала всю свою жизнь главным образом по Северной и Южной Америке, а также в Европе.
У нас, наверное, самой ее известной композицией до сих пор остается исполненная вместе с Лайонелом Риччи «My endless love», песня, которая по-прежнему остается одной из самых популярных и известных по всему свету. «А мне больше нравится мелодия «Do you know...?», где я вновь как бы возвращаюсь в детство и задумываюсь о том, чего же мне в жизни удалось достичь», – постоянно общаясь с залом, признавалась в этот вечер зрителям певица.
Ну, а когда в зале зазвучали вкрадчиво и завораживающе первые слова не менее знаменитой песни «I will survive», то и стар, и млад, собравшийся в Центре Кеннеди, в едином порыве встали с кресел и начали в ритм музыки вместе с певицей пританцовывать. «Эта песня – мой девиз, мое жизненное кредо, я никогда не сдаюсь, и нет такой беды, которая могла бы меня по жизни сломить», – общаясь со сцены с собравшимися, признавалась Дива всея Америки. А народ ей во весь голос подпевал и размахивал поднятыми вверх руками.
Когда же в зале зазвучал ее другой популярнейший хит «Upside Down», словно описывающий самые невероятные жизненные приключения певицы, мне сразу же вспомнилось, что при всей своей бешеной мировой популярности она остается совершенно обычным человеком. Ведь по жизни не раз она лечилась от наркотиков и алкоголизма плюс ее даже как-то раз посадили в тюрьму за нарушение Правил дорожного движения за езду «под градусом».
«Все-таки какой же она сильный человек, – поделилась со мной в антракте давняя поклонница певицы по имени Джил. – С первым мужем жизнь у нее не сложилась, а от второго брака, в котором она прожила 15 лет с норвежским миллионером-судовладельцем, у нее родились двое сыновей. И хотя она и сама очень богата (а состояние американской Дивы оценивается по самым скромным подсчетам в 150 млн долл.), ей пришлось пережить вновь болезненный развод и последовавшую за этим трагическую смерть бывшего супруга в горах Южной Африки».
Да, кстати, насчет силы и «артистической физподготовки». Когда она в просто бешеном темпе буквально летала по сцене и заводила своей неуемной энергией зрителей Центра Кеннеди, мне подумалось, что именно таких личностей, Артистов с самой большой буквы, как раз таки и не хватает нынешней современной эстраде по всему миру. И это при том, что она выступает на большой сцене с 15 лет (сначала в составе женской вокальной группы «Сюпримс», а с 1970 года уже с сольными концертами) и по-прежнему даст сто очков форы любой даже самой «раскрученной звезде».
Ну вот, казалось бы: чего еще человеку нужно от жизни? Позади несколько десятков лет карьеры (вдумайтесь только в эти цифры), а нет же: ее по-прежнему тянет к зрителю. А зритель по-прежнему обожает ее, верит в то, что настоящие звезды мировой эстрады все еще существуют. И только они способны передать другим бескорыстную любовь ко всему самому светлому и идущему от души, кем бы ты ни был и какое место в жизни не занимал.
Просмотрела тем временем программку: оказалось, что у нее за карьеру «накопилось» 12 премий Грэмми, и именно ее – единственную иностранную певицу – принимала в токийском дворце Нагако супруга императора Японии Хирохито. А тем временем, продолжая разговор с залом, певица высказала свое искреннее удивление титулом «самой известной в мире женщины, работающей в жанре развлечений» (такой ее посчитали британские солидные музыкальные журналы). А ведь ее имя еще внесено в Книгу рекордов Гиннесса в разряде «самых коммерчески успешных в мире певиц» – а это ни много ни мало более 110 млн дисков!
И ведь еще не вечер... Когда концерт-шоу одного актера завершился, ее буквально ревущая от восторга публика несколько раз не просто вызывала на бис. Собравшиеся не хотели отпускать ее, как не хотят отпускать свою собственную молодость, нынешние и прежние музыкальные привязанности. Как, если хотите, уникальный и никем не достижимый идеал, на который хотят равняться даже те, кто к музыке не имеет никакого отношения.
«Я к вам еще обязательно вернусь, верьте в себя, и ваша жизнь непременно будет наполнена счастьем и успехами», – напевая на ходу «I will survive», послала свой прощальный воздушный поцелуй своим зрителям она, Дива всея Америки, несравнимая и неподражаемая Дайана Росс...
Вашингтон