Юрий Гагарин с детьми советских дипломатических работников в Японии. Фото из архива И.Н. Шумейко
14 апреля 1961 года ликующая столица СССР встречала первопроходца космоса – молодого офицера Военно-воздушных сил. Классик отечественной литературы Константин Паустовский сказал тогда журналистам: «Я горжусь, что первым космонавтом планеты стал русский человек с прекрасной фамилией, майор Гагарин». Виднейший пионер космонавтики, немецкий ученый Герман Оберт позже писал: «Я уже стар, и было время, когда я не надеялся, что буду жить в космическую эру. Но вот русский спутник стал вращаться вокруг Земли, а через несколько лет раздался русский голос в космосе. Имя Гагарина мне известно. Я видел в газетах и журналах его улыбающееся лицо…»
Личность первого космонавта, конечно, феноменальна. Один американский журналист писал: «Эти русские такие хитрые – такого красивого парня в космос послали!» А известный западный обозреватель высказался по этому поводу более подробно: «Черт вас побери! Я могу допустить, что вы рассчитали свой космический корабль и космическую орбиту. Но как вы рассчитали человека? Как? Красив. Умен. Мил. Обаятелен. Спортсмен. Летчик. Храбрец. Княжеская фамилия и… классическая красная биография. Как вам удалось добыть такого уникума, как Гагарин?..»
Что касается «классической красной биографии», этот журналист был абсолютно прав. Но он не мог и предположить, что немалый вклад в «окрашивание» биографии Юрия Гагарина внесла западная цивилизация. Когда гитлеровская Германия, покорив почти всю Европу, вторглась на советскую землю, первой из российских территорий была захвачена Смоленская область. Дом Гагариных в селе Клушино оккупанты заняли под мастерскую, а хозяев выгнали. Семья поселилась в землянке.
Стенд, посвященный Юрию Гагарину, в Музее Центра подготовки космонавтов. Фото Андрея Ваганова |
В мастерской хозяйничал баварец Альберт. Как пишет Валентин Гагарин в книге «Мой брат Юрий»: «Альберт был изверг из извергов. Но с особо изощренной жестокостью относился он к детям. Мы его сразу же нарекли Чертом. А Юра немедля начал против Черта тайную «партизанскую» войну».
Восьмилетнему Юре Гагарину довелось увидеть, как Черт, подкараулив его младшего брата Бориса, схватил его за воротник, затянул шарф на детской шее петлей и повесил ребенка на яблоневом суку. Мальчик начал задыхаться, а немец побежал в дом за фотоаппаратом, чтобы зафиксировать свой военный подвиг. Бориска уже обвис и обмяк, глаза вылезли из орбит. Юра не смог достать до петли и бросился в землянку за матерью. Каким-то чудом ей удалось оттолкнуть здоровенного фрица и раздернуть петлю. Мальчик упал на снег. В землянку она принесла его почти безжизненного. После этого ребенок с месяц не мог ходить и спать по ночам…
«Партизанская» война велась Юрой вполне научно. Однажды он испортил привезенные Черту аккумуляторы, насыпав туда каустической соды. Потом забил выхлопную трубу движка рваной бумагой и мусором. К счастью, «ариец» не сообразил, откуда ветер дует.
Так что красная биография Гагарина формировалась на коричневом фоне «нового порядка», созданном европейцем из Баварии и другими представителями «цивилизованной нации».
Школьником Юрий Гагарин никогда не боялся признаться учителям в мальчишеской шалости. Будучи курсантом военного училища, категорически пресекал зарождавшиеся тогда внеуставные отношения. А когда был уже в отряде космонавтов, привлек внимание Сергея Павловича Королева редкой особенностью: если он чего-то не понимал, тут же просил объяснить. И старательно записывал все мельчайшие подробности.
А вот что пишет о «феномене Гагарина» конструктор С.В. Денисов, участвовавший в подготовке легендарного полета: «Много существует мнений в различных воспоминаниях, почему именно Юрий Алексеевич был выбран первым космонавтом. Лично я придерживаюсь такого мнения, что решающую роль сыграла его обворожительная, светлая улыбка. Весь отряд космонавтов был отлично подготовлен к первому полету и физически, и морально. Но такой улыбкой обладал только Гагарин».
И эта удивительно светлая улыбка Гагарина покорила весь мир.