Древние пирамиды Тахина переживают вторую молодость… Фото автора
Когда проводилось всемирное интернет-голосование по определению семи «самых-самых» чудес света, то, разумеется, участники этого опроса называли только те города и веси, которые достаточно широко известны туристам и путешественникам на нашей планете. А ведь если называть вещи своими именами, то многие из них просто по счастливой случайности попадают в объективы теле- и видеокамер, а также находятся в центре внимания печатных статей и телесюжетов.
Но есть на нашей земле еще много совершенно потрясающих по красоте и уникальных мест, добраться до которых не так просто. Если бы составить такой список «почти самых-самых» уникумов, то на одной из первых позиций в нем окажется поистине диковинный затерянный в мексиканской сельве древний город. В свое время он был ничуть не менее важен для древних индейцев, чем известный на весь мир пирамидный комплекс Чичен-Итца на полустрове Юкатан…
Как гласит древняя легенда, как-то индейский мальчик-сирота заблудился в горах и наткнулся в сельве на таинственную и величественную пирамиду Ниш. Его приютил там один из богов, и когда этот бог ненадолго отлучился, то любопытный мальчуган без его ведома решил открыть сундук, стоящий в кладовой, и посмотреть, какую же боги носят одежду. Так он вытащил из сундука костюм бога грома и стал его рассматривать. Но как только он попытался костюм этот на себя примерить, то загрохотал страшной силы гром, ударила молния и полил проливной дождь.
Разгневанный бог тут же вернулся домой и в наказание за непослушание связал руки мальчика за спиной радугой. С тех пор этому непослушному малышу, согласно легенде, местные боги разрешают порезвиться только раз в году, 24 июня, когда в этих краях начинается сезон дождей...
...Когда оказываешься в современном Городе бога грома (на языке индейцев-тотонаков он называется Тахин), то даже не верится, что возник он еще во II веке до нашей эры. В XII веке он вдруг опустел, и до сих пор толком никто не может объяснить, почему обитатели этого церемониального центра неподалеку от побережья Карибского моря таинственно исчезли.
Это сейчас – сюда настоящее паломничество туристов, главным образом из Испании, Китая и Японии. А официально Тахин для европейцев обнаружил в 1785 году испанец Диего Риос. Но в тогдашней Испанской империи никого эта уникальная археологическая находка особо не заинтересовала, и только в 1938 году мексиканский специалист Хосе Гарсия Пайон начал детальные раскопки этого ранее неизвестного храмового комплекса...
И вот я иду по самому настоящему церемониальному игровому полю, вокруг которого когда-то сидели на каменных трибунах тысячи зрителей. Для того чтобы попасть к пирамидному комплексу Тахина, нужно пересечь сразу несколько просторных покрытых тщательно отшлифованным камнем площадок. Поначалу мне показалось, что здесь некогда проводились торжественные военные смотры тотонаков, но потом оказалось, что в древности здесь располагались самые печально знаменитые во всем Западном полушарии спорткомплексы, которые можно встретить и в некоторых других местах в Центральной Америке.
Но именно здесь, в Тахине, зародились, как оказалось, такие спортивные игры, как волейбол и баскская пелота. Всего же на территории Тахина сохранилось 17 полей для игры в мяч, причем одна из площадок была чисто тренировочной, а еще одно поле предназначалось исключительно для религиозных мероприятий, и на нем игры не проводились.
– Мы все – дети Вселенной, – рассказывает мне смотритель развалин Эрнесто Сеспедес. – Весь смысл спортивных игр древних индейцев был напрямую связан с их религиозными взглядами: мяч всегда олицетворял собой солнце, площадка была прообразом неба, а передача мяча от одного игрока другому обозначала перемещение небесного светила по небосклону.
Суть игры в мяч древних индейцев состояла в его перебрасывании и передачах друг другу любыми частями тела, кроме ног и рук. А игроки должны были загонять мяч в специальное отверстие, сделанное в плоском камне, исключительно бедрами, грудью, локтями и коленями.
Попыталась я поднять мяч с земли – но куда там! Весит он больше шести килограммов и за века оброс не менее тяжелыми по весу лишайниками. Что уж тут удивляться тому, что почти у всех игроков после подобных матчей были серьезные переломы, рваные раны и трещины, из которых обильно сочилась кровь. В результате по окончании «дружественного» поединка игрокам приходилось специальным обсидиановым ножом делать кровопускание, чтобы избежать заражения организма и как минимум через полгода быть готовыми к новым не самым безопасным спортивным испытаниям.
А вот дальше индейский «спортивный праздник» приобретал вид жестокого и бессмысленного ристалища. Сеньор Эрнесто подводит меня к месту, где награждали победителя соревнований... казнив его на глазах у всего честного народа. Как же так? А дело в том, что древняя команда тотонаков состояла из трех игроков, и среди них выбирался капитан (обычно это был самый сильный и ловкий игрок). Когда же игра завершалась (а побеждал в ней тот, кто набирал наибольшее количество очков), то именно капитана команды-победительницы торжественно приносили в жертву богам, считая, что тем самым они смилостивятся и принесут дождь с хорошим урожаем.
Именно здесь, среди густых зарослей кустарников, на заросшей мхом каменной площадке-плахе, несчастному капитану-победителю за только что выигранный матч индейцы-палачи церемониально отрезали голову. Кровь несчастного сливали затем в специальную чашу, а позднее с почестями разбрызгивали над землей возле храма.
Поинтересовалась у Эрнесто, с каким счетом все-таки заканчивались здешние «спортивные мероприятия». Так вот, до сих пор нет никаких подтверждений относительно того, сколько вообще мог продолжаться такой матч. Известно только, что игра ради казни-жертвоприношения капитана команды-победительницы могла длиться в течение одного дня до захода солнца, а на трибунах понаблюдать за этим жестоким зрелищем собиралось более тысячи человек.
Кода же совершалось само жертвоприношение и несчастному (а на самом деле гордому честью, которую ему предоставляли соплеменники, – отправиться на небеса на встречу с богом грома) отрезали голову, то на эту церемонию с песнями и плясками, в неподдельной радости собиралось все население Тахина, включая маленьких детей и стариков.
И сегодня к монументу бога грома, который установлен перед так называемой Голубой пирамидой, местные тотонаки несут цветы и венки, если над их полями уже долгое время нет дождя. И хотя Тахин расположен в 32 км от Мексиканского залива и тропические ливни здесь бывают довольно часто, крестьяне все равно верят, что никакой влаги с небес не может быть и в помине, если вовремя на эту тему не пообщаться с каменными божествами.
А совсем рядом с этими зловещими спортплощадками я наткнулась на заросли благоухающих, удивительных по красоте и разнообразию орхидей. Долгие годы они скрывали на территории архитектурного комплекса Тахина десятки самых разнообразных пирамид. Примерно 40 самых известных из них уже раскопаны, но еще 128 каменных строений только предстоит извлечь из-под земных заносов.
Но все же самую уникальную и не имеющую аналогов во всем мире достопримечательность древнего города Тахина раскопать уже удалось. По своей археологической ценности ученые сравнивают так называемую пещеру Ниш в Тахине с развалинами пирамид Чичен-Итцы, комплексом Мачу-Пикчу в Перу и древним городом набатейцев Петрой в Иордании. Зрелище это действительно потрясающее. Одна беда – залезть на саму пирамиду у туриста нет никаких шансов. Ее высота - 8 этажей (более 20 м), в пирамиде ровно 365 ниш (по одной на каждый день календарного года), а каждая ниша обозначает индивидуальный вход для человека в загробный мир. В древние же времена эта пирамида служила церемониальной лестницей, по ступеням которой престарелые священники поднимались на самую ее вершину.
Это сейчас в Тахине местного жителя не увидишь – одни туристы. А в эпоху расцвета города его население составляло 20–30 тыс. человек. Сейчас древние пирамиды Тахина словно переживают свою вторую молодость: после долгих столетий забвения их таинственное величие и магическая символика привлекают сюда многочисленных путешествеников со всех концов света. И даже если во время посещения Тахина на голову вдруг обрушится безжалостный тропический ливень, то есть смысл задуматься хотя бы на секунду над тем, что именно в те давние времена по традиции предшествовало этому обычному природному явлению…