Настоящие мастера боевых искусств – люди добрые и благожелательные. Фото Reuters
Все-таки люди, которые посвящают жизнь боевым искусствам, не агрессивные, а даже добрые и благожелательные. Таких немного. Большинство приходят на тренировки по боевым искусствам один-два раза и уходят. Есть такие, которые были на занятиях полгода – эти чаще всего рассказывают о себе как о специалистах по боевым искусствам. Есть немало тех, которые занимались три-четыре года – эти говорят про себя мало. А есть люди, которые посвящают этому жизнь. Вот вам история про китайского мастера боевых искусств в третьем поколении.
Собирался в командировку в Китай. Просматриваю маршрут. Ехать предстоит в Шаньси – небогатую гористую провинцию на севере Китая. Из Пекина нужно лететь в столицу провинции – город Тайюань, а потом посетить несколько маленьких городков, в числе них Тайгу.
Я занимался в ту пору ушу – стилем Син И Цуань (кулак формы и воли). Занимался уже четвертый год, что-то понимал, прочел книгу про истоки стиля Син И, про мастеров и передачу знаний от мастера к мастеру. Син И Цуань – один из наиболее древних стилей ушу из сохранившихся до наших дней, известный с XVI века. В XVII столетии он разделился на два направления – шансийское и хэбейское.
И один из мастеров Че Ичжай – уже из относительно позднего времени – рубеж XIX и XX веков – жил в провинции Шаньси. Участвовал в восстании боксеров – ихетуаней, применял свое искусство против правительственных войск и немецкой армии (да, в ту пору Китай был очень слаб, были весьма серьезные попытки превратить его в колонию со стороны Германии, Японии и Англии. Восстание боксеров и было направлено против этого, а подавляли его во многом экспедиционные корпуса означенных государств).
Восстание подавили, начались массовые аресты, расстрелы и казни. Но Че Ичжая не тронули, хоть он один на полях сражений нанес ущерб больший, чем рота повстанцев, – настолько был велик его авторитет. Мастеру ушу разрешили жить и преподавать боевые искусства. В Тайгу Че Ичжай основал школу, растил учеников.
Вот что я прочел в книге. А мне предстоит ехать на завод в Тайгу! «Вот интересно, это про тот городок в книге написано? Вдруг про тот? А вдруг там занимаются стилем Син И Цуань? А вдруг там кто-то помнит мастера Че Ичжая?» – так мне подумалось перед командировкой.
Посмотрели мы завод. Дела закончили. Небольшой прием по поводу приезда гостей из России. Обед. По китайской традиции – несколько маленьких рюмок водки. Все хорошо, все довольны – и наша делегация, и принимающая сторона. Дела закончены. И я решил – чем черт не шутит – спросить директора про боевые искусства в городе Тайгу.
– Да, ушу здесь занимаются, – ответил директор доброжелательно, но достаточно равнодушно.
– А есть ли здесь стиль Син И? – продолжаю прощупывать почву я.
– Син И? – В голосе директора и любопытство, и недоверие.
– Син И, – киваю я.
Директор завода встрепенулся и еще раз переспросил:
– Син И? – И изображает удар, закрутив кулак на выпаде (фирменный удар стиля Син И).
– Син И! – отвечаю я и тоже закручиваю кулак, изображая удар Бен Цуань (крушащий кулак стиля Син И).
У директора широко открытые глаза и восторг на лице. Он стал быстро говорить, давать поручения подчиненным и размахивать руками, кому-то звонить.
– Син И! Син И! – эти слова постоянно употреблял и директор, и его подчиненные. А я медленно начинаю соображать: а что будет дальше? И развитие ситуации мне нравилось все меньше и меньше.
Послали машину. Через 15 минут из машины выпрыгнул сухой сморщенный дедок во френче! Он тут же радостно закричал:
– Так где тут мастер Син И из России? – И улыбается до ушей.
Целый ворох мыслей в моей не совсем трезвой голове. Пожалуй, основная мысль была: ох, ну ни хрена себе!
А дедок продолжает кричать:
– Ну становись, показывай, что умеешь! – И встает в стойку Сан Ти Ши.
Мысли у меня в голове оформились: «Ну вот тут-то мне конец и придет! Сейчас бить будет. Ведь я только учусь, а тут мастер! В городе Тайгу! А я еще и выпимши! Все. И ведь сам напросился!»
Вокруг толпятся китайцы. Улыбаются. Настороженно. Прибежали охранники. Прибежали поварихи из заводской столовой – смотреть, как китайский мастер будет бить русского выскочку.
«Мама! Ну зачем я полез в это дело! Черт меня дернул за язык! Был хороший обед. Вкусная китайская еда. Немного выпили. Да и вообще дело сделали, нашли хорошего поставщика продукции. Хорошие, нормальные люди! Красиво вокруг. Небо голубое... И мне сейчас надо становиться в стойку и выходить на спарринг с китайским мастером! Во влип!»
А мастер торопит:
– Ну давай, показывай!
Деваться некуда! Встал в стойку Сан Ти Ши. И китаец прыгнул на меня вперед, но почему-то оказался от меня сбоку! Он крутанулся и…
Мастер Чень оказался настоящим мастером. Добрый, великолепно владеющий телом и техниками ушу. Он подсказывал мне, как правильно двигаться, указывал на ошибки в моих движениях. Он кружил вокруг, показывая, что надо делать, если бы я был не один, а он оставался в одиночестве. И все время смеялся и улыбался до ушей! Смеялся над моими неловкими движениями ушу. А уж как были счастливы охранники и поварихи, для которых устроили бесплатный спектакль!
Мастер Чень – этот самый сморщенный дедок оказался внуком мастера Че Ичжая и продолжателем традиций стиля Син И Цуань. Ведет занятия и служит в охранном бюро, как и было в Китае уже много веков. Чемпион провинции Шаньси по ушу – саньда (свободный бой). Два раза ездил в Японию преподавать.
Надо сказать, что в Китае есть очень хорошая традиция преемственности поколений, зачастую и в ушу. Мастер Чень – внук и продолжатель традиций мастера Че Ичжая, мастер Че Ичжай учился у великого мастера Ли Лонена. А тот, в свою очередь, учился у мастера Дай Лунбана. Есть информация, что в монастыре Шао Линь есть записи о том, что там в XVI веке занимался мастер Цзи Цике – один из основателей (а может быть, продолжатель) стиля. Будто бы в архивах монастыря даже сохранился его портрет.
Но есть мнение, что стиль Син И Цуань зародился в Китае в XI веке и будто бы его родоначальником был полководец Юэ Фей (тоже выходец из провинции Шаньси), великолепно владевший искусством боя копьем и прививший своим солдатам это искусство, распространив основные принципы и на кулачный бой.
Окончательно развеселившись, мастер Чень показал фирменную связку ударов Син И Цуань «У Син – пять кулаков» – основные пять видов ударов этого стиля, пронизанного восточной натурфилософией пяти первоэлементов. Огонь может поглотить дерево, но вода побеждает огонь. Стихию воды может победить земля. Из земли может вырасти дерево. Улыбаетесь? А мастер Чень показал связку приемов «пять кулаков», где завершение удара Пао Цунь, отождествляемого со стихией огня, является подготовительной фазой удара Цзунь Цуань стихии земли.
Конечно, всю эту философию удержать в голове непросто, особенно когда выполняешь вполне боевую связку ударов. Понимание приходит потом, да и то не сразу.
А еще мастер Чень показал звериные стили – стиль дракона, стиль тигра, петуха, сокола, змеи, медведя... Всего 12 звериных стилей борьбы и ударов, имитирующих передвижение животных и манеру их поведения в схватках. Это уже следы буддизма. Китайцы, очень любящие традиции и живущие легендами, выводят стиль Син И Цуань от Дамо – легендарного Бодхидрахмы. Того самого 28-го патриарха буддизма, который пришел в Китай из Индии в 520 году нашей эры и якобы основал легендарный монастырь Шаолинь. Там и сейчас монашеская община, очень много учеников со всего мира.
В китайских классических романах благородный муж, как правило, владеет боевым искусством. Пожалуй, началом китайского классического средневекового романа можно считать Х век нашей эры (хотя литературная традиция намного древнее). Наиболее известные дошедшие до наших дней романы – «Сон в красном тереме», «Троецарствие» и «Речные заводи». Лично мне нравятся очень многие литературные приемы из «Сна в красном тереме». Но боевые искусства лучше описаны в «Речных заводях» и «Троецарствии». Между прочим, в «Троецарствии» одним из главных героев является вполне реальная историческая личность – легендарный воин Средневековья мастер Гуан Юй. Описанный в романе рыцарь без страха и упрека, он стал в Китае кем-то типа святого. Храмы в его честь стоят в нескольких провинциях, во многих храмах есть приделы Гуан Юя. И даже во многих гостиницах есть что-то типа мини-часовен с его статуями, чтобы каждый мог поклониться святому и попросить о содействии в делах, потому что великий боец Гуан Юй является кем-то вроде нашего Николы-угодника. Оба оказывают покровительство в практических делах и путешествиях. Отличие, пожалуй, в том, что Гуан Юю иногда в качестве жертвоприношения подносят водку. Он покровительствует всем боевым искусствам тоже.
Такая вот была встреча. Это я к тому, что можно посвятить жизнь боевым искусствам и радоваться при этом жизни!