0
2635
Газета Стиль жизни Интернет-версия

04.09.2017 00:01:00

Восток начинается в Австрии

Тэги: австрия, отдых, спорт, туризм, традиции, культура, искусство, театр, сант маргаретен, мрбиш, венский фестиваль


австрия, отдых, спорт, туризм, традиции, культура, искусство, театр, сант маргаретен, мёрбиш, венский фестиваль Заброшенные Римские каменоломни превратились в оперный театр под открытым небом.

Это не просто игра слов – по-немецки слово «Австрия», Оsterreich, означает «восточная страна». Один мой знакомый, немецкий бизнесмен, жаловался на своих австрийских коллег: «Представляете, приезжаешь к ним по срочному делу на два дня, приходишь утром в офис, думаешь, сейчас быстренько сделаем все что надо, но не тут-то было. Директор тебе говорит: «Сейчас я должен отвести тебя в кафе, где делают самый лучший штрудель во всей Вене». Спорить бесполезно. Короче, вместо того чтобы работать, сидишь кофе пьешь. Потом обед, после обеда та же история, короче…». Ну и так далее. Лютеранская Германия просто не желает понимать католическую Австрию.

Это правда, австрийцы не станут работать до седьмого пота, как это делают их северные соседи, они любят отдыхать. Они даже шутят в свой адрес: австриец, мол, едва родившись, уже мечтает о пенсии.

Но отдыхают они между тем весьма подвижно. И даже пенсионеры любят карабкаться на горы и кататься на велосипедах. Вокруг живописных озер – а их в крошечной Австрии несколько десятков – вымощены велосипедные дорожки. И не пугает австрийских бабушек и дедушек даже устрашающая статистика: только в этом году в горах погибло более 50 скалолазов-любителей. Другой весьма популярный вид спорта – это серфинг: кажется, будто озера оккупированы несметным количеством бабочек.

Это сегодня «народные» виды спорта, составная часть того, что называется качеством жизни. Ну и, конечно, сопутствует этому непременное посещение хойригенов, своего рода народных ресторанчиков, возникших еще при императоре Франце-Иосифе, когда он «отщипнул» кусочек от свой концессии на продажу алкоголя в пользу виноделов. Им разрешалось два месяца в году самим продавать плоды своего труда в разлив. А поскольку семьи у виноделов были немаленькими, они вскоре решили, что два месяца торговать будет отец, потом два месяца сын, потом – невестка, внук и т.д. В их шинки каждый имел право прийти со своим бутербродом, а сегодня это выглядит так: вино вам принесет официант, а еду вы сами покупаете в буфете. Хойригены никогда не пустуют. Кроме того, это, пожалуй, единственное место, где австрийцы отваживаются говорить о политике, то есть ругать свое правительство.

Другой не менее важный аспект качества жизни – это посещение всевозможных культурных мероприятий. Летом Австрия превращается в одни сплошные подмостки, что дает возможность совершать своего рода маленькие путешествия. Опера, оперетта и классический концерт давно шагнули за пределы большого города.

12-1-2.jpg
Тирольский оркестр – завсегдатай летних
фестивалей и музыкальных праздников.  
Фото автора

Так, 20 лет назад заброшенные Римские каменоломни в Санкт-Маргаретен (70 км от Вены, федеральная земля Бургенланд) превратились в оперный театр под открытым небом. Долгие годы он оставался одним из благословенных островов истинного искусства. Основали его два гениальных творца – Вольфганг Вернер и Манфред Ваба, но в 2014 году руководство сменилось.

Сезон 2017 года открылся оперой Верди «Риголетто». Вокальная сторона спектакля осталась на том же безупречно высоком уровне, особенно блистал Риголетто в исполнении Владислава Сулимского. Но для тех, кто помнит постановку 2009 года (под руководством Ренцо Джаккьери, директора Арены ди Верона), эта новая постановка принесла немалое разочарование: вычурные декорации и костюмы, претенциозная режиссерская работа Филиппа Арло.

Кто-то однажды сказал: какая, мол, разница, как поставлен спектакль, если музыка остается прекрасной? Но если бы нас интересовала только музыка, мы слушали бы радио или пластинки, а не ходили в театр, не так ли? Ведь в театре нас интересует постановка, мы хотим зрелища, и это в самом прекрасном смысле, мы хотим, чтобы душа пела. Похоже, это мое мнение разделяет правительство федеральной земли Бургенланд: как стало известно несколько дней назад, оно отказало в финансировании нового спектакля этого режиссера, запланированного на будущий год.

Зато прекрасное зрелище осталось неизменным на другой огромной – плавучей – сцене этой же федеральной земли – на озере Нойзидлерзе в Мёрбише. В этом сезоне здесь показывают «Продавца птиц» Карла Целлера.

Сцена в Мёрбише возникла в 1957 году, постепенно театр расширялся, полный его расцвет начался с 1992 года, когда директором стал неутомимый и вечно молодой Харальд Серафин. Ему удалось убедить правительство и частных спонсоров выстроить этот грандиозный зрительный зал под открытым небом на 6,2 тыс. мест. В 2012 году Серафин уступил свое место новому директору, а сам остается здесь почетным гостем, консультантом и вдохновителем. Его преемница Дагмар Шелленбергер не только прекрасный организатор, она, как и Серафин, талантливая певица. В июле она приняла участие в удивительном концерте с участием 500 духовых инструментов – «Фейерверк духовой музыки».

Это лишь два примера. Не стоит утомлять читателя перечислением всех летних сцен Австрии, не лучше ли попытаться ответить на вопрос: зачем все это делается? Знаем, что в наше время прибыль приносят только рок- или поп-концерты, а все остальное нуждается в дотациях. Так неужели правительство страны выделяет немалые средства на организацию этих спектаклей из одной лишь любви к искусству?

Конечно же, здесь задействована своя политика. Лето в Австрии начинается в мае открытием Венского фестиваля искусств. Возник он вскоре после окончания войны, и его целью было помочь стране выйти из изоляции, куда ее завели долгие годы нацизма. Искусству предстояло взять на себя общественные и политические задачи. С годами, однако, набор допустимых на фестивале жанров расширялся, сегодня здесь можно увидеть все – от классических концертов до «экспериментальных субкультур». Установка нового директора фестиваля Томаса Цирхофер-Кина буквально звучит так: «Венский фестиваль не желает больше оставаться блистательным фестивалем высокой культуры, сегодня мы понимаем искусство как своего рода создание преходящей Ground Zeros (компьютерная игра. – Д.В.), способствующей созданию новой солидарности и позволяющей прогнозировать общество будущего».

Допустимо все вплоть до таких тем, как секс в любом возрасте, включая самый юный. Кроме того, во время представления вам могут помыть голову и ноги или поучить (разумеется, за деньги), как самим создавать такие вот перформансы. И только открытие фестиваля осталось традиционным: концерт классической музыки с участием звезд транслируется на весь мир.

Итак, в известном смысле это политика. Но вокруг каждого публичного мероприятия задействована также своя экономика. Площадь перед Венской ратушей, где круглый год что-то происходит – от рождественского базара и катка до фестивалей музыки и кино, по всему периметру превращается в грандиозный палаточный ресторан, где представлена национальная кухня всех народов, вплоть до блинов и чебуреков. Часто дневные концерты на пленэре сопровождаются организованными пикниками, где стоимость корзины с едой и вином входит в цену билета.

Делается все это, конечно же, для привлечения туристов, особенно когда речь идет о регионах с красивой природой, но слабо развитой экономикой. Так создаются рабочие места. Если заманить человека на спектакль, он, может быть, решит следующий отпуск провести именно здесь. И непременно захочет посмотреть новую постановку. Доставка зрителей на загородные концерты тоже прекрасно налажена: специализированные автобусы отвезут и доставят вас обратно, что выгодно также и для городского автопарка. Короче, выгода всем.

Надо заметить, что вся эта разветвленная сеть отдыха возможна лишь в регионах с достаточно мягким климатом, хотя и здесь бывает, когда весь спектакль приходится смотреть под дождем. Но если зрителям, разумеется, раздают дождевики, то вот каково актерам! Они настоящие герои отрасли развлечений, которая давно стала полноценной отраслью экономики.

Вена


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1542
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1742
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1853
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4207

Другие новости