Вид внутренней бухты Акапулько с крыши отеля. Фото автора
Если сегодня навскидку поинтересоваться, какие курорты нынче пользуются в мире наибольшим престижем и известностью (не путать с комфортом и статусностью), то совершенно определенно прозвучат разные Мальдивы-Маврикии и Ниццы-Ибицы. Любители же дальней экзотики, может быть, похвастаются, что бывали на Бали или Гавайях.
Но гарантирую, что никто даже представить себе не сможет, что в середине прошлого века самым желанным и манящим «богатых, но здоровых» в мировом масштабе был абсолютно другой город. О котором нынче вспоминают только по случаю очередного разрушительного землетрясения или очередных разборок группировок наркоторговцев...
Да, все именно так: этот тихоокеанский «центр всемирных отпускных развлечений» был в 50-е годы прошлого века самым знаменитым и востребованным среди богачей как минимум Западного полушария и наиболее продвинутой части тех европейцев, которые когда-либо выезжали за пределы акватории Средиземноморья.
На его пляжах нежились популярные актеры, голосистые поп-певцы американской эстрады, голливудские кинознаменитости, латиноамериканские звезды телесериалов, а также наиболее известные политики всех мастей и партийных пристрастий. Именно здесь все они предпочитали проводить свой отдых от трудов праведных. А на улицах этого города снимался некогда самый кассовый в мире фильм «Жемчужина» (вышел на экраны в 1945 году) режиссера Эмилио Фернандеса, получивший первый приз на кинофестивале в Каннах.
И это не говоря уже о том, что в уютной и поражающей своей красотой бухте суперпопулярный в те годы король рок-н-ролла Элвис Пресли снялся в не менее знаменитом фильме под названием «Веселье в Акапулько».
Ну вот я и проговорилась...
Да, все упомянутые мною кинокартины прославили на весь мир город Акапулько – его удивительные по красоте закаты, безмятежную атмосферу ничегонеделания и завораживающую смесь латиноамериканской экзотики и североамериканских бешеных денег. Хотя долгие годы здесь не было вообще ничего – лишь бедняцкая деревушка, а в переводе с языка местных индейцев-науатль само слово «акапулько» означало «место, где вырубили заросли тростника». И действительно, тростник вырубили, а потом уже начали это уютное местечко постепенно доводить до «курортных кондиций».
Как гласит индейская легенда, юноша по имени Акатль был влюблен в красавицу принцессу Киуитль (в переводе – «радость дождя»). Но ее отец – местный касик – ни за что не давал разрешения на свадьбу молодых людей. Тогда от горя Акатль стал рыдать, и под воздействием его слез тело юноши бесследно растворилось. А принцесса с горя по такому случаю взяла да и превратилась в облако, ставшее потом проливным дождем.
Думаю, что именно по этой причине уже более полувека считается правилом хорощего тона проводить медовый месяц молодоженам как из США и Канады, так и всей Латинской Америки в Акапулько (сейчас все чаще сюда стали приезжать японцы и тайваньцы). И удивляться тут нечему: ведь один набор справлявших некогда в Акапулько свои свадебные торжества на самом деле впечатляет: это и Элизабет Тейлор с Майком Тоддом, и Джон с Жаклин Кеннеди, и еще до переезда в Белый дом Билл и Хиллари Клинтон.
Но сегодня для современной молодежи самым желанным местом для посещения в Акапулько остается Кебрада – отвесная скала высотою в 42 метра, с которой шесть раз в день в любую погоду и при любом стечении народа ныряют в воду бесстрашные мальчишки-прыгуны. Честно говоря, мне было страшно даже без прыжков смотреть вниз с такой высоты. Что уж тут говорить о худеньких, щупленьких мексиканцах, которые именно подобными «смертельными» прыжками зарабатывают себе на жизнь.
«Сеньора, не думайте, что я не боюсь, – признался мне перед прыжком 18-летний Альберто. – Если что со мной случится, то, значит, такова воля Божья. Но я все равно прыгну – пока другой работы у меня нет». Понятно, почему перед прыжками все смельчаки-прыгуны обязательно молятся стоящему на самой вершине скалы изваянию Святой Девы Гвадалупе. Как мне рассказали сами ребята-ныряльщики, среди группы в 30 прыгунов (это своего рода местный профсоюз, куда не так-то просто попасть) есть и одна девушка. Зовут ее Ирис, ей 17 лет, но с самой большой высоты ей прыгать запрещают – только с 37-метрового утеса.
За всю историю прыжков в Акапулько со скалы Кебрады не было зафиксировано ни одного смертельного случая. Да, были вывихнутые плечи, сломанные руки, перевязанные шеи после ударов о воду – но никто не погиб. Но потом я выяснила, что самая большая опасность для прыгунов со скалы Кебрада подстерегает не при самом прыжке с большой высоты, а уже непосредственно в воде. Ведь в ней плавает огромное количество самого разнообразного мусора – от автомобильных покрышек до недопитых пивных бутылок.
А еще современный Акапулько буквально живет фантастической историей. Ведь именно здесь брал свое начало знаменитый «золотой рейс» испанских галеонов, которые на протяжении более 250 лет связывали между собой Акапулько (Новый мир) и далекие острова Филиппины у самых «ворот в Азию».
Славен Акапулько и тем, что здесь жил и творил знаменитый мексиканский муралист Диего Ривера. Он обитал в доме у своей близкой знакомой Долорес Ольмедо. А на самом доме до сих пор сохранились его расписные мурали с головой индейского божества-змея, олицетворяющего дождь и природное изобилие района бухты Акапулько.
Мне же невероятно интересно было посетить несколько сохранившихся до сих пор в Акапулько старых «голливудских» отелей, хотя и 20-этажных современных гостиниц вдоль Тихоокеанского побережья понастроено уже немало. Самый же любопытный из отелей, сооруженный на средства, собранные вскладчину звездами Голливуда во главе с Джонни Вайсмюллером (знаменитым Тарзаном), называется «Фламингос». Здесь Вайсмюллер и его многочисленные гости, подруги, приятели и просто знакомые день и ночь пили-ели-веселились. И созерцали с высоты окрестных скал поразительные по красоте закаты, попивая экзотический напиток «коко локо» – смесь кокосового молока, рома, толченого красного перца, имбиря, красного шафрана, чеснока и листьев мяты.
Долгие годы только в Акапулько предпочитали отдыхать Элизабет Тейлор, Фрэнк Синатра, Эдди Фишер, Брижит Бардо. Затем сюда перебрались звезды американской эстрады более молодого поколения. Так, город облюбовала для монтажа песенных клипов американская поп-дива Дженнифер Лопес. Многие из американских поп-знаменитостей стали приобретать здесь дома и участки земли под сооружение отелей. Но в 1997 году город был наполовину разрушен сильнейшим ураганом под названием «Полин». Более 100 человек (главным образом местные жители) тогда было унесено в океан огромными девятиметровыми волнами, которые вызвали порывы ветра 250 км в час.
Затем постепенно к частым здесь землетрясениям и ураганам добавились проблемы с безопасностью. Группировки торговцев наркотиками могли и днем и ночью устроить стрельбу в любой точке города (даже у дверей местного муниципалитета). Кроме того, грабить и, что самое ужасное, убивать стали попадавших под «злую руку» туристов. В итоге в Акапулько отменили рейсы американские авиакомпании, а круизные суда стали обходить этот великолепный порт стороной.
Но зато те, кто сюда решил переселиться из других городов Мексики и «дальнего зарубежья», об этом не жалеют. Квартиры в местных многоэтажных кондоминиумах стоят, по московским меркам, просто по-божески (около 100 тыс. долл. за трехкомнатную квартиру с двумя балконами и видом на океан – правда, купаться в нем опасно из-за огромных волн). Ночная жизнь кипит в любую погоду и при любых стрельбах-столкновениях между полицией и наркоторговцами. А в ресторанах, как в «старые голливудские времена», подают любимые напитки Джонни Вайсмюллера и кофе по-итальянски от Брижит Бардо. И все это – под музыку любимой некогда всеми обитателями бывшего СССР песни группы «Рикки э Повери» под простым и завораживающим названием «Акапулько»...
Так что, презрев опасности и дурную славу Акапулько нынешнего, сюда вопреки всем страхам и безнадежному пессимизму, как и прежде, приезжают мировые и местные знаменитости. И по-прежнему с удовольствием отдыхают на берегах красивейших бухт Пуэрто Маркес, Пунта Диаманте и в устье реки Попугаев. И хотя почему-то считается, что прошлая крутая курортная слава Акапулько уже давно несравнима в Мексике с куда более раскрученными для заграничного туризма Канкуном и Лос Кабос, место это по-прежнему остается уникальным и не теряющим во многом свою никем не понятую таинственную популярность...