0
4451
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.12.2017 00:01:00

Что немцу хорошо, то остальным неудобство

Тэги: германия, национальный характер, теракт, берлин, война


германия, национальный характер, теракт, берлин, война На открытии мемориала побывали сотни берлинцев. Фото Reuters

Известная поговорка «Что русскому хорошо, то немцу смерть» призвана показать отличие одной нации от другой. Другой, ее менее известный вариант гласит «Россия – не Европа». И он более точно передает особенности национального характера. 

В наши дни поговорка часто употребляется именно в политической полемике, чтобы показать невозможность пути, избранного в свое время для нашей страны и Горбачевым, и Ельциным. Конечно, в ее основе лежала достаточно прозаическая история из позапрошлого века, касающаяся применения одного и того же лекарственного вещества к пациентам разных национальностей. 

Но тем не менее людские характеры двух наций действительно сильно отличаются, и недавно это продемонстрировал всему миру правящий бургомистр Берлина Михаэль Мюллер. Повод для этого был, правда, достаточно трагический. 19 декабря исполнился год со времени теракта, совершенного исламским террористом на рождественском базаре в Берлине. В результате нападения террориста, использовавшего грузовик, погибли 12 человек, более 70 получили ранения. Накануне годовщины теракта канцлер Ангела Меркель встретилась с пострадавшими и родственниками погибших на Брайтшайдплац. О подробностях этой встречи, эмоционально тяжелой и, похоже, самой сложной за год для Меркель, не сообщалось. Официальный представитель правительства Штеффен Зайберт заявил накануне, что ее цель – выслушать друг друга; возможно, это позволит вместе сделать выводы.

Церемония на Брайтшайдплац проходила при повышенных мерах безопасности. 	Фото Reuters
Церемония на Брайтшайдплац проходила при повышенных мерах безопасности. Фото Reuters

В этой связи государственное немецкое агентство Deutsche Welle напоминает, что еще в начале декабря родственники и близкие жертв теракта пожаловались в открытом письме на отсутствие сочувствия со стороны политиков и на поведение властей. В частности, на то, что за 12 месяцев Меркель ни разу лично не встречалась с ними. Власти исправили это упущение, и, более того, на месте теракта открыт памятник, представляющий собой зигзагообразный разрыв мостовой, заполненный золотым легирующим веществом. Имена погибших с названиями стран, откуда они прибыли, выгравированы на ступенях находящейся рядом на площади мемориальной церкви, сооруженной в конце позапрошлого века в честь первого германского кайзера Вильгельма I по поручению его внука, последнего кайзера Вильгельма II. Долгое время она была самой высокой церковью Берлина (ее высота составляла 113 м). В середине XX века церкви суждено было стать мемориалом разрушения и созидания. 23 ноября 1943 года в ней состоялась проповедь на тему «Все проходит!», а спустя несколько часов храм был разрушен в результате бомбового налета англо-американской авиации.

Когда после войны возник план построить на месте разрушенной церкви новое здание, только одна из многочисленных берлинских газет получила более 47 тыс. гневных писем протеста. Сопротивление возымело успех. Руины когда-то 68-метровой башни были сохранены на специально сконструированной платформе. Церковь стала одной из примет послевоенного Берлина. Каждый час с высоты «полого зуба», как берлинцы называют башню старой церкви, звучит колокольный звон. 

Кстати, там же хранится и малоизвестная россиянам «Сталинградская мадонна», представляющая собой рисунок на куске советской географической карты. «Сталинградская мадонна» была нарисована немецким военным врачом (до начала Второй мировой войны — лютеранским пастором) Куртом Ройбером в рождественскую ночь 1942 года. Как известно, к этому моменту немецкие войска под командованием генерала Паулюса были уже окончательно окружены в сталинградском «котле» частями Красной армии и несли большие потери, усугубляемые суровыми зимними условиями.

Солдаты и офицеры вермахта были морально сломлены и практически потеряли какую-либо надежду вырваться из окружения, и единственным их стремлением было выжить. Выражением этих эмоций и стал рисунок Ройбера. Эти обстоятельства лишь подчеркивают эмоциональное значение данного места. 

На открытие памятника, как пишет берлинская газета Bild, правящий бургомистр разослал приглашение родственникам жертв теракта. Однако в приглашении с немецкой пунктуальностью было отмечено, что власти не могут компенсировать родственникам оплату такси и им рекомендуется прибывать на торжества на общественном транспорте. В случае же прибытия на личных автомобилях власти готовы компенсировать 0,20 евро за каждый километр пути. Причем дается четкое указание, что расходы по автопоездке компенсируются в размере не большем, чем стоимость билета на поезд или самолет. К посланию был приложен формуляр для ответа с примечанием, что в случае любых вопросов рекомендуется обратиться к соответствующему чиновнику за разъяснениями. 

Автор статьи возмущается бесчувственностью и крохоборством  берлинских властей, мол, решивших сэкономить на горе людей. Газета приводит и возмущенные письма граждан из других стран, которые получили подобные приглашения. В отличие от автора статьи я увидел в этом лишь четкий и педантичный подход к делу. Лучше заранее все сказать и расставить точки на «i», чем потом увязать в бесконечных спорах относительно условий приезда и якобы невыполненных обещаний или несбывшихся ожиданий.

Я достаточно долго прожил в Германии и могу лишь констатировать, что, на мой взгляд, именно благодаря подобной педантичности немцам удалось после тяжелейших поражений и в Первой, и во Второй мировых войнах столь быстро восстановиться из руин и стать вновь экономической нацией номер один на континенте. Ведь недаром первейшая заповедь каждого немца заключается в трех словах: Ordnung muss sein, что в переводе означает «Порядок должен быть». 

И пусть простят меня иные патриоты, но такому подходу к делу нам стоило бы поучиться. Не случайно, что и создатель Советского государства Владимир Ленин, если верить  известному публицисту Леониду Млечину, просто «мечтал о немецкой пунктуальности». Ленина раздражала известная российская необязательность, и он даже требовал ввести  штрафы за опоздания на заседания Совнаркома.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
842
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
986
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1376
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1109

Другие новости