Эллочка-людоедка – доэлектронная любительница укороченного словесного общения. Кадр из фильма «12 стульев». 1971
Четверг. Обычное безумное утро. Всех поднять, собрать, накормить. Одеть и доставить к местам учебы, не потеряв и не забыв ничего по дороге. Беготня буднего дня, отягощенная 13 градусами на термометре и явным дефицитом света за зимним окном.
Раз, два, три – поехали! Открыть глаза. Понять, где находишься. Выключить на телефоне будильник/включить звук. Телефон немедленно начинает звучать сверчком. Whats'app шлет первые сигналы дня. Следом зачирикает Facebook, зазвучит Viber, да и обычных сообщений никто не отменял. Рабочая текучка, согласование встреч, быстрая переписка с друзьями, коллегами и далее по списку.
Недостаток слов мы восполняем гневными, плачущими и смеющимися рожицами. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru |
Выходя из дома, в нервном тике хватаешься за карман – не забыл ли телефон? Не придется ли возвращаться? Выворачиваешь содержимое сумки – вот он, родной, притаился за кошельком! Информация давно входит в нашу жизнь без спроса. Получение телеграммы не главное событие дня, письмо в почтовом ящике не повод для радости: там или штраф, или налоги. Все остальное сыпется в цифровом виде, не ведая ни расстояний, ни ограничений типа «ваше письмо не влезает в обычный конверт, пакет будете покупать?». Фотографии, видеоролики, картинки с пожеланиями хорошего дня шпарят со всех сторон – уворачиваться не успеваешь. Выключиться из потока, «обнулиться» могут себе позволить счастливые единицы. У остальных – чат родителей в школе, чат родителей в детском саду, чат по ремонту в подъезде… И несколько скучающих знакомых, рассылающих все всем по кругу с обязательной припиской «перешли 10 друзьям, и твое желание исполнится!»
А утро-то уже стартовало! С дороги отправляю первое сообщение, подруге: «Привет, во сколько встречаемся?» В каждой руке у меня по ребенку, я почти проиграла в неравной борьбе с утренним сугробом, телефон дзинькает в кармане – нет, только не это! – на экране значок аудиосообщения. Незаменимый способ подать о себе знак при травме пальцев рук, разбитом экране телефона, движении по оживленной магистрали. Все остальные – вот зачем они это делают?
Ну почему, почему человек, который утром никуда не бежит и скорее всего вот прямо сейчас или варит кофе, или вообще валяется в теплой кровати, не может просто написать: «Давай в 17.30» и все, бинго, телефон в кармане, рука в тепле...
Мне никак не узнать содержание сообщения, не прослушав его; чтобы нажать на нужную кнопку, надо снять перчатку, подсунуть телефон под толстую шапку и под рев проезжающих машин разбирать слова примерно такого содержания: «Привет, слушай, ну как у вас там дела? Я вот прямо не знаю, мне нужно в банк заехать, никак не определюсь, когда лучше, давай я позвоню туда, а потом скажу, что-то я пока не понимаю, как лучше все организовать». Конец сообщения. (Рука отмерзла, ухо тоже, мы подошли к школе.)
Заложнику аудиосообщения не остается ничего, кроме как безропотно выслушать все без возможности выразить свое недоумение по поводу содержания. А также без возможности прервать, перебить, уточнить, вставить вопрос или реплику. Получить такое звуковое послание – как обнаружить пустой коробку шоколада. Если только абонент не ждет его как манны небесной. Поверьте, в 8.30 утра, перешагивая через сугробы с двумя детьми, не ждет совершенно (да и в большинстве других случаев тоже не ждет).
И время не ждет, оно бежит. По дороге домой смотрю почту в телефоне: сообщение от транспортной компании. И еще одно сообщение: «Распечатай пжлст билеты на завтра, у меня не работает принтер». Меня все время тянет спросить, на какое важное дело человек потратил освободившиеся пять секунд, заботливо сэкономленные на ненаписании ровно половины букв в слове «пожалуйста»? Надеюсь, на что-то хорошее: поцеловал любимого человека, например. Или тщательно размешал сахар в утреннем кофе, который я, к примеру, так и не выпила…
Ничего, вот скоро доберусь до дома и выпью, только вначале нужно позвонить менеджеру по страхованию. Звоню, обсуждаем детали, объясняю, какую фразу хочу видеть в договоре. В ответ звонкое «я вас услышал!».
В смысле услышал? А до этого что было? Все никак не мог разобрать слова, а тут наконец взял и услышал? Вы тут, конечно, говорите что хотите, но делать я буду так, как считаю нужным, – именно так «считывается» со стороны это сообщение. Хуже только «я тебя услышал» от друзей и знакомых. Не надо «услышать», лучше просто выслушать (смените приставку – и слово заиграет новыми красками). Поспорить, отказать, поругаться, наконец, но не «услышать».
«Доброго времени суток» – радостно встречает меня письмо из электронной почты, а в мессенджере уже следующий шедевр: сообщение из 7 слов с 35 смайликами. Так и кажется, отмени смайлики – и рассыплется предложение, растворится клей между словами, и разбегутся они в разные стороны, как посуда из сказки «Федорино горе» от нерадивой хозяйки.
Среднестатистический набор смайликов из выбранного наугад сообщения напоминает словарь Эллочки-людоедки, которая заботливо наблюдает за происходящим из-за угла. Героиня романа «12 стульев» Ильфа и Петрова прекрасно обходилась 30 словами. Выбор смайликов в разы больше, но суть-то одна. Помните? «Хамите» – ставим гневный смайлик. «Мрак (жуть)» – ставим злой смайлик и т.д. «Хо-хо» у Эллочки выражало в зависимости от обстоятельств иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение – для всего этого значков в телефоне хватит с избытком.
Так и живем. И пишем так. Да и говорим все больше как-то не очень связно, неуклюже выражая свои чувства, проблемы, смысл. Как выразим – так ведь и проживем в конечном счете. И как-то не очень привлекательно выглядит эта наша жизнь под знаком СМС, в которой мы безуспешно пытаемся «услышать» друг друга и восполняем недостаток слов гневными, плачущими и смеющимися рожицами…
Телефон опять дзинькает. Сообщение от старой знакомой: «Привет, как поживаешь? 100 лет не виделись. Позвони мне, пожалуйста, как будет минутка». Готова ее расцеловать. Не в состоянии справиться с нахлынувшими эмоциями, отвечаю: «Маша, я тебя люблю». «У тебя все в порядке?» – в ответе опять ни смайликов, ни больших букв (вот, кстати, еще одна напасть), но удивление чувствуется. «Все замечательно, через час смогу говорить и позвоню тебе».
Выключаю на телефоне звук и начинаю занятие: «Давайте поговорим сегодня о том, какие символы и сокращения итальянских слов вам могут встретиться в телефонных сообщениях. Потому что язык СМС, мягко говоря, немного отличается от классического итальянского».
Да, жизнь под знаком СМС с легкостью говорит на всех языках. Грустный смайлик…
комментарии(0)