Ставя себе на службу шаманские ритуалы, команды и сами становятся похожи на первобытные племена. Фото Reuters
Судьба регби в СССР складывалась тяжело. Хотя уже в 1934 году прошел первый чемпионат Москвы, а в командах выступали уже добившиеся успехов именитые баскетболисты, футболисты и борцы, в 1949 году вид спорта был запрещен. Образ «хулиганской игры для джентльменов» оказался для советского руководства достаточным, чтобы объявить регби игрой космополитов, не совместимой с советской моралью и нравственностью. Возрождение игры состоялось только через восемь лет, на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Его нынешний девиз «Мир и дружба во всем мире с опорой на традиции» звучит в унисон и с традициями мирового регби, и с идеологией, которую изобретает для себя российское государство.
Чтобы прояснить это, стоит обратиться к истории. Хотя в регби и не играют на Олимпийских играх (пока – игры в 1908, 1920 и 1924 годах включали в себя состязания регбистов), история современных Олимпиад связана с ним неразрывно. Барон де Кубертен, большой англоман, изучал программу физического воспитания Томаса Арнольда именно в школе города Регби, где и зародилась эта игра. На родине он приложил немало усилий для того, чтобы «создающий моральную и социальную крепость» организованный спорт, который он считал залогом успехов и роста Британской империи, стал частью и французской системы образования. Олимпийский дух аристократов ярче всего проявил себя в 1902 году во время Второй англо-бурской войны. В Музее регби Южной Африки хранится оригинал письма генерала трансваальских скаутов Моритца английскому майору Эдвардсу в осажденный гарнизон Окиеп. «Достопочтенный майор Эдвардс, – гласит оно, – спешу проинформировать вас, что я дал согласие на матч между нашими командами. Со своей стороны, я согласен на прекращение огня с двенадцати часов пополудни до заката солнца». Жаль, что матч тогда так и не состоялся, но перемирие было объявлено.
Развитие любимого вида спорта английской аристократии в британских колониях сделало команды в чем-то похожими на племена, а их традиции – на шаманские обряды. Многие слышали о хаке – танце воинственных маори, коренных жителей Новой Зеландии, который сделала своим символом национальная сборная страны (и самая результативная в мире команда) All Blacks. А перед выступлениями сборной Южной Африки – ее еще называют Springboks («Антилопами») на поле иногда появляется зулусский воин. В 20-е годы у Springboks были собственные боевой клич и танец, позабытые ныне.
Место нашлось даже для своеобразной памяти о средневековых религиозных войнах. В 1876 году в Лондоне был организован клуб Saracens, основатели которого хотели подчеркнуть выносливость и энтузиазм воинов Саладина… и лишний раз позлить своих давних соперников из обосновавшегося неподалеку клуба Crusaders. Сарацины оказались успешнее крестоносцев: спустя два года последние влились в Saracens, существующий и поныне. А в 2013 году договор о сотрудничестве с «Сарацинами» подписала команда «ВВА-Подмосковье», и теперь красно-черное знамя клуба со стилизованными под продолговатый мяч османскими полумесяцем и звездой развевается и над Монино.
Для регбистов клуба МГУ, созданного в 1968 году и возрожденного после двадцатидвухлетнего перерыва в 2009 году, традиции – это святое. В том числе традиция тематических выездов. Свой визит к воронежским «Скифам» (частью Великой Скифии когда-то была и современная Воронежская область) они решили оформить в многонационально-федеративном духе. Каждый игрок клуба выбрал народ России, который будет представлять на выезде, и каждый взял с собой что-то, что напоминало бы об этом народе. И автор текста со своей книгой о Мещере смотрелся довольно скромно на фоне товарищей по клубу в национальной одежде. На время выезда клуб даже по именам запретил называть друг друга – только племя! Это же правило распространили и на третий тайм.
Третий тайм – это еще одна традиция мирового регби, пир двух команд после отыгранного матча. Регби – жестокий спорт, травмы в нем – обычное дело: товарищеский матч несколько «ломоносовцев» и воронежцев покинули на «Скорой». Но обычай отметить встречу существует до сих пор даже в профессиональном регби, восходя к тем временам, когда игра была времяпрепровождением студентов английских университетов и закрытых школ для аристократии. Суровые требования профессионального спорта к физической форме игроков свели ее на нет, но у традиции есть и свои приверженцы. Один из них – главный тренер новозеландцев из All Blacks Стив Хансен. «Для меня удовольствие от игры – это одна из важнейших составляющих регби, – сказал он однажды NZ Herald. – Когда ты в такой большой скороварке, как All Blacks, его можно легко потерять. Первое, чему стоит научиться, это останавливаться и наслаждаться каждым матчем. В разумных пределах, конечно, но мы признаем, что мы обыграли тех, кто пытался сделать то же самое, что и мы. Поэтому мы говорим: «Эй, ребята, не хотите зайти в гости?» Не все команды принимают приглашение. Но некоторые отзываются – Южная Африка заходит почти всегда. Когда мы играем в гостях, мы навещаем хозяев. Когда я играл за сборную, лучшими моментами в регби были те, что мы провели с парнями, с которыми только что отыграли 80 минут, общаясь и узнавая, что они похожи на нас. Они обычные парни, с которыми вы завязываете дружбу длиною в жизнь». А в России третий тайм – это время для соперников обменяться поздравлениями и взаимно титуловать лучших игроков матча.
Кстати, немногие знают о том, что в истории современного регби в России Воронеж сыграл немаловажную роль. Красноярский «Политехник», превратившийся потом в один из самых именитых клубов страны «Красный Яр», основал Леонид Сабинин – уроженец этого города в Черноземье, впервые сыгравший в регби у себя на родине в 1962 году. Свои первые впечатления от игры он описывал так: «В общем, поставили меня на край. Тренер говорит: «Вот тебе коридор, получишь мяч, беги прямо по нему». Начали играть, ребята пас мне не дают: новичок же, вдруг испорчу чего, в общем, бегаю туда-сюда вхолостую. И вдруг мяч у меня оказался, я и рванул что было сил, только вот далеко не убежал, поймали, уронили в песок. Наелся я его по самое не хочу – и во рту и в носу, везде сплошной песок. Поднялся, сплюнул и воскликнул в сердцах: «Пропади оно пропадом, ваше регби!»
А одним из самых известных в мире русских регбистов остается сын белоэмигрантов, князь Александр Оболенский – «Летающий князь», как его называли болельщики. Две его блестящие попытки в 1936 году обеспечили англичанам (в сборной которых он играл, даже не получив паспорта) победу над могучими All Blacks. Действительно, история русского регби, как и российского государства, это часто история «вопреки». Например, вопреки бурям революции порвавшей со всеми «пережитками прошлого».
комментарии(0)