В 1920 году паломничество мусульман к могиле пророка Моисея переросло в еврейские погромы. Фото 1920 года
Наби Муса – так называют место, где, по представлениям мусульман, погребен библейский Моисей, который в исламе также относится к наиболее почитаемым пророкам и известен под именем наби (то есть пророк) Муса. Так же называется и праздник, посвященный паломничеству правоверных к мавзолею Моисея и созданный в противовес христианской Пасхе для увеличения мусульманского влияния в Иерусалиме и его окрестностях.
Чтобы внести ясность, нужно начать с далекой истории, которая подчас перемешана с легендой. Во второй половине XII века султан Египта и Сирии Салах ад-Дин отвоевал у крестоносцев Иерусалим. Согласно преданию, однажды во сне ему явился пророк Моисей и с грустью сообщил, что никто не приходит на место его захоронения. Правитель сказал: «Никто не знает, где твоя могила, известно лишь, что она находится у некоей Красной горы». Мусульмане полагались в этом на мнение пророка Мухаммеда, упомянувшего как-то подножие Красной горы. Тогда пророк сообщил, что под Красной горой следует понимать Маале-Адумим. Одно из значений перевода этого топонима с древнееврейского – Красный подъем. Так в ветхозаветные времена именовали путь от Иерихона до Иерусалима по горному коридору через район скал красного цвета. Впрочем, у иудеев есть другая интерпретация названия Маале-Адумим, останавливаться на которой мы не будем.
Проснувшись, султан решил отыскать могилу Моисея и, конечно же, обнаружил ее в 15 км к северо-востоку от Иерусалима.
В следующем веке очередной мусульманский повелитель Палестины, мамлюкский султан Бейбарс распорядился построить в этом месте мечеть. Кроме того, Бейбарс придумал масштабные празднества, посвященные Моисею. Грандиозное торжество должно было проходить каждый год, начинаться за неделю до христианской Пасхи и длиться неделю.
У султана сохранялись опасения, что Иерусалим когда-нибудь может вновь оказаться во власти христиан. На тот момент на средиземноморском побережье еще существовали осколки Иерусалимского королевства крестоносцев. Помимо этого город посещало большое количество христианских паломников. Причем на Пасху являлось наибольшее число пилигримов. В связи с этим султан хотел увеличить присутствие мусульман с помощью введения нового исламского праздника. В итоге ему это удалось. Наби Муса повышал приток мусульман в город и показывал прибывавшим издалека христианам, кто хозяин на Святой земле. Торжество становилось своеобразной альтернативой Пасхе.
В наше время фестиваль Наби Муса приобрел камерный и фольклорный характер. Фото Reuters |
В день празднования Наби Муса верующие поднимались на Храмовую гору в Иерусалиме, совершали молитву, затем к полудню отправлялись к месту захоронения пророка. Правоверные несли знамена, на которых были вышиты цитаты из Корана. Впереди шли дервиши, позади них – барабанщики, флейтисты. Добравшись до места празднования, верующие располагались лагерем, поскольку торжества занимали несколько дней. Во время Наби Муса проводились большие трапезы и спортивные состязания. На седьмой день паломники выдвигались с праздничным шествием в Иерусалим. Таким образом, в городе дважды собирались большие массы мусульманских паломников – в день выдвижения к Наби Муса и в день возвращения из паломничества.
Во второй половине XV века рядом с мечетью был возведен двухэтажный приют для паломников. Нужно упомянуть, что дорога Иерусалим–Иерихон являлась одним из важнейших путей у мусульман Средиземноморья для совершения паломничества в Мекку. Окончание первого дневного перехода паломников на пути в Аравию происходило у мавзолея Наби Муса.
В 1517 году эти земли завоевал турецкий султан Селим I, и до 1917 года Палестина находилась под управлением Османской империи. С того момента, как территорией завладели турки, и до XIX века за комплексом Наби Муса никто не следил, в итоге здания начали потихоньку приходить в упадок и медленно разрушаться. Лишь в XIX веке были предприняты меры по сохранению комплекса, начали проводить реставрацию. Более того, возвели новые постройки, из-за чего это место превратилось в некое подобие крепости. Имперские власти стали активно возрождать традицию ежегодного паломничества и празднования. В церемонии принимал участие турецкий губернатор, а османские солдаты сопровождали процессию верующих. В конце столетия власти назначили влиятельный иерусалимский клан Хусейни хранителями мавзолея и ответственными за праздник.
В 1920 году, уже во время британского управления Палестиной, празднование Наби Муса переросло в еврейские погромы. Муфтий Амин аль-Хусейни и политик-националист Ариф аль-Ариф склонили толпу паломников к беспорядкам. В 1936 году английские власти запретили празднование Наби Муса.
В 1947–1948 годах в ходе арабо-израильской войны королевство Трансиордания заняло Западный берег реки Иордан и Иерусалим, после чего было переименовано в Иорданию. Иорданские власти не допускали возрождения традиции Наби Муса. Иорданцы считали, раз Восточный Иерусалим теперь принадлежит арабам, то последователей ислама там по определению будет большинство. Наби Муса потерял свою политическую актуальность.
В 1967 году во время Шестидневной войны Израиль отобрал занятые Иорданией территории. Израильское правительство выступило против восстановления праздника пророка Мусы, видя в нем опасность и угрозу возникновения беспорядков. В 1987 году, когда развернулась интифада – восстание палестинцев, стали предприниматься попытки возродить массовое празднование Наби Муса, но это оказалось невозможным из-за сопротивления властей Израиля.
В наши дни комплекс Наби Муса посещают туристы. Вокруг него находится большое мусульманское кладбище. Что касается обычая отмечать этот день, то он сохранился у палестинцев-мусульман до наших дней, только приобрел камерный и во многом фольклорный характер. Массовое религиозное паломничество, предназначением которого изначально была максимально широкая демонстрация мусульманского господства над Святой землей, в подобных условиях попросту утратило смысл.
комментарии(0)