0
7546
Газета Стиль жизни Интернет-версия

18.04.2018 00:01:00

Тьма над пустынью

Загробное очарование русских монастырей

Павел Скрыльников

Об авторе: Павел Андреевич Скрыльников – обозреватель «НГ-религий».

Тэги: оптина пустынь, тихонова пустынь, монастырь, кладбище, стояние на угре, история, сатанизм, православие, монашество


оптина пустынь, тихонова пустынь, монастырь, кладбище, стояние на угре, история, сатанизм, православие, монашество Некрополь посреди Оптиной пустыни воспринимается как ее смысловой центр. Фото автора

«Экстремальный туризм» на Пасху становится для религиозных лидеров трендом. В прошлом году в Великий четверг на Страстной седмице папа Римский Франциск отправился в тюрьму Regina Coeli, чтобы омыть, как Христос апостолам во время Тайной вечери, ноги 12 заключенным этой тюрьмы, известной своим неблагополучием на всю Италию. В пасхальное воскресенье сего года патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил столичную Бутырку – следственный изолятор № 2 УФСИН по городу Москве. 218 ее узников были причислены Русской церковью к лику святых – не каждый российский монастырь, даже из числа самых прославленных, смог бы насчитать столько в рядах своей братии. Впрочем, даже им случалось в России становиться темницами.

Такая судьба постигла когда-то Оптину пустынь. В 1931 году закрытый монастырь стал для НКВД ведомственным домом отдыха имени Горького, а в 1939 году был преобразован в лагерь Козельск-1. Перед войной здесь содержались плененные польские офицеры, многие из которых отправились оттуда в Катынь, а сразу после победы – уже офицеры советские, побывавшие в плену и на оккупированных нацистами территориях.

Сегодня пустынь – процветающий, богатый монастырь. Однако, пожалуй, самое красноречивое напоминание об истории обители – это ее некрополь. И он напоминает паломнику не только об истории, но и о сути монашеского обета. Пространства кладбища и монастыря не отделены друг от друга: напротив, кладбище представляет собой своего рода внутренний двор пустыни. В середине 1990-х годов калифорнийские контркультурные музыканты, ставшие монахами монастыря святого Германа Аляскинского в Платине, назвали журнал, который они начали выпускать в своем монастыре, «Death to the world» – «Смерть для мира». В 

Свято-Тихонова пустынь словно пребывает одновременно во всех эпохах.	Фото автора
Свято-Тихонова пустынь словно пребывает одновременно во всех эпохах. Фото автора

Оптиной пустыни быстро становится понятно, насколько близко американцы подошли к сути православного монашества. Жизнь и смерть в нем переплетены друг с другом, как огибающие могилы дорожки.

К этому пересечению нашего и загробного миров всегда тянуло русских мыслителей. Главные святыни пустыни – мощи старцев.  Их раки стоят в храмах монастыря. У стен обители упокоены братья Иван и Петр Киреевские, виднейшие славянофилы. Иван Киреевский познакомил с пустынью Николая Гоголя, который трижды посетил обитель. Для Федора Достоевского поездка в Оптину пустынь стала поворотным моментом в духовном поиске, а Лев Толстой пешком ходил в монастырь в паломничество. В свете тусклого, едва пробивающегося сквозь облака солнца монастырь на берегу Жиздры, окруженный заснеженными полями и вымерзшим лесом, напоминает последнюю крепость живых душ на границе мира мертвых. И это пограничье привлекает не только паломников, которые ищут христианского спасения за краем бытия.

Особняком на монастырском погосте стоит небольшая звонница с тремя колоколами внутри. На этом месте в 1993 году, в день Пасхи, были убиты иноки Трофим и Ферапонт и иеромонах Василий, прах которых покоится под сводами часовни у монастырской стены. Монахов убил Николай Аверин, ветеран Афганистана, повинуясь голосу в голове, убедившему его, что Бог желает ему зла. «Бога я не мог достать, потому что его не достанешь. Это машина самая коварная и, грубо сказать, самая чистая во вселенной. Я могу повторить, что они умерли достойной смертью. Зла у меня на них никакого не было, на этих ребят. Я же не убил кого-то в корыстных целях, не отобрал деньги, вы понимаете. Идет война между Богом и Сатаной, я, можно сказать, был одним из лучших его учеников. Я против Бога, да, и рад, что я с Сатаной. Потому что я – добро», – объяснял впоследствии преступник съемочной группе документалистов. Самодельный клинок сатаниста сегодня хранится в Музее МВД в Москве, а следы самого Аверина утеряны после того, как он был отправлен в психиатрическую лечебницу. Некоторые – включая и оптинских монахов – говорят, что после восьмилетнего принудительного лечения он вышел на свободу. А убитые им монахи остались в монастыре, вместе с прославленными старцами и братией: смерть не избавляет от бремени строгого монашеского обета, смерти для мира. «Я немым оказался на людной земле,/ Бессловесно смотрел на распятье Добра,/ И раздумья одни воцарились в душе,/ И безумная скорбь одолела меня», – написал незадолго до гибели иеромонах Василий.

Калужская Свято-Тихонова пустынь, расположенная в селе Льва Толстого, куда менее известна, чем Оптина, но крайне на нее похожа. Тихон Медынский, основавший ее в 1485 году, так же как и полулегендарный разбойник Опта (в иночестве – Макарий), основавший Оптину пустынь, удалился от мирской суеты туда, куда ей заказан путь даже сегодня, – в глухие калужские леса. Монастырское пограничье тогда было и краем русской земли – реку Угру в 1490 году не отважились пересечь войска хана Большой Орды Ахмата. В монастыре сегодня работает Музей Великого стояния, и даже на диораме, воссоздающей лагерь княжеского войска, первое, что замечает посетитель, – это монах, исповедующий раненого воина перед неминуемой смертью. Для ее создателя Павла Рыженко выполненная в три месяца огромная работа стала последней. В возрасте 44 лет внешне похожий на богатыря из русских былин художник скоропостижно скончался в Москве в июле 2014 года, за полтора месяца до открытия музея.

А дорога из Калуги – вотчины, кстати, русского космизма, родины Константина Циолковского, где появилась мечта человечества преодолеть границы земного бытия и отправиться в звездную даль, – к обоим монастырям обходит Козельск, когда-то истекший кровью в обороне и сожженный до основания ордынскими завоевателями. Неудивительно, что на этой земле смертью смерть поправших главная святыня Тихоновой пустыни – рака с мощами ее основателя – хранится в подземном, «нижнем» храме обители. Только мощи монахам и удалось спрятать, когда в Смутное время обитель была сожжена и разграблена. «Смерть для мира» на Калужской земле стала меткой не только монашеского служения, но и русской истории в целом – и вряд ли могло быть по-другому на пограничье между языческим наследием финно-угорских лесов и зарождавшимся в противостоянии степным кочевникам русским миром.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
4173
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
2003
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
2174
Я очень и очень болен

Я очень и очень болен

Александр Балтин

Вино и другие напитки на площадях и улицах русской поэзии

0
1521

Другие новости