Некоторые инструкторы, объясняя принципы вождения, прибегают даже к помощи игрушечных машинок. Фото PhotoXPress.ru
Я аккуратно паркую машину. Запускаю приложение по оплате парковки. Сумку беру с собой, только бы звук на телефоне не забыть отключить, может помешать. Выхожу и оглядываюсь.
В нескольких метрах от меня стоит голубой «Фольксваген». Сверяюсь с записной книжкой: да, номер совпадает. «Вы Юля?» – обращается ко мне женщина невысокого роста, стоящая в тени неподалеку. «Да, здравствуйте, Виктория!»
Виктория – инструктор по вождению. Нашла я ее на Facebook (а где же еще найти человека в городе, в котором ты вообще толком никого не знаешь). Да, признаюсь, меня привлекло наличие всех категорий (от автобуса до грузовиков с прицепом) у женщины. Ну и имя. Может, победим наконец?
Свой прошлый экзамен по вождению в Риге я завалила осенью. Нет, у меня есть права. Более того, за последние 15 лет я никого не сбила, не протаранила и даже не поцарапала. Был досадный эпизод, в котором практически погиб мой желтый Hyundai, но виной тому не моя нерасторопность, а экстренное торможение перед заглохшим на трассе в неожиданном месте автомобилем и отсутствие дистанции у микроавтобуса, следующего за мной. Но поскольку уже пару лет я живу в Латвии, то российские права нужно поменять на латвийские. А для этого всего-то нужно сдать экзамен по вождению, причем только по городу.
Экзамен я сдавала в последний раз ровно 18 лет назад, с тех пор утекло много воды, были залиты многочисленные литры бензина и масла, на счетчике всевозможных автомобилей накрутились десятки тысяч километров как по России, так и за ее пределами.
Детка, ты же ежедневно ездила столько лет по Москве в час пик, в чем проблема прокатить инспектора по Риге? 30 минут размеренной езды и новые права в кармане, настраивала я себя на благополучный исход мероприятия. Не имей ожиданий, говорят умные люди, именно они ключ к сокрушительным разочарованиям. И для чего я потащилась сдавать этот экзамен за день до своего дня рождения?
Игра «Дженга» требует спокойствия и хладнокровия – вытащищь резко брусок и все сооружение развалится. Фото автора |
В общем, по удивительному стечению обстоятельств это оказался первый несданный экзамен в моей жизни. Стоило дожить до 39 лет, чтобы так сокрушительно разреветься в отделении местной дорожной инспекции. Перед инструктором сдержалась, но всякого разного из раздела «я же прямо сейчас сяду за руль и повезу двоих детей, и вы об этом прекрасно осведомлены, к чему весь фарс», наговорила. Ну да ладно, не было бы инцидента, не было бы и рассказа – так что пойдем по порядку.
Нет, нет, я не проехала по встречке, не создала аварийной ситуации, не устроила того самого экстренного торможения, я просто недобрала баллов, потеряв их на мелочах – выезд по неправильной траектории, легкое превышение скорости, заезд на стоп-линию, заезд на трамвайные пути, движение по крайней полосе при круговом движении. Я ехала и думала о работе, об учениках, выстраивала в голове планы занятий. То есть делала все на автомате за рулем машины с механической коробкой передач. Спроси меня, что я делаю с педалями, – и я растеряюсь. Как тот ежик из детского анекдота, который внезапно забыл, как дышать, и поэтому умер. А потом вспомнил как – и задышал снова.
Я еду со скоростью потока, поворачивая оптимальным образом, но я не могу думать об этом – это как, принимая душ, начать думать: сейчас я мою правую ногу, потом я переложу мочалку в левую руку и приступлю к мытью правого плеча. Нет ничего сложнее, чем разложить на составляющие действие, совершаемое автоматически. На фразе про мочалку я запнулась два раза и даже взяла в руки телефон – воображаемую мочалку, чтобы убедиться, что не напутала в порядке описания.
Самые устойчивые ошибки в иностранном языке – во фразах, которые запомнились неправильно, но были употреблены раз этак 500 и теперь вылетают на автоматизме. «Чистка» языка – занятие куда более утомительное, чем его создание «с нуля». Это как разобрать уже построенный дом, чтобы поправить пару неправильно положенных кирпичей. Муторно и неинтересно. Программисты ненавидят переписывать чужой код. Уж проще с нуля. А если нет? А вот тогда начинается самое интересное. Придется о многом договариваться с собой. Учитель, безусловно, важен, но попробуйте вечером почистить зубы, осознавая каждое движение щетки, как будто вы делаете это в первый раз. Забьете после первых 10 секунд.
Ситуация прошлой недели: ученица увлеченно рассказывает о новом бизнес-проекте на почти свободном итальянском, а я, занудный преподаватель, предлог ей поправляю. Только представьте: вы тут профессиональными терминами ворочаете, а вам в ответ – предлог. Так и хочется стукнуть в этот момент учителя по голове учебником. Ан нет. Вы ж его и наняли, потому что предлоги неправильные раздражают, но как же это нечеловечески тяжело, спускаться на такое количество ступеней вниз…
Спуститься, чтобы прыгнуть потом еще выше, иначе не получится. Игру «Дженга» знаете? Из построенной башни игроки по очереди вытаскивают деревянные брусочки и переставляют их наверх в определенном порядке, с каждым вытащенным брусочком башня расшатывается, но растет вверх. Спокойствие и хладнокровие – лучшие друзья, вытащишь резко – и разлетится все к чертям, положишь неаккуратно – выиграешь момент, но рекорда по высоте явно не получится. Так и узнаешь про себя много нового, пытливо вытаскивая брусочки старых, привычных навыков.
«Доезжаешь ровно до середины дороги и только потом уходишь в левый поворот», – наставляет меня Виктория. «Ты только что объехала препятствие, нужно было это отразить поворотником. Почему ты не посмотрела направо? Что значит, машин не было, а если бы были? Ты должна показать инспектору доскональное знание всех правил. А откуда ты знаешь, что едешь сейчас по главной? Что значит «знаешь и все»? На той дороге была стоп-линия, значит, она была второстепенной». Я слушаю, раздражаюсь, расстраиваюсь и еду дальше. Мысли уносятся к урокам, планам, поездкам. Руки и ноги работают слаженно. «Какой знак ты только что проехала?» – спрашивает Виктория. «Эээ… главная дорога?» – пытаюсь обратно включиться в процесс. «Ну нет же, это был знак «Жилая зона», сейчас ты должна ехать не больше 30 км в час, а ты едешь 35, это опять потерянные баллы…»
До 15.30 Виктория учит водить, после 15.30 – стрелять. Она тренер по стрельбе из пистолета и гладкоствольного ружья. В свое время – чемпионка в составе сборной СССР, сейчас тренер, но и сама постреливает время от времени. Узнав этот факт на втором занятии по вождению я сразу же спросила: «Может, мне к вам потом стрелять пойти? Чтоб не прерывать процесс обучения?»
Виктория смеется и придумывает мне новую экзекуцию: теперь я должна вслух называть все знаки, которые проезжаю. Это не дает мне уноситься в мыслях на год вперед и на пару месяцев назад. Черт, как же много знаков на дороге, никогда не подозревала, что их такое огромное количество. Виктория говорит, что в моем случае придется прибегнуть к этому приему и на экзамене. Тихо проговаривать про себя все знаки и не давать себе этим унестись в мечтах в прекрасное далеко и вновь потерять баллы.
Домашнее задание – проговаривать все знаки до следующей недели. Не верится, что справлюсь. Но если что, всегда можно пойти учиться стрелять. И, главное – не строить никаких ожиданий. Урок закончен, я сажусь за руль своего Hyundai, включаю звук на телефоне, смотрю пропущенные звонки, закрываю приложение парковки и завожу мотор. Главная дорога, движение по полосам, поворот направо из крайней правой полосы, перестраиваюсь вправо и продолжаю движение со скоростью 50 км час. Поехали!
комментарии(0)