Особенно трудно бывает достучаться до ребенка в подростковом возрасте. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
«Я хочу, чтобы вы стали порядочными людьми», – твержу я регулярно как мантру своим детям. Озвучиваю от общего «не обижай» или «не обманывай» до конкретного «не делай так» или, наоборот, «сделай так». Объясняю, объясняю, объясняю… Слушают ли они меня? Слышат ли? Хочется верить, что да. Довольна ли я результатом этих бесед? Скорее тоже да, хотя бывают нюансы.
Дети только формируются, растут и выбирают для себя, какими быть, как жить. А как в этом случае быть нам, взрослым, давно сформировавшимся и выросшим? На что и на кого указывать детям в качестве примера? На себя? На друзей? На книжных героев? На примеры из истории? Вероятно, все средства хороши – и герои книг, и персонажи из жизни, и папа с мамой, и их друзья, и далекие поколения.
Очень важно, чтобы человеку сызмальства объясняли, что такое хорошо и что такое плохо. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru |
Порядочность. Понятие это, как и само слово, уже должно бы набить оскомину всем нам, поскольку постоянно муссируется в абсолютно разных кругах и сообществах. Кажется, что все, ну буквально все хотят быть порядочными сами и находиться в окружении исключительно порядочных людей – рукопожатных, как еще принято говорить. Только вот оценки этого понятия у всех нас диаметрально противоположны – то, что порядочно в одних кругах, оказывается неприличным в других, и наоборот. Как объяснять детям, почему еще вчера дядя (тетя) был нам друг и желанный гость, а сегодня мы его не знаем и знать не хотим?
Для начала (допустим, наше знание обнулилось – перед нами чистый лист) неплохо было бы разобраться, что это такое – порядочность. Что по этому поводу говорят словари и энциклопедии? Или Дмитрий Сергеевич Лихачев, или Андрей Дмитриевич Сахаров (допустим, они выбранные ориентиры, даже если не для всех, то хотя бы для какой-то части нас).
Один из словарей определяет «порядочность» как «качество глубокой ответственности за совершенные поступки», ключевое слово – «ответственность». Понятно, что ответственный человек не будет юлить и изворачиваться, не спрячется, не потупит взор и не сделает вид, что не заметил. Он не будет искать кого-то, на кого можно ответственность переложить; он тот, кто больше для других, чем для себя – живет, дышит, любит, умирает. При нем нельзя просто так кого-то обидеть – скорее всего он вмешается. Если же он сам кого-то обидел (скорее всего случайно), толкнул (такое тоже бывает), облил (ну мало ли), прищемил дверью, то он точно не будет кричать в запале «сам дурак, не видишь, куда лезешь». Он ответственен за свои поступки, даже такие мелкие и бытовые.
А если он врач и с его пациентом случилась беда, он первым делом будет искать свою ошибку и, если найдет, не будет стараться скрыть ее. Он ответит за нее, как бы тяжело это для него ни было, ведь он – порядочный человек.
А если он глава семьи, но любовь прошла, – разве бросит он некогда любимого человека и навсегда любимого ребенка, разве начнет позорный процентный дележ чего бы то ни было совместного? Ведь это он в свое время брал на себя ответственность и обязательства. Нет, не начнет.
А если он учитель, разве будет он снижать оценки только потому, что у него есть власть над двадцатью-тридцатью пусть и периодически невыносимыми детьми? И если он будет видеть, как в классе травят кого-то, разве сделает он вид, что его это не касается? Разве будет он внушать себе и окружающим, что задача учителя – учить, а отношения – это прерогатива семьи? Нет, если он – порядочный человек, не будет.
А если он простой начальник ЖЭКа и на его территории гигантские сосульки падают на головы прохожих, разве станет он валить все на нерадивого дворника? Ведь это он нанял на работу ленивого дурака.
В общем, кем бы он ни был (полицейским, пропустившим бандитов, юристом, не докопавшимся до истины, военным, отдавшим глупый приказ, прорабом, не заметившим подвох с бетоном, от которого дом потом станет аварийным), если он порядочный человек, то он точно знает, что делать и как поступить, когда ошибка станет очевидной. Мама-папа, Владимир Маяковский в раннем детстве, Ремарк в юности ему давно объяснили, что такое хорошо и что такое плохо.
В статьях Сахарова и Лихачева мысли о порядочности записаны простым, понятным языком, полезно почитать их всем – и взрослым, и детям. И, может быть, попробовать жить по ним, по этим моральным законам больших людей.
Всем известны библейские постулаты – 10 заповедей - свод элементарных этических норм, выработанный человечеством. В этих простых императивах есть все для того, чтобы быть (или стать) порядочным человеком: убивать нельзя, нельзя прелюбодействовать, воровать, клеветать, все чужое – тоже под запретом (даже в мечтах и желаниях). Все мы родом из детства, где мама с папой «своими словами» учили нас этому, так откуда же тогда насилие, воровство, взятки, подкуп, ложь, измены, клевета?.. Все это совершают бывшие дети. Может быть, им не рассказывали сказки, в которых добро противопоставлено злу, не говорили с ними о простых и понятных истинах?
Поэтому я изо дня в день проедаю мозг своим детям нравоучениями и поучительными историями, подсовываю им книги и фильмы из своего списка, критически отношусь к их разного рода «не тому» выбору, а в чем-то применяю и свою родительскую власть, однозначно говоря «нет». Я не знаю, какими они вырастут и кем станут, но сидеть сложа руки, надеясь только на гены и «породу», не могу. И очень хочу, чтобы они выросли порядочными людьми.
комментарии(0)