0
6214
Газета Стиль жизни Интернет-версия

08.06.2018 00:01:00

Австралия, страна искренних улыбок

Установка для барбекю и туалет – обязательные приметы общественного пространства

Юрий Гуллер

Об авторе: Юрий Александрович Гуллер – литератор, член Союза писателей.

Тэги: австралия, история, природа, люди


австралия, история, природа, люди В Австралии не принято скрывать инвалидов от глаз других граждан. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Мы все когда-то учили географию. Предмет в школе не главный, но будоражащий воображение. Глобус, карты с прожилками рек и темными полосами воздымающихся гор, зеленые материки, опоясанные синими океанами…

А потом география кончалась и начиналась биография. Моя биография первой половины жизни – это жизнь геолога: Чукотка, Камчатка, заполярная Якутия и шуршащая от мгновенно испаряющегося пота Средняя Азия… Но во всех моих кажущихся сегодня не совсем реальными маршрутах был один континент – Евразия. И вот теперь – Австралия, пятый материк Земли. Главный для его жителей. Они для нас антиподы или мы для них?  

       Попал я туда нынешней весной (она же австралийская осень) по обстоятельствам семейным, но постарался использовать представившуюся возможность на полную катушку: посмотреть, оценить, по возможности понять… Дорога туда не самая легкая. Конечно, это не долголетнее путешествие Кука, но все же чуть ли не сутки только в воздухе. Но ведь долетел! И месяц с лишним был «австралийцем». 

Уже после возвращения на родину друзья спрашивали: какое самое-самое главное впечатление от Австралии? Ведь нынче картинками природы и экзотическими животными никого уже не удивишь. Хотя и столкнуться нос к носу с кенгуру или вараном тоже, знаете ли, впечатляет!

Кукабару, символ Австралии, можно увидеть везде, но особенно она любит тусоваться на пикниках с барбекю, поскольку любит мясо. 	Фото Pixabay
Кукабару, символ Австралии, можно увидеть везде, но особенно она любит тусоваться на пикниках с барбекю, поскольку любит мясо. Фото Pixabay

Так вот – о главном. Главное там, по моим первым, вторым и последним впечатлениям, – отношение к человеку. Не знаю, как австралийцы это делают, но даже я, персонаж в тех краях временный, сталкивался с этим практически на каждом шагу. 

Про улыбки, которыми вас награждают все встретившиеся с вами глазами в магазинах, ресторанах, на улице, – говорить излишне. Большинство наших соотечественников, воспитанных телевизором, убеждены, что улыбки эти – дежурные, равнодушные, а то и «оплаченные»   (иначе чего продавцу в магазине тебе улыбаться?). Боюсь, никакие мои впечатления переубедить эту часть аудитории не смогут, но мне кажется, улыбаются австралийцы просто потому, что рады нас видеть: покупателей, клиентов в кафе, посетителей музея… И австралийское «хай» (видоизмененное «хеллоу»), которым приветствуют каждого – от служителя в метро до премьер-министра страны, – вполне искреннее. 

Стоит остановиться в затруднении перед автоматом для продажи билетов или схемой метро, к тебе обязательно подойдут и спросят: «Вам помочь?»   

Отдельно – о туалетах. В сиднейском метро они есть на каждой станции. Все туалеты бесплатные и предельно чистые. На улицах они в шаговой, как у нас принято говорить, доступности. В каждом парке указатели предупреждают, что туалет № 7 находится налево, в пяти минутах ходьбы, а туалет № 5 – совсем рядом, за вон той группой деревьев. Первое, что видит человек, добравшийся по горной дороге до смотровой площадки с видом на водопад или скалистое ущелье, это установка для барбекю, стол с изящными скамейками и, разумеется, туалет со всеми сортами соответствующей бумаги. И ни одного надзирающего.

Кстати, о приспособлениях для барбекю: они повсеместно украшают собой пляжи, набережные рек и места отдыха на проезжей дороге.  

Другое, чем поражают австралийские города заезжего путника, – это количество инвалидов. Вначале это кажется местной аномалией, а потом понимаешь, что инвалидов просто не принято скрывать от глаз остальных граждан. Специально подготовленные служители вывозят их погулять в парки, для них устраивают «сладкие праздники» в кафе, для них (и их сопровождающих) выделены специальные места в метро и автобусах.  Кроме лифтов в метро в каждом торговом центре и учреждении есть служители, которые, помогая колясочнику расположиться, например, в вагоне метро, тут же сообщают по рации, что из поезда на такой-то станции и из такого-то вагона должен высадиться человек с ограниченными возможностями. А тамошний служитель уже поджидает поезд со специальным перекидным мостиком, скрывающим и без того не слишком широкую щель между перроном и полом вагона.

 Люди, люди, люди… А как же специфическая австралийская фауна и такая же флора? Кенгуру на улицах? На улицах этой живности нет – во всяком случае, мне кенгуру на глаза не попались. Разве что ибисы, как наши голуби, разгуливают по газонам и вокруг многочисленных кафешек, заглядывая в тарелки к посетителям. Но не нахально, ненавязчиво: дадите что-нибудь – спасибо, нет так нет. 

А кенгуру живут в буше. Буш – это по австралийской терминологии не просто лес, а вообще все, что за городской чертой живет по законам природы. Об их присутствии вам постоянно напоминают дорожные указатели с прыгающим силуэтом. Как и о вездесущих коалах и их чуть менее знаменитых родичах – вомбатах, напоминающих то ли гигантского хомяка, то ли не успевшего вырасти медведя. В сумерках эти милые зверушки любят выходить к дороге. Для автомобиля встреча с ними весьма чревата, а потому многие машины  оборудованы специальными крепкими бамперами – кенгурятниками.

Кенгуру, вомбаты, коалы, австралийские попугаи, на побережье –  пеликаны, и везде – кукабара, птица, ставшая символом Австралии, очень любящая мясо, а потому внимательно наблюдающая за любым пикником, где готовится барбекю. А также утконосы, ехидны и прочая живность, среди которой, как  сообщает энциклопедия, чуть ли не 85% так называемых эндемиков, нигде больше не встречающихся.  

Страна-континент, где есть и леса, и пустыни, и высокие горы. И сотни километров пляжей по берегам Тихого и Индийского океанов. И океан Южный, который кроме Австралии признают реально существующим лишь немногие страны. И чудеса природы, охраняемые в сотнях национальных парков. И рукотворные чудеса вроде знаменитой Сиднейской оперы. И десятки памятников – и знаменитым только в своей стране людям, и тем, кто является частью мировой культуры, от Кука до Шекспира. И тысячи километров дорог, по которым австралийцы охотно путешествуют, используя для поездок каждый выходной. 

Разные люди в Австралии – стране эмигрантов в десятом поколении и в поколении первом. А также аборигенов, которые тысячи лет жили по своим законам, а сегодня являются частью австралийского целого. Разумеется, есть и непростая история, и куча особенностей, но сегодня страна для всех – общая. У каждого из недавних приезжих своя малая родина, своя причина жить в Австралии, свои храмы и рестораны, но ощущение большой родины, как мне представляется, общее. И язык общий – на каком бы люди ни общались дома, – и законы общие, и ограничения, вызванные этими законами. И общая свобода как неукоснительная сторона жизни.   



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дмитрий Смолев: "Когда Бухарина реабилитировали, Ларин говорил, что выполнил сыновний долг"

Дмитрий Смолев: "Когда Бухарина реабилитировали, Ларин говорил, что выполнил сыновний долг"

Дарья Курдюкова

Арт-критик, автор книги и сокуратор выставки Юрия Ларина – о биографии и метафизике художника

0
3109
Всевышний всех расставил по местам

Всевышний всех расставил по местам

Александр Балтин

К 55-летию поэта, переводчика и критика Максима Амелина

0
4695
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
12654
В начале были реки

В начале были реки

Отечественное судоходство от Петра Великого и далее

0
5751

Другие новости