Несмотря ни на что, мексиканцы верят в важность каждого голоса. Фото Reuters
Как нам все это осточертело! Дичайшее социальное неравенство, повальная коррупция, засилье олигархов, продажные сверху донизу политики всех партий и их прислуги. Хотим новой власти, справедливости, наша страна нуждается в моральном возрождении!
Так думает не только недавно вернувшийся из США молодой мексиканец Хорхе Куэвас, которого нынешние американские власти планировали выслать, поскольку отменили закон о выдаче разрешений на работу несовершеннолетним бездокументным иммигрантам.
А вместе с ним – и миллионы рядовых мексиканцев, которые 1 июля пойдут голосовать на президентских выборах. Они вполне могут закончиться либо самой настоящей новой социальной революцией, либо привести к очередному глубокому разочарованию тех, кто все еще верит в торжество демократии и действительно важность их голосов в смене системы, которой уже нет ни веры, ни надежды…
Мне доводилось неоднократно участвовать в качестве наблюдателя от Организации американских государств на выборах самого различного толка в странах Латинской Америки. И хотя самим наблюдателям категорически запрещено что-либо сообщать через прессу или даже в личных беседах о самом процессе «приглядывания» за выборами (насчет этого каждый наблюдатель подписывает специальную бумагу), определенные впечатления о самой системе проведения выборов в Мексике и об отношении рядовых мексиканцев к тому, что у них в стране делается, естественно, остались.
Не буду подробно вдаваться в те перипетии политических разборок, которые нынче кипят по всей Мексике. Потому как в стране впервые за долгие годы действительно власть может смениться кардинально, а не косметически. А президентом на следующие шесть лет может стать человек, которого одни явно чрезмерно обожествляют. А другие – чуть ли не пугают его именем детишек.
Расскажу же о том, как мексиканцы что сейчас, что раньше относились к выборам и будет ли действительно прок, если избиратели на этих выборах, условно говоря, прокатят представителей двух крупнейших политических партий – Институционно-революционной и Национального действия, а выберут человека, который создал недавно собственную партию под названием МОРЕНА (что в переводе означает «Смуглянка»). И который обещает стране новую эру социального процветания.
Избирательные бюллетени уже доставлены на участки для голосования. Фото Reuters |
Первое, главное на любых президентских выборах, – люди не верят своим политикам и не видят большой разницы, за кого конкретно голосовать, если это не человек, который им чем-то близок (из их штата, города, поселка, знаком еще их родителям и прочей родне). «Все политики – воры и коррупционеры, и ничего хорошего стране они сделать не могут» – вот лейтмотив большинства голосующих, если только кандидат материально не заинтересует избирателя (выплата наличными, подарки и другие коврижки-морковки).
Обычно международные наблюдатели должны проверять достоверность опускаемых бюллетеней и правильность подсчета голосов. Так вот, общее недоверие к политикам любых партий распространяется и на неверие рядовых избирателей тому, что результаты голосования будут правдивыми, а не подтасованными. «Они украли два раза победу у нашего кандидата на прошлых президентских выборах. Но на этот раз у них ничего не получится», – уверял меня вчерашний студент Энрике, который вызвался лично контролировать от своей партии, как он выразился, сокрушительную победу нашего народного кандидата.
Зовут кандидата Мануэль Лопес Обрадор. Бывший мэр Мехико, дважды участвовал в выборах, набирал примерно треть голосов, но всегда утверждал, что его умышленно обсчитали представители правящих партий. И именно поэтому они не дают ему возможность занять главный пост в стране. Сейчас у него, по разным подсчетам, около 40% возможных голосов избирателей. Но этого для полной победы может и не хватить. Почему?
Тут вот в чем поразительное сходство выборов в Мексике и России. Тема коррупции – не просто ключевая при голосовании, но «оседлав» ее, можно на самом деле получить высший пост. А связано это с весьма специфической системой устройства большой политики в Мексике. Так, президентский срок здесь один, но шесть лет (если сделать хотя бы два, то человек останется на своем посту пожизненно – факт, историей проверенный). Поскольку второго срока не будет, то первое лицо государства стремится «пожить-порулить на широкую ногу» именно в течение этого периода. Да еще как с размахом это получается!
Начну с того, что при смене администрации в резиденции мексиканских президентов Лос Пинос выметаются с постов абсолютно все до последнего шоферы и повара. Меняются даже мало-мальски прислонившиеся при прежней власти чиновники. Те, кто помог победителю стать президентом, тут же вознаграждаются кормушечными постами на любых властных этажах – от директоров офисов по туризму или глав консульств в США до чиновников третьей руки при контролирующих органах по наблюдению за развитием малого бизнеса.
Соответственно и уровень коррупции, который для всей Латинской Америки запредельный, в Мексике просто чудовищный. «Вот наш президент Энрике Пенья Ньето говорит, что будет и дальше бороться с коррупцией. Но ведь он сам – главный коррупционер в стране. Поэтому мы будем голосовать за АМЛО (так сокращенно называют кандидата от партии МОРЕНА). Он хотя бы не ворует», – сказала мне на рынке сеньора Элиса из Тласкалы.
«Мы не хотим становиться второй Венесуэлой», «Долой наследника Уго Чавеса» – это уже плакаты кандидатов от правящей партии ПРИ, которые пугают страну кровавым диктатором-социалистом.
«Не верьте нашим выборным комиссиям. Они все равно распишут результаты, как им захочется. Тем более сейчас, когда можно манипулировать с помощью электроники», – уверяли меня студенты-сторонники партии МОРЕНА. Зато те мексиканцы, которые голосовали уже не раз, напротив, считают, что структура, которая контролирует проведение выборов в стране, – самая демократичная и справедливая во всей Латинской Америке. «У нас нельзя украсть голоса – их можно только купить», – в шутку резюмирует Эухения Салинас, которая намерена поддержать «нашего Мануэля».
Еще упомяну о трех важнейших моментах, которые чрезвычайно волнуют мексиканцев. Это невиданная прежде вспышка насилия по всей стране – как похищений, так и убийств. Идет настоящая война между полицией и наркомафией. Особенно напряженная ситуация складывается в штате Герреро – там воюют между собой банды наркоторговцев, и эта ситуация стала настоящим кошмаром для страны. Далее – невероятно возросшее число бедных (их около половины 130-миллионного населения Мексики).
И, наконец, отношения с США. Все мексиканцы нынче настроены крайне отрицательно по отношению к президенту соседней страны. Но сами на Соединенные Штаты фактически продолжают молиться. Потому как там и родня устроена (около 40% мексиканских семей получают именно оттуда денежные переводы), и дети там либо учатся, либо работают. Да и экономически Мексика завязана на «грингос» по самые уши.
Побывав на нескольких избирательных участках в Мехико, Тихуане и Акапулько, я всегда слышала одно и то же обещание из уст всех кандидатов в президенты (вне зависимости от их партийной принадлежности). Это слова о так называемом моральном возрождении страны. Но как только выборы проходили, так все это «возрождение» куда-то таинственным образом улетучивалось. По моим ощущениям, если даже Мануэль Лопес Обрадор и победит, ожидания подобного «морального возрождения» могут оказаться для мексиканцев очередной иллюзией.
Ведь любые ожидания чуда, невиданных прежде перемен – это при сохранении той же самой политической системы (и в этом Мексика – полная копия России) настоящая химера. Когда же от новоизбранного президента начнут не то что ожидать, а требовать реформ, которые тот просто не имеет возможностей осуществить, настанет черед большого разочарования.
комментарии(0)