0
7515
Газета Стиль жизни Интернет-версия

31.07.2018 22:53:00

Девственность во имя Христа защищает от харассмента

Ватиканская инструкция по целомудрию может получить феминистское истолкование

Михаэль Дорфман

Об авторе: Михаэль Дорфман – писатель.

Тэги: девственность, феминизм, монашество, гендер, ватикан


девственность, феминизм, монашество, гендер, ватикан Девство оказывается и духовным, и сексуальным выбором. Фото со страницы Ассоциации посвященных дев США в Facebook

Появление инструкций Ватикана по поводу чина «посвященных дев» многие верующие охарактеризовали как конфуз. «Удивительно слышать от матери-церкви, что физическая девственность уже не может считаться необходимой предпосылкой для посвящения в целомудренную жизнь», – гласит заявление Ассоциации посвященных дев США. Напомним, 4 июля с.г. Святой престол обнародовал документ Ecclesiae Sponsae Imago, в котором сказано: «Призыв свидетельствовать о девственной, супружеской и плодотворной любви к Христу не сводится к символу физической целостности. Таким образом, сохранение своего тела в совершенном воздержании или практика добродетели целомудрия, имея большое значение, не являются существенными требованиями, неисполнение которых делает доступ к посвящению невозможным».

Джудит Стегман, президент Ассоциации посвященных дев, сообщила журналистам, что организация начала получать комментарии от своих членов: «Ого! Физическая девственность больше не требуется для посвящения девственниц!» Хотя проблема, по ее мнению, не столь однозначна: «Если девственность была нарушена против воли женщины, а не то, что та охотно отказалась от своей девственности... то она будет иметь право на посвящение. Каждый случай требует индивидуального подхода и глубокого разбирательства на уровне епископа».

Адвокат из Миннесоты Дженна Купер приняла посвящение в 2009 году в Нью-Йоркском архиепископстве. Она не согласна с мнением Ассоциации посвященных дев. Купер сказала Католическому новостному агентству: «Я не вижу в документе слов, что недевственницы могут считаться девственницами. Я вижу, что в случаях, где есть реальная проблема, предлагается проявить понимание, вместо того чтобы ставить жесткие ограничения, исключающие женщин из этого призвания». Она рекомендует внимательно прочесть документ, прежде чем его критиковать. «В инструкции много говорится о ценности девственности, христианском целомудрии... Документ нельзя считать изменением канона, – заявила Купер, – а лишь инструкцией по выполнению закона в случаях, когда имеется неопределенность».

«Непорочные девы» – это особый церковный чин, возникший еще во II веке. Христианские общины поощряли вдов не выходить замуж, а посвятить себя помощи бедным и больным. Известно также много случаев, когда девушки отказывались выходить замуж, а хотели оставаться девственными, посвящая себя служению Христу. В IV веке стало зарождаться женское монашество, условия жизни менялись, и таким женщинам все трудней было оставаться в миру. Со временем чин непорочных дев стал анахронизмом.

13-16-2_t.jpg
Церковь не сводит понятие целомудрия к физическому
состоянию женщины. Фото со страницы
Ассоциации посвященных дев США в Facebook

Однако в XX веке древний чин возродился. Он оказался весьма кстати для молодых женщин, желающих продолжать свою профессиональную жизнь и не связывать себя монашескими обетами, но вести целомудренный образ жизни. В 1960-е годы папа Римский Павел VI возродил этот чин для девушек, а в 1994 году папа Иоанн Павел II напомнил Синоду о древней практике для вдов. Ныне в мире насчитывается около 5 тыс. непорочных дев, в основном во Франции, Испании и на родине нынешнего папы Франциска Аргентине.

Церемония посвящения включает в себя появление в храме женщин в белых платьях невест с букетами. Посвященные девы получают обручальное кольцо и продолжают жить самостоятельно в миру, работать, делать карьеру. Правда, многие монахини в современном мире тоже живут отдельно от общины, работают, а часто назначаются на служение в католических школах, госпиталях и благотворительных организациях. Но в отличие от посвященных дев, монахини осуществляют непрерывную связь с «материнским домом», со своей настоятельницей и духовным лидером.

Монахиня Меган О’Нири в разговоре с автором статьи предположила, что статус посвященных дев защищал от домогательств со стороны мужчин в патриархальном обществе. «Средневековое общество было куда более изощренным. Там допускалось куда большее гендерное разнообразие, чем теперь, – говорит сестра Меган. – Именно от трубадуров пошла уникальная для западной цивилизации идея личной свободы, причем правила там устанавливались женщиной. Допускались и необычные гендерные отношения, когда женщина играла роль мужчины. Сохранились пастырские послания епископов, призывавших отцов не препятствовать дочерям посвятить свою девственность Христу».

Да и сегодня чин посвященных дев может защитить женщину от харассмента, в основном со стороны других женщин, от уколов и назойливых вопросов: «Когда же ты выйдешь замуж?» и «Почему у тебя нет детей?» Сексуальная революция освободила секс от груза условности, но при этом сделала половые отношения обязательными в соответствии с популярным пониманием фрейдистского тезиса о том, что сексуальность является главным стимулом человеческой психики. В этой системе не было места для непорочной девственности, хотя это тоже личный выбор. По сути, асексуальность – такая же сексуальная ориентация, как и все прочие, завоевавшие уже право на признание.

«Феминизм защищает все ту же нормативную сексуальность, мол, я такою родилась, и с подозрением относится к праву выбора, – говорит Меган. – Секс по свободному согласию до недавних пор считался инструментом освобождения женщины. Но феминизм не дает ответа ни женщинам, ищущим освобождения в сексуальном воздержании, ни таким, которые охотно соглашались и сами активно искали секса, но все равно чувствовали себя изнасилованными... Маргинализированные секулярной цивилизацией практикующие христиане все активней выходят на сцену современного мира и предлагают свои ответы его вызовам».

«Модная сегодня асексуальность, как и целибат для мужчин, являются просто формами функционирования сексуальности, – говорит профессор Харьковского университета Ирина Жеребкина, руководитель единственной на территории СНГ лаборатории гендерных исследований. – Это идет от Жака Лакана, который в отличие от Зигмунда Фрейда предложил понимать сексуальность в терминах символического, а не физиологического».

«Что касается девственниц, то все, на мой взгляд, просто: введены требования о том, после какой жизни можно стать девой, – пишет мне Анастасия Медведева, историк и прихожанка католического храма в Санкт-Петербурге. – Протестовать против такого – ханжество. Хотя все это восстановление «древнего института» посвященных дев кажется мне абсурдом. Уж белых платьев в римские времена девы не надевали точно».

Сестра Меган тоже одобряет решение Ватикана: «Смешно требовать физическую девственность как условие целомудренной жизни... Девственность можно восстановить хирургически. Не знаю, как сейчас, но в 1970–1980 годы в США была мода: женщины, вступавшие во второй брак, восстанавливали девственную плеву хирургическим путем – как подарок новому мужу».

Нью-Йорк


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Церковь Англии не справилась с имперскими задачами

Церковь Англии не справилась с имперскими задачами

Милена Фаустова

Архиепископ Кентерберийский подал в отставку

0
1325
Семь грехов папы Франциска

Семь грехов папы Франциска

Милена Фаустова

К чему приведут нововведения в католической морали

0
7586
Впервые в истории папа Римский отказался от апостольского наставления

Впервые в истории папа Римский отказался от апостольского наставления

Милена Фаустова

Синодальный путь привел в тупик женское священство

0
6729
Чем монашество отличается от чайлдфри

Чем монашество отличается от чайлдфри

РПЦ просит для себя исключения в законе о запрете пропаганды бездетности

0
7914

Другие новости