«После спектакля я этого рецензента найду, он у меня сам как надо попоет...» Фото РИА Новости
Газеты ежедневные и еженедельные, журналы толстые и тонкие; издания вполне себе серьезные и шкодливые таблоиды – всем им нужен читатель.
Новое время обозначилось в истории не только превращением книг из бумажных в электронные. Многие газетные и журнальные издания, стремясь идти в ногу со временем, а то и просто не выдержав борьбы с быстро растущими ценами на бумагу, печать и услуги по распространению, уже превратились исключительно в жителей Интернета. Как им там, в Сети, живется – другой вопрос. Но пошуршать такой газетой, разворачивая ее после завтрака, уже не удастся…
Читатели старшего поколения, наверное, помнят те времена, когда в период подписной компании уполномоченные парткомом и профкомом люди занимались распределением подписки на партийную печать. Членов КПСС даже не спрашивали, будут ли они подписываться на главную в стране «Правду», а заодно на какую-то из местных «Правд», которые были в каждой области, в каждом районе и почти в каждом городе.
Всем беспартийным ставился ультиматум: хочешь подписаться на «Юность» или «Новый мир» – выкладывай денежки и на «Правду» центральную, и на «Правду» местную! Замена «Правды» другой «правильной» газетой не приветствовалась: ведь другие издания считались органами советов, профсоюзов, а не партии.
Но и прочие газеты тем не менее народ читал. Во всяком случае, покупал. А за особо популярными изданиями в определенный час выстраивались очереди, как, к примеру, за знаменитой когда-то «Вечерней Москвой», то есть «Вечёркой», как называли ее читатели.
Газета в Советской Союзе выполняла множество дополнительных (кроме информации) функций. В нее заворачивали хлеб и насыпали (свернув кусок газеты кулечком) семечки. На ней чистили селедку и раскладывали нехитрую закуску во время «пикников на обочине». Ее подстилали под соответствующее место, прежде чем сесть на сомнительную по чистоте парковую скамью. Ее использовали вместо неведомой рядовому труженику туалетной бумаги. Из нее еще во второй половине ХХ века сворачивали самокрутки, наполняя их дешевой махоркой (а может, где-то во глубине каких-то руд это и сейчас делают – привычка все-таки!)… Согласитесь, что современные электронные версии на такое не способны! Хотя подписаться на них можно не выходя из дома, прямо в Интернете.
И читатель у каждой газеты свой. Он привыкает к ней и способен покупать ее даже тогда, когда она становится «какой-то не такой». И тут дело вовсе не в возрасте. Хотя, разумеется, у пенсионеров есть свой газетный интерес, а у молодых бизнесвумен – совсем другой. Хотя есть и общие темы, и общие интересы, и общие пристрастия, которые газета, если не хочет потерять часть читателей, должна учитывать. И тут резкая смена адресата может навредить газете больше, чем позорный ляп на первой полосе или отсутствие забойного «гвоздя номера» в пятничном выпуске!
Телогрейка из лучших новостей
мира моды. Фото Reuters |
Еще несколько слов об адресате. Знаете ли вы, что в конце XIX века в Париже выходила специальная газета для нищих? Стоила она, как ни странно, довольно дорого. Может быть, оттого, что тираж у нее был маленький? Он был обусловлен не дефицитом нищих в столице Франции, а тем, что газета предназначалась той их части, которая относилась к нищенству как к серьезной профессии. Газета помещала сведения о распродажах, благотворительных базарах, а также печатала объявления типа: «Ищу слепого, немного играющего на флейте».
Вообще за несколько веков газетного дела издатели обращались к самой разной аудитории. Так, например, в 1904 году английское пароходное общество «Купарда» решило издавать газету на океанских судах, в которой предполагалось печатать телеграммы, полученные кораблем по беспроволочному телеграфу, а также меню ресторанов и другие корабельные новости. Газета печаталась два раза в день и раздавалась пассажирам бесплатно. А в середине ХХ века в портовом городе Гавре издавалась газета «Голос водолаза». Печаталась она не на бумаге, а на листах пластика, чтобы подводные труженики могли узнать новости, не покидая своего рабочего места. Владельцы ресторанов и кафе тоже прославились на газетном поприще. «Соль и перец», издававшаяся когда-то в Париже, печаталась на непромокаемой бумаге, чтобы любители почитать газету за столом не слишком переживали из-за попадающих на нее брызг горячего супа и соуса – все отмывалось! А чтобы не испортить аппетит своим читателям, эта газета печатала только светские сплетни.
А на какие ухищрения шли газетчики, чтобы увеличить тираж и количество подписчиков! Ведь даже объем кормящей любую газету рекламы напрямую зависит от числа читателей. Сегодняшние газетчики в сравнении с издателями прошлого могут показаться просто людьми без воображения: перечень рубрик, число номеров в месяц, в крайнем случае фамилии наиболее популярных авторов… А вот, к примеру, выходившая в начале ХХ века в Петербурге оккультная газета «Оттуда» просила читателей, желающих стать подписчиками, присылать письма с вопросами к умершим родственникам и знаменитым соотечественникам. «Получаемые «оттуда» советы изумительно верны, и редакция имеет массу благодарностей, которые могут быть высланы для ознакомления по первому требованию…»
Газета «День», общавшаяся с жителями Российской империи более века тому назад, уверяла, что «все, что вас интересует, вы узнаете из нашей газеты. Так что на другие газеты можете не подписываться!»
А знаменитый когда-то юмористический журнал «Будильник» зазывал читателя стихами: «Приятно жить с женою в мире,/ Быть гостем на жизненном пире,/ Приятно иметь тьму деньжат,/ Нести просвещения светильник,/ Но всем приятней сто крат/ Подписчиком быть на «Будильник»!»
Время идет. Тиражи бумажных изданий снижаются. Очередей в газетных киосках, увы, давно нет. Электронные средства массовой информации, не успев как следует завоевать рынок, уже вынуждены конкурировать с целой армией блогеров и разнообразных сайтов, где публикуется все, в том числе чушь, высосанная из пальца.
В будущем году стукнет 150 лет высочайшему повелению по поводу «устроения в виде опыта приема в почтовых учреждениях подписки на периодические, как русские, так и иностранные…» Какая судьба ждет бумажные газеты, а также их интернет-варианты в ближайшем и отдаленном будущем? Бог знает. Сегодня газеты еще живы, а у них есть мы, читатели, для которых развернуть утренние полосы – часть образа жизни!
комментарии(0)