Пережив стресс несостоявшегося жертвоприношения, Исаак расстался с женственностью. Уильям Блейк. Авраам готовится к жертвоприношению Исаака. Иллюстрация. 1783. Музей изящных искусств, Бостон, США
Хасиды взбудоражены. По соцсетям кочует видеоролик, смущающий душевный покой набожных иудеев. Добралась эта видеозапись и до Рунета.
Что же там такого, в этом ролике? Нечто по-библейски парадоксальное: голос Иакова, а руки Исава. Вернее, внешность миловидной, юной девушки, а голос – пусть и высокий, но совершенно мужской голос! Но не это главное. Своим «предательским» мужским голосом девица говорит на идише – языке, которым сегодня пользуются в основном в замкнутых ультраортодоксальных еврейских общинах Израиля и Северной Америки.
Все правильно. На записи – бывший нью-йоркский хасид, бывший раввин, бывший мужчина. Отец четверых детей, лицо которого некогда обрамляла пышная борода, а голову венчала хасидская меховая шапка – штраймл. Бывший Исроэль, а ныне – Эбби Штейн. За плечами у нее ультраортодоксальная духовная академия-иешива, воспитание в самой консервативной среде, какую только смогла создать иудейская ультраортодоксия – сатмарский хасидизм. В новой жизни, в ладу со своей обнаружившейся женской сущностью, Эбби Штейн стала студенткой Колумбийского университета по специальности «Гендерные исследования».
Однако хасидское прошлое не отпускает Эбби-Исроэля. Она записывает видеоуроки, обращенные к сообществу, из которого вышла. Иначе не объяснить, почему она использует не английский, а идиш. Эбби убеждает набожных евреев, что в святая святых иудаизма – Пятикнижии Моисея – есть сюжеты, намекающие на возможность трансгендерных преображений. Видеолекция, которая создала такой переполох среди хасидов, посвящена истории Исаака – сына библейского патриарха Авраама, которого отец едва не принес в жертву Богу.
Эбби ссылается на ребе Михла Злочевера – одного из основоположников хасидизма. «Я потомок Михла в 10-м или 11-м поколении», – говорит Штейн. Она обращается к той главе Пятикнижия, которая в еврейской версии называется «Толдот», то есть «порождения», «поколения». В Писании сказано, что у Исаака от рождения была «женская душа». Согласно традиции, после символического жертвоприношения, когда Исаак был заменен на агнца, сын Авраама наконец-то приобрел «мужскую сущность» и смог дать потомство в супружестве с Ревеккой. «Исаак и Ребекка не могли зачать ребенка 20 лет, они молились Богу о потомстве. Почему Бог ответил на его, но не ее молитву?» – задается вопросом Эбби Штейн. Она приводит мнение марокканского раввина Хаима ибн Аттара о том, что все – из-за женской души Исаака: «Две женщины не могут зачать ребенка». Именно Исаак нуждался в Божьей помощи, которую и получил, обретя мужественность.
На первый взгляд такое прочтение возможно. Во многих вполне респектабельных раввинских толкованиях можно найти подобные рассуждения, но ортодоксальные богословы, естественно, не видят в этом возможность для физического изменения пола – ни в поведенческом плане, ни хирургически.
Как уже было сказано, некоторые традиционно настроенные иудеи не захлопнули с возмущением крышки своих ноутбуков, но прослушали лекцию в попытке отыскать изъян. Конечно, он был найден. Так, один из представителей хасидской общины Москвы нашел у Эбби подмену понятий при переводе с иврита, библейского языка, на идиш. Там, где она перевела выражение «Женская душа обретет женское тело», по мнению этого хасида, следовало бы сказать: «Женщина будет вертеть, то есть верховодить, над мужчиной». То есть на самом деле речь идет о «старом добром» феминизме!
Еврейский мир уже сталкивался с проблемой квир-поведения своих представителей. Трансгендеры есть в кругах так называемого реформистского течения иудаизма, и встречаются даже раввины, поменявшие пол. Некоторые из них ищут оправдания своего жизненного пути в еврейской традиции. Так, в США живет раввин-трансгендер Бекки Сильверштейн (в его случае мужская душа «отказалась» от женского тела). Однажды Сильверштейн написал письмо подростку, в котором сравнил гендерный переход с исходом евреев из Египта. Сильверштейн мечтает, чтобы еврейская община «стала тем местом, в котором ни у кого не будет нужды скрывать часть своей идентичности». Три года назад Союз реформистского иудаизма на своей конференции в Орландо, штат Флорида, единогласно принял «Резолюцию о правах трансгендеров и людей с несоответствием гендера».
Однако и в ортодоксальном сообществе задумываются о том, как относиться к единоверцам с проблемой гендерной самоидентификации. Минувшим летом набожные евреи – выходцы из стран Востока были потрясены известием, что внук их духовного лидера Овадьи Йосефа, Овадья Коэн, вступил в однополый брак. Причем Коэн и его избранник, как сообщается, не отказываются от религиозного образа жизни. Кинематограф достаточно активно осваивает тему секс-меньшинств и границ свободного выбора человека в иудейских общинах. Самый свежий пример – фильм Себастьяна Лелио «Неповиновение», вышедший на экраны минувшей весной.
Заметим, что Эбби Штейн вовсе не собирается порывать с еврейской средой, даже, как мы видим, с ультраконсервативной хасидской средой. Она пытается переубедить бывших собратьев, в том числе родственников, занимающих видное положение в хасидской иерархии. Своими размышлениями над историей Исаака она первым делом поделилась с отцом, авторитетным раввином. Отец прочитал послание сына, но отказался признать превращение сына в «дочь». Так сказать, повторения того мистического преображения, которому подверг своего сына Авраам, в семье Штейнов не произошло.
Впрочем, вообще без жертвоприношения не обошлось. Эбби-Исроэля отлучили от собственных детей и семьи – пяти сестер и четырех братьев. Одной из последних записей в социальной сети, которыми она поделилась, были грустные заметки о свадьбе сестры, куда Эбби, понятное дело, не пригласили. Но она пошла на церемонию и смотрела из-за забора, впервые за три года увидев родителей.
Тем не менее Эбби пишет, что не поменяла бы свою сегодняшнюю жизнь ни на что другое. Теперь ей открыт большой мир. Хотя, возможно, выбор только кажется свободным? Жизненный путь диктует политические пристрастия. После промежуточных выборов в США Эбби с ликованием отметила возвращение контроля Демократической партии над Конгрессом, особенно появление в парламенте левацких депутатов. Эбби пишет, что критика политики Израиля – это не антисемитизм, как и борьба с Трампом – не антиамериканизм. Впрочем, и вполне традиционные сатмарские хасиды выступают против сионизма. «Возьмемся за работу!» – призывает она единомышленников-активистов штата Нью-Йорк.
По результатам тех выборов депутатские кресла заняли две мусульманки, одна из них с откровенно социалистическими взглядами. Кто знает, не усядется ли когда-нибудь рядом с ними депутат с женским лицом и голосом хасидского раввина, говорящий на языке ультраконсерваторов Бруклина.
комментарии(0)