Свинья – это венец календарного бестиария. Фото Евгения Никитина
Везде, куда ни сунься, эта наглая, но безгранично обаятельная физиономия обязательно проявит себя, как в стародавние времена, когда изображение, окунаемое в проявитель, проступало на бумаге.
Свинья!
В литературе, кино, живописи, скульптуре, кулинарии, культуре, религии и далее везде, что называется, без остановок.
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта,
до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши,
встала
И рылом подрывать у Дуба
корни стала.
(Иван Крылов.
Свинья под Дубом).
Ладно бы эта тварь подрывала устои только в литературе, но от нее нет спаса никому. Ведь в наступающем свинья – уже не порок, а образец поведения и подражания.
В начале 70-х не привыкший далеко прятать свое еврейское происхождение Вуди Аллен едко высмеял отвращение соплеменников к свинине в своей комедии «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить», выпущенной еще до эпохи торжествующей толерантности. Ежели кто помнит, один из эпизодов посвящен раввину, который получает мазохистское удовольствие, когда его истязают шелковыми женскими чулками и при этом едят свинину.
Кстати, в СССР евреев, наоборот, приучали к свинине, и не сказать чтобы насильно. Хотя подчинение власти и мазохизм – близнецы-братья! В одной из книг, повествующей о становлении колхозов в СССР в 30-е годы, один мой знакомый наткнулся на интересный факт: «В созданных еврейских колхозах внедрялось свиноводство, ставшее одним из символов новой еврейской жизни. В этих колхозах свинья безусловно должна занять первое место среди остальных домашних животных в связи с повышенными способностями ее быстро производить мясо».
Впрочем, в христианской традиции, где свинья испокон веков служила символом непристойности и греха, блюда из свинины во все мыслимые и немыслимые церковные праздники – самые популярные.
Поросенок с хреном или же как у Собакевича: «У меня когда свинина – всю свинью давай на стол!» Студни, колбасы, сало, сосиски, шпикачки, буженина, ветчина, окорока, расстегаи, в конце концов, макароны по-флотски.
Я бы даже сказал, что свинья внесла известный раскол в церковный вопрос. По преданию, именно хрюша, в то время как другие животные в хлеву вели себя сообразно моменту, разрывала солому, где младенец Христос прятался от Ирода. Отсюда и пошла вся эта бесогония, в свинью вселились «бесы» и нечистый. Что ни в коем случае не отразилось на кулинарных пристрастиях и аппетите христиан, особливо православных.
Прав был Собакевич – нет ничего такого у свиньи, чтобы не годилось для съедения: уши, хвост, ножки. Про сало я и не говорю.
Мало того что на Украине и юге России это носит род мании: сало принимают внутрь и наружу. И нету, между прочим, более полезного лекарства от простуды, чем нутряное сало, не сойти мне с этого места.
И за что это Иван Андреич так ополчился на хрюшу? Не потому ли, что и сам был не прочь вкусно поесть и сладко поспать?
Отечественная традиция вложила в поговорки «нажрался, как свинья», «испачкался, как свинья», «свинья неблагодарная» и т.д. столько сарказма, что немудрено перепутать и поменять местами правоверного еврея с христианином. Однако вслед за оскорблениями что же мы видим? «Была бы свинка – будет мясо, будет и щетинка», «Свинка – это крестьянская копилка», «Была бы свинка, будут и поросята», «Не гляди свинье в рожу, а корми свинью рожью».
Получается, что человечество ведет себя крайне непорядочно и непоследовательно по отношению к этому одному из самых очаровательных животных! Или по обыкновению свинья вобрала в себя все пороки человека, безропотно отдав ему все права на безгрешность?
А вот в античности символика хрюши выходила далеко за рамки свиного рагу и блюда с хреном. Священное животное у богинь: Исиды – в Египте, богини земледелия Цереры – в Греции и Деметры – в Риме. И только примыкающий к иудаизму буддизм вручает свинье вотум недоверия, помещая ее в центр колеса существования. Тем самым свинья олицетворяет неведение – одну из трех иллюзий, которые мешают человеку достичь нирваны.
Спрашивается: за что?
Всласть поиздевался над свиньей испытывающий большие проблемы с желудком Николай Васильевич: «В деревнях бабы с толстыми лицами и перевязанными грудями смотрели из верхних окон; из нижних глядел теленок или высовывала свою слепую морду свинья. Словом, виды известные». В «Ревизоре» городничего окружают одни свиные рыла, и свинья же сжирает челобитную Ивана Никифоровича.
Алексей Михайлович Ремизов вторил Гоголю в «Неуемном бубне»:
«– Свиньи полосатые и больше ничего! – заканчивал Иван Семенович, и пот градом лил с его лысины.
Но из этих объяснений, завершившихся свиньей полосатой, путного ровно ничего не вышло…»
Европа испокон веков соблюдала хотя бы внешние приличия по отношению к свинье. Памятников свинье не счесть. Один из самых знаменитых – Porcellino (Кабанчик), статуя-фонтан – расположен в центре Флоренции. Скульптуру эту изваял Пьетро Такка в начале ХVII века, сделав бронзовую копию античной мраморной статуи, что хранится в галерее Уффици по соседству. Согласно преданию, в городе появился дикий кабан, своим ревом вселявший ужас в жителей. Напуганные флорентийцы заперлись в домах, и только один маленький мальчик подошел к зверю и погладил его по мордочке. Кабан присмирел и вскоре убрался из города. В 1842 году его обессмертил Ганс Христиан Андерсен в своей сказке «Бронзовый кабан» после того, как сам посетил Флоренцию в 1834 году и проникся этим фонтанчиком:
«В полночь бронзовый кабан пошевелился; мальчик отчетливо услыхал: «Держись крепче, малыш, теперь я побегу!» И кабан помчался вскачь. Это была необычайная прогулка. Сперва они попали на пьяцца дель Грандукка, и бронзовая лошадь под герцогом громко заржала, пестрые гербы на старой ратуше стали как бы прозрачными, а Микеланджелов Давид взмахнул пращой; удивительная пробудилась жизнь…»
Понятное дело, кабанчику на счастье чистят пятак. В то время как до достоинств Давида Микеланджело вряд ли дотянется вездесущая рука рядового туриста.
Весьма возможно, что просвещенная Европа узрела в наших братьях меньших то, чего не хотела видеть вовсю уплетающая блюда из свинины Россия?
Тут вам и «Сказка про трех поросят», где храбрый и мудрый, как Соломон, Наф-Наф (в изложении Сергея Михалкова) побеждает волка, и «Скотный двор» Оруэлла, где кабаны возглавляют восстание животных, и, конечно же, не свинья, а херувим – Пятачок Алана Милна:
«– Стреляй!.. Куда ж ты стреляешь?
– В пчел, конечно.
– Да не в пчел, ты должен сбить шар.
– Но, если я выстрелю в шарик – он же испортится.
– А, если ты не выстрелишь – тогда испорчусь я!
Пятачок стреляет и попадает в Винни-Пуха.
– Ой-ой-ой!
– Что, не попал?
– Не то чтобы совсем не попал – просто не попал в шарик».
Пятачок – само простодушие. Напомню на всякий пожарный, что в знаменитом мультике 1969 года Федора Хитрука Пятачка озвучила Ия Саввина. Это знают все, а вот то, что тоненький голосок Пятачка она подслушала у Беллы Ахатовны Ахмадулиной, думаю, немногие. Сколько в нашем Пятачке сошлось звезд и путей Господних, чтобы он получился такой душкой!
Как после этого всего есть свинину?
Думаю, что немалая заслуга Пятачка и в том, что в 2007 году (тоже, кстати, в год Свиньи) в городе Калач Воронежской области был установлен один из первых в России памятников свинье. Говорят, что таким оригинальным образом руководство местного мясного комбината сделало себе подарок на 80-летний юбилей. Впрочем, прообразом памятника стал не Пятачок, а свинья по имени Мамка.
Думается, что свинья – это венец всего календарного бестиария. Потому что достоинств у нее не счесть, не говоря о том, что свинья по своей физиологии очень похожа на двуногих.
Конечно, человек произошел не от обезьяны, а от свиньи, русско-иудейско-татаро-масонский суперэтнос – точно!
А потому подготовка к этому знаменательному событию у нас идет планомерно и неуклонно весь год. Календари с хрюшами появились уже чуть ли не в мае, летом вовсю шла распродаже футболок с фирменным логотипом.
Словом, если у вас в новом году нет свиньи-копилки, то вы – враг народа!
Ведь свинство – это праздник всенародный!
А поэтому разрешите подложить вам всем свинью!
На счастье!
комментарии(0)