В австрийскую столицу едут не только ради классической, но и ради современной архитектуры – такой, как дом Хундертвассера. Фото Евгения Никитина
Есть города, которые обойдешь за один день, поставишь галочку в своем списке и решишь: сюда больше ездить не надо. Мне нравится возвращаться в города, в которых я уже была, чтобы найти что-то новое, увидеть бульвар или здание в другом ракурсе. Такие города я называю «слоеными» – необязательно, что они такие же древние, как Рим, или огромные, как Нью-Йорк, нет, но их невозможно понять сразу, они раскрывают свой вкус и особенности постепенно, будто слой за слоем.
Я много раз была в Вене и понимала, что никак не могу охватить все и сразу. Вена окутывает своей душевностью, она избавлена от суеты, и я лишь могу выбрать одно направление и неторопливо следовать ему.
Писатель Франц Сервэс в начале XX века писал: «Душа этого города – древняя и застенчивая. Ее нужно найти, она не навязывает себя. В этом - красота и судьба Вены, ее гордая скромность и ее тихая печаль».
Вообще австрийскую столицу принято воспринимать через призму пышных дворцов, шоколадных тортов, опер Моцарта, квартиру Фрейда и обилие пышных барочных церквей.
К этому списку я бы еще добавила так полюбившееся мне постоянство и стабильность. Приглянулась мне новая кофейня или интересный магазин – и вот 10 лет спустя они на тех же местах и даже продавцы те же. Кстати, в Вене аренда уменьшается в зависимости от того времени, что вы снимаете помещение. И как раз после 10 лет уже начинается значительная скидка. В Москве же наоборот – стоит мне не посетить Пречистенку или Остоженку месяц, как я не узнаю многие места. Захотела зайти по дороге купить свежеиспеченного хлеба – бац! А место опять сдается или занято другим арендатором.
Недавно исторический центр Вены был объявлен ЮНЕСКО памятником мирового культурного наследия. Вслед за этим город признали самым комфортным для жизни. Но нельзя сказать, что время в городе остановилось и он величественно застыл в архитектурных памятниках периода империи.
Действительно, обычно туристы ходят по тропам помпезной имперской Вены: дворцы, Штраус-Моцарт, штрудель-шницель. Но элегантные венцы давно встроили прошлое в настоящее. На территории королевских парков открыты модные кафе, в исторических зданиях – клубы, а после победы на Евровидении Кончита Вурст также стала ассоциироваться с новой венской культурой. Кстати, на пресс-конференции Вурст рассказала, как благодарна Вене, что этот город принял, ее и какую поддержку она здесь чувствует: «Любимое место в Вене? Конечно, театральные и музыкальные площадки! Особенно нравится театр «Одеон»…»
А будущие достопримечательности еще строятся. Фото Евгения Никитина
|
Имперское прошлое Вены привлекает в нее туристов со всего мира, и, казалось бы, на этом культурном наследии можно было отлично жить, ничего не меняя, но власти города решили по-другому. Я знаю человека, который ездит в Вену только ради современной архитектуры. Разноцветный сказочный дом Хундертвассера стоит у него первым в списке, а далее идут кампусы Венского экономического университета в парке «Пратер». Сейчас здания университета стали полноценной туристической достопримечательностью. И это вполне объяснимо: австрийские власти пригласили для проектирования кампусов знаменитые архитектурные бюро, а также саму Заху Хадид.
Но университету повезло – было место. Обычно с дизайном в архитектуре непросто: довольно плотная застройка Вены заставляет изворачиваться и пользоваться тем, что уже есть. В 2013 году бывшее общежитие – железобетонная постройка 1970-х годов в Музейном квартале – было частично перестроено и в итоге превращено в дизайнерский отель с одной из лучших в городе видовых площадок и к тому же бесплатной: главное – знать, где расположен вход.
Другое новшество – 18-этажное здание на берегу Дуная, хитрая конструкция из стекла и металла. Последним штрихом дизайна стали подвижные фото- и видеоколлажи – инсталляция транслируется под крышей отеля, для нее было снято 20 тыс. видов экзотических растений. Композиция постоянно меняется: то попадаешь в богатый растительный мир, то оказываешься в водной стихии, где ты – маленький, а цветы, листья и рыбы – большие. Для многих жителей Вены стало традицией выпивать в баре под крышей отеля чашечку кофе – с Дунайского канала открывается панорамный вид на старый город.
В письме к родственникам Антон Павлович Чехов писал: «Ах, мои друзья, если бы вы знали, как прекрасна Вена! Она несравнима ни с каким другим городом, который я видел в своей жизни. И только сегодня здесь в Вене я понял, что архитектура – это настоящее искусство». Город, который видел и которому так радовался русский писатель, до сих пор можно отыскать почти в первозданном виде. Я задаю себе вопрос: а останутся ли здесь памятники уже нашего времени, ради которых мои внуки и правнуки поедут сюда? Кажется, я знаю ответ.
Вена-Москва
комментарии(0)