Фестиваль небесных фонариков в Пиндуне собрал десятки тысяч желающих увидеть грандиозное световое шоу. Фото автора
Перед тем как отправиться на, казалось бы, абсолютно безобидный праздник фейерверков, представитель тайваньского МИДа Нед Чжоу предупредил: «Главное, строго следовать указаниям инструкторов и тщательно предохранить все участки тела!»
Видавшие виды журналисты из двух десятков стран – от США до Новой Зеландии – восприняли предупреждение как шутку. Но, оказавшись в эпицентре праздника в муниципалитете Тайнань, осознали, что без мощных средств защиты риск получить ожоги разной степени тяжести действительно велик. Многие предпочли наблюдать за огненным безумием с площадки на четвертом этаже неподалеку стоящего здания, хотя и туда долетали мини-ракеты, при ближайшем рассмотрении очень похожие на бенгальские огни.
Ну а внизу многотысячная толпа, облаченная в мотоциклетные шлемы, огнеупорные куртки, плотные шарфы и перчатки, с нетерпением ждала, когда же начнется умопомрачительное действие. Его отличие от обычных фейерверков состоит в том, что петарды летят не высоко в небо, а все больше по горизонтали, то есть прямо в собравшихся. При этом считается, что чем больше в тебя попало «снарядов», тем больше тебе повезло.
Визг толпы перекрывается шумом, напоминающим громкое жужжание пчел. Его создают тысячи петард, которые одновременно вылетают из специальных жестяных установок, смахивающих на громадный улей. Говорят, что некоторые конструкции содержат до 600 тыс. петард и обходятся их создателям примерно в 1,5 тыс. долл.
На Тайване верят, что этот ритуал, совершающийся в канун первого полнолуния Нового года по лунному календарю, отпугивает нечистые силы, которые приносят беды и болезни. Как это произошло в далеком 1870 году. По одним источникам, холера, а по другим, чума выкосила тогда половину городского населения, и кому-то во сне пришло видение Гуань Юя, который подсказал, как победить эпидемию. Надо было пронести его статую через весь город, взрывая на ходу петарды. Отчаявшиеся жители сделали все, как рекомендовал священный воин, и чудо свершилось.
С тех пор обряд, признанный теперь одним из самых опасных праздников в мире, проводится ежегодно. На центральной площади в районе Яньшуй своего рода экзорцизм начинается в семь вечера и продолжается в различных районах города до двух ночи. В результате счет снарядов идет на миллионы.
К «адреналиновому развлечению» с фейерверками в Тайнане прилагается огнеупорная экипировка. |
Впрочем, люди пожилые считают, что в наши дни праздник потускнел. «Было время, когда никто не боялся фейерверков, – вспоминают они. – Маленькими мы запускали огни прямо с рук и, конечно, не надевали никакой специальной одежды. А до чего всем было забавно!»
Как бы то ни было, тайваньцы, как могут, поддерживают этот обряд, веря, что таким образом обеспечат себе еще один удачный год. Правда, после ночи беспорядочных фейерверков город пребывает в пороховом чаду и клубах дыма. В общем, выглядит так, будто пережил если не мировую, то локальную войну. При этом, судя по статистике, интенсивный обстрел петардами оборачивается сотнями пожаров, ожогов и травм, не говоря уже о горах мусора.
Неудивительно, что эту традицию критикуют защитники окружающей среды. В свою очередь, организаторы праздника фейерверков утверждают, что принимают все необходимые меры для уборки, а мусор отправляют на переработку.
Благо празднование восточного Нового года на острове сопровождается многими другими ритуалами. Один из самых молодых и зрелищных – фестиваль небесных фонариков, который проводится повсюду с 1990 года, но каждый раз в каком-то новом городе устраиваются наиболее пышные торжества. В этом году им стал Пиндун, куда прибыло политическое руководство Тайваня в полном составе.
Повод для праздника уходит в еще более древние века. В период правления династии Цинь стали использовать фонарики, чтобы подавать сигналы жителям сел, на которые часто делались разбойничьи набеги: мол, ваши дома уже в безопасности, можно возвращаться. Позднее к фонарикам стали прикреплять записки с сокровенными желаниями и запускали их в храмах. А еще фонарики возвещают официальное окончание празднования восточного Нового года. Их запуск символизирует завершение старого пути и переход на новые рельсы, а заодно и оптимистическую надежду на лучшее будущее.
Что же происходит на фестивале? Разумеется, это сам запуск фонариков, которые можно купить в многочисленных палатках. Там же выдают ручки и карандаши, чтобы написать желание на листочке бумаги и запустить его в небо вместе с фонариками. Они сделаны из промасленной рисовой бумаги, овчины, бамбуковых нитей, шелка, атласа или какого еще материала и оснащены свечой в нижней части. Впрочем, изготовить фонарики можно и самостоятельно, для чего на острове проводятся платные курсы по обучению этому с виду незатейливому искусству.
Повсюду на площади в 45 га в Пиндуне – фонари разных размеров: от традиционных миниатюрных до высокотехнологичных с трехэтажный дом. Основной персонаж – конечно же, свинка, под знаком которой проходит 2019 год. Правда, главным героем светового шоу стал гигантский синий тунец, которым славится приморский уезд. Он появился в кромешной тьме небосвода, подсвеченный сотнями дронов, сразу после приветственных слов к народу президента Цай Инвэнь.
Кстати, тунца в тайваньских морских ресторанах часто подают в сыром виде. Мясо темное, довольно крепкое и без явно выраженного вкуса. Отведать тунца, но уже вареного, пареного или жареного, можно в многочисленных харчевнях, которые, как грибы после теплого дождя, выросли по периметру гигантской площадки, отведенной под фестиваль фонарей.
Не обошлось в Пиндуне и без внешнеполитического подтекста. Некоторые из 17 дипломатических союзников Тайваня, в том числе Белиз из Центральной Америки и Сент-Китс и Невис из Карибского региона, продемонстрировали собственные фонари-инсталляции.
С бытом и культурой еще одного тайваньского партнера – Палау, что в Микронезии, – можно познакомиться в окрестностях города Тайчжуна, где функционирует Forest Expo Site. Этот экологический комплекс привлекает жителей и гостей острова тем, что там не только представлена в миниатюре практически вся флора и фауна Тайваня, но и можно прослушать лекции, как зарядиться положительной энергией, занимаясь таким рутинным занятием, как, например, прополка или обустройство огорода по-научному.
Удивительно, но у практичных тайваньцев хорошо получается извлечь выгоду и пользу из всего, чем им приходится заниматься на работе и на досуге. «Мы чувствуем себя счастливыми и настроены на добро», – признался отец семейства, который пришел на фестиваль фонариков со всей своей «домовой книгой», включая трехмесячного младенца.
В этой связи добавлю, что ни в одной стране мира я не видел в таких публичных заведениях, как вокзалы, аэропорты, парки развлечений или музеи, объявления: «Место строго для кормления грудью».
комментарии(0)