Черный виноград, из которого изготавливается знаменитое австрийское красное вино, носит имя Цвайгельт. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Самый привычный напиток в курортных салонах горного Майерхофена (уютного местечка в Тироле) – местное красное вино «Цвайгельт». Сорт винограда «цвайгельт», гибрид сортов «блауфранкиш» и «сен-лоран», был создан австрийским профессором Фрицем Цвайгельтом в 1922 году в Образовательном и исследовательском центре виноградарства и фруктов (LFZ) в Клостернойбурге, однако получил настоящее признание лишь после Второй мировой войны. Сегодня «цвайгельт» является самым распространенным сортом красного винограда в Австрии, который можно найти на подходящих для его возделывания участках всех винодельческих регионов страны. Сорт дает вина с легким фиолетово-красноватым цветом и сильными танинами. Зрелые, полнотелые и долгоживущие вина отличаются тонами кисло-сладкой вишни. В 2017 году Австрия экспортировала 47 млн литров «Цвайгельта». А это 14% всего производимого Австрией вина.
Однако сейчас вино «Цвайгельт», пишет австрийская газета Tiroler Tageszeitung, переживает сложные времена. Дело в том, что имя своего создателя этот сорт вина получил только в 1975 году в память о нем. Все это произошло в 11-летие со дня его смерти, и почитатели этого красного вина проявили инициативу, чтобы добиться переименования. До этого вино называлось «Штайерротбургер» по имени земли Штирия, где скорее всего и экспериментировал профессор. И вот сейчас в Австрии появилась инициативная группа, требующая нового переименования вина.
Инициатором этого стал Художественный центр в Вене, называющий себя Institutohnedirekte Eigenschaften, в дословном переводе – Институт без каких-либо особенностей.
Как бы то ни было, но эта организация известна в Австрии проведением выставок и разного рода искусствоведческих форумов – нередко со скандальной историей. Аргументы, которые выдвинула организация, тем не менее вызвали в австрийском обществе определенный отклик. Дело в том, что создатель этого сорта вина в 1933 году стал членом Национал-социалистической немецкой рабочей партии, то есть задолго до того, как Австрия была присоединена к Германии. Поэтому институт, в философии которого преобладают левые и даже левацкие идеи, заявил о том, что самое любимое красное вино в Австрии не должно носить имя нациста. Предложенное новое название тоже напоминает характерный для института перформанс. Название «Блауэрмонтаг» даже в переводе может звучать двусмысленно – «синий понедельник» можно понимать и как похмельный понедельник. Газета прямо пишет об этом, что «синий понедельник» является в немецком языке устойчивым словосочетанием, связанным с историческим явлением.
Памятная доска перед домом в австрийском Бранау-ам-Инн, где родился Гитлер, гласит: «За мир, свободу и демократию, нет повторения фашизму, об этом предупреждают миллионы мертвых». Фото Reuters |
Но и в данной ситуации появляется проблема. Дело в том, что в Австрии существует специальный закон о вине, который базируется на европейском законе о вине, но имеет и свои особенности. К главным из них относится качество вина. По нему вина разделяются на местные и на качественные. Но «Ротбургер», а тем более «Блауэрмонтаг» в законе не упоминаются. И поэтому им может быть присвоена только категория местного вина. А это существенное понижение его цены.
Однако не все так просто среди австрийских винопроизводителей. Двое из них уже воспользовались случаем, чтобы переименовать ранее неизвестные собственные сорта в «Блауэрмонтаг» и выбросить под этим именем их на рынок.
На очереди для переименования, отмечает Tiroler Tageszeitung, стоит другое австрийское вино – «Землинг 88». Это белое вино, считающееся десертным. Его автором является Георг Шоу, который также состоял в нацистской партии.
Однако здесь возникает другой вопрос: почему австрийцы так нервно реагируют на подобную «хмельную идею» (тоже устойчивое идиоматическое выражение в немецком языке – Schnapsidee)?
Речь идет о том, что большинство австрийцев воспринимают себя сегодня в качестве жертв нацистского режима. Но, как отмечают некоторые исследователи, речь для них идет прежде всего о солдатах, павших в сражениях за Третий рейх, но не о жертвах в нацистских концлагерях и погибших участниках Сопротивления или казненных отказниках от службы в немецком вермахте. В Германии бытует злая поговорка об австрийцах. Они, мол, настолько ловкие ребята, что умудрились Гитлера сделать немцем, а Бетховена, который умер в Австрии, – австрийцем. В связи с этим стоит вспомнить, что австрийский канцлер социалист Франц Враницкий в 1991 году, выступая перед Национальным советом (парламент Австрии), заявил, что австрийцы также несут ответственность за причиненные человечеству страдания во время господства нацистского режима.
Память прошлого нет-нет да и вырвется наружу в том или ином конкретном случае.
Майерхофен–Москва
комментарии(0)