Авиньон во время фестиваля, не всегда к радости его жителей, заполнен «понаехавшими». Фото © Sharlie Evans/Festival d'Avignon
Авиньонский фестиваль – крупнейший театральный фестиваль мира по количеству постановок в одном городе за одно лето. Авиньонский фестиваль – это целый месяц спектаклей нон-стоп, трогательных представлений без слов, драматических пьес, собранных жизнестойкими директорами, сыгранных неутомимыми актерами, отсмотренных вдохновленными зрителями. Все это безумие жизни и бесконечной энергии проходит в Intramuros (в стенах) небольшого города Авиньона на юге Франции. И несмотря на 73-й сезон, фестиваль оставляет сладостное послевкусие, это фестиваль юный, бодрый, предлагающий свой взгляд на стремительную современность.
Авиньон – это приречные скалы возвышенного городка, обхваченные широкой Роной, где, по словам рыбаков, плавают сомы в 2 м длиной, и они, говорят, могут съесть человека. В центре Авиньона царствует Папский дворец. К нему ведут все узенькие и круговые улочки города. С началом фестиваля тихий провинциальный Авиньон превращается в настоящее городище: что только не городят приезжие артисты!
Главная улица Rue de la Republique затоплена резиденствующими труппами и приезжими зрителями. К счастью, в городе предусмотрены маршруты для тех, кто не хочет тесниться в толпе, – по обходным старинным улочкам, менее людным, более уютным, – так тоже можно добраться куда угодно. Но везде ликуют артисты, поджидают на каждом углу!
Большинство театриков фестиваля расположены в Intramuros города. За пару дней до открытия город оккупируют грузовики с декорациями и приезжие труппы. Местные жители плачут, не могут проехать, злятся на фестиваль, на артистов, на организаторов, на «понаехавших» туристов, кричат на всю улицу: как мне пройти к себе домой?! Но те авиньонцы, что торопятся не домой, а из дома – в театр, – эти жители сполна ценят тот шанс, что им выпал.
Авиньонский фестиваль делится на программу In, которая идет 20 дней подряд, и программу Off, длящуюся 24 дня. Это официальная и неофициальная программы фестиваля. Присутствуя на спектакле, уже не так важно, в рамках какой программы находишься, смотреть интересно все! Тем более что качество спектаклей абсолютно не имеет отношения к категории, в которой спектакль заявлен. Провалы и выстрелы случаются везде.
Самые дорогие билеты на Outside Кирилла Серебренникова в Авиньоне оказались на 50 евро дешевле, чем бывают самые д ешевые билеты в Гоголь-центре в Москве. Фото © Christophe Raynaud de Lage/Festival d'AvignonХ |
Экзотикой Авиньона являются сточные канавы, чей запах смело пробивается на поверхность. Чувствуешь себя как в позапрошлом веке, вонь поднимается словно с самого дна канализации. В начале фестиваля труппа думает, что зловоние продлится всего день. В следующую неделю работники театра терпят бесконечные жалобы артистов на несмолкающий запах. Через неделю, понимая, что заткнуть зловоние не представляется возможным, артисты затыкают нос (даже парижане) или стойко сносят исходящие из-под земли ароматы. Нечего жаловаться, дорогие артисты. Ведь если вы живете в фургоне во время фестиваля, вы можете приходить в театр мыться во время очередного Камю или «17-го октября» (многие французские авторы и режиссеры в этом году вспоминали в своих спектаклях Парижскую резню 17 октября 1961 года, когда французские жандармы жестко подавили демонстрацию алжирцев, выступивших против войны).
Во время фестиваля также происходит удивительный факт: переворачиваются существующие о зрителе и актере стереотипы. И именно зритель оказывается в доминирующей позиции, разгуливая по городу, как звезда. Угождайте публике, господа артисты! Раздавая флаеры, актеры обхаживают зрителя, соблазняют его яркими речами и костюмами, как сирены, заманивают сладостными песнями в логово своего спектакля и своей истории. Иногда зритель настолько привыкает к подобной церемонии, что, беря флаер из рук разгоряченного артиста, не церемонясь, начинает им обмахиваться – летнюю жару южного города, в этом году особенно удавшуюся, никто не отменял. Заметив недостойное применение своей программки, актерская гордость, раззадоренная праздничной атмосферой фестиваля, нагоняет актера, актер, в свою очередь, нагоняет обнаглевшего зрителя и сухо произносит: верните программку, я жду.
На то, чтобы ходить в театр каждый день несколько дней подряд, нужен определенный бюджет. Зрители приезжают минимум на несколько дней фестиваля. Сориентируемся по ценовым категориям: в Москве в Гоголь-центре на спектакли Кирилла Серебренникова цены от 4000 руб. и выше, а на Авиньонском фестивале на его постановки студенты отдают всего 14 евро или 10 евро по специальному предложению (800–1000 руб.), а взрослые – 20 евро (1500 руб.). И это в Европе, в одной из самых дорогих стран, на крупнейшем театральном фестивале мира...
Чтобы играть на Авиньонском фестивале, нужно в среднем рассчитывать на 30 000 евро в сезон, то есть на месяц фестиваля. Чаще всего французские труппы приезжают с грантами, оплачивающими половину этой стоимости. Однако вторую половину приходится добывать самим: на рекламную компанию, на проживание, на еду... Чтобы полноценно участвовать в летнем забеге, стоит пожить в Авиньоне минимум полмесяца. И здесь главный вопрос: зачем они это делают? Тратят столько денег и сил? Ответ прост: ради искусства и ради того, чтобы искусство жило, то есть кормило себя и своих «производителей». Ведь Авиньонский фестиваль является крупнейшим театральным рынком: актеры продают свой продукт, менеджеры театров совершают покупки – спектакли раскупаются на сезоны вперед.
Авиньонский фестиваль – это также время стажировок для студентов. Работать на фестивале съезжаются со всех уголков Франции: уборщиками, в техническую команду театра на свет и звук, в кассы на продажу билетов, на телефон бронировать билеты, на раздачу флаеров, на запуск зрителей... Деньги небольшие, но на них можно снять жилье на весь июль, успеть и, уложившись в заработный бюджет, походить по спектаклям. Интересно, как различные, казалось бы, не имеющие отношения к искусству структуры находят свои лазейки, дабы почувствовать себя причастными к фестивалю. Например, аптеки. Имеют, казалось бы, не самое прямое отношение к искусству, а тоже нашли себе применение. За месяц непрерывных спектаклей актеры зачастую теряют голоса. И тут на помощь приходит Potion magique, «волшебный напиток» для голосовых связок на основе трав, заполонивший аптечные полки с надписью S.O.S.
комментарии(0)