В XXI веке сознательное отношение к сортировке мусора – часть общей культуры человека и должно воспитываться с детства. Фото Андрея Ваганова
Проблема мусора – не деревенская, не городская и даже не государственная. Она – вселенская: тело человека полно мусора (в мозгу, крови, печени и др.); мусор закопан в землю, мусор – в реках, в озерах и морях, в океане и на его дне; мусор на космических орбитах. А кто‑нибудь готов обоснованно подтвердить, что мусора еще нет в глубоком космосе?
Как проблема обращения с мусором решалась в «первобытное» время?
Давно это было. В школьные времена (50‑60‑е годы прошлого века) мы с мамой или соседками по коммунальной квартире ходили на ближайший Даниловский рынок в Москве, и в палатке подмосковного совхоза из фляг большим черпаком нам в трехлитровый бидон наливали молоко. В тот же, но уже чистый бидон в другой раз наливали 3 л кваса из цистерны рядом с магазином «Поросенок» в бывшем Сиротском переулке (теперь улица Шухова).
Потом молоко появилось в стеклянных полулитровых, а затем и большего объема бутылках. Это уже была реально и многократно в будущем оплачиваемая покупателем тара иного класса. Однако ее можно было собрать, накопить и вернуть 15 коп. (за одну ополоснутую бутылку) в специальном помещении или в том же магазине. Бутылочный бой сдавали как бой в специальных павильонах для сбора стеклотары. Банки разного объема (по 5–10–20–30 коп.) и стеклотару от алкогольной продукции по 12 коп. А заполненные пустыми кефирными и молочными бутылками металлические ящики из толстой проволоки‑катанки отправлялись обратно на молокозавод для включения после помывки в очередной производственно‑продажный цикл.
На смену литровым молочным бутылкам пришли знаменитые полулитровые и 250‑граммовые двухслойные пакеты‑тетраэдры (пирамидки), которые уже не разбивались. Этой тарой удобно было воспользоваться на улице (например, выпить «стакан» молока), а после использования пакеты легко сминались и уходили в мусорное ведро. Даже для подсолнечного масла были «постоянные» многоразовые бутылки, которые наполняли в магазине половником через воронку из большой фляги. И даже керосин для керогазов так же продавали в керосиновых лавках.
Сахарный песок, крупы, конфеты, кусковой сахар, сушки, макароны, сливочное масло, колбасу или сыр, мясо или рыбу покупатели уносили из магазина упакованными в кульки из грубой или вощеной (для сливочного масла, ветчины, икры) бумаги, а сыпучие – в домашние самодельные тканевые мешочки. Бумагу, кстати, собирали и сдавали вместе с многочисленными выписываемыми прочитанными газетами и журналами, получая по желанию или очень небольшие деньги, или вместо денежного эквивалента – заветный талон на приобретение книги…
Но в конце 60–70‑х и до советского быта добралась эпоха пластика.
Хлеб, шоколад, торты, крупы, а в молочном отделе – практически все расфасовано в пластиковую тару или в бумажную, реже – в металлофольгу (все это уже заложено в цену продукта).
Пойманные в аквариуме рыбного отдела свежий карп, карась и прочая fish тоже отправляются в пластиковый пакет. Чаи и кофе – в жестяных (с крышками) или бумажных коробках, в одинарных пакетиках с ярлычками (вплоть до двойных порционных) – тоже уложены по счету в пластиковые разноцветные коробочки разного калибра, в стеклянные банки с завинчивающимися крышками, в красивые жестяные банки с крышками (могут использоваться в дальнейшем).
Сегодня даже мебель – деревянная, металлическая, даже пластиковая? – вся обязательно обернута в широченную плотную и прочную пластиковую ленту или чулок и вдобавок перемотана прочной пластиковой узкой лентой с фиксацией.
Бытовая химия, чулки‑носки, белье постельное и нательное, бумажные салфетки, фруктовая газированная вода и вообще практически все‑все‑все для удобства покупателя и, конечно, продавца (меньше мороки! ) упаковано и расфасовано в пластик. А еще вошли в обиход пакеты‑майки и плоские пакеты с прорезными ручками. При этом, следует заметить, пакеты эти стали красивыми, с разнообразными лейблами торговой сети (то есть покупатель при этом является вольнонаемным и неоплачиваемым рекламоносителем). Правда, рвутся и лопаются очень быстро…
Ежедневный итог жизнедеятельности человека умещается в мусорном ведре и мусорном пакете. Из чего же складывается наполнение, например, моего домашнего мусорного ведра?
В основном это многочисленные и разнообразные остатки еды, разная пластиковая и стеклянная тара, протертый линолеум и другие, выдуманные для удобства потребителя и зачастую предупреждающие его желания изделия. Бумага: газеты, брошюры, ненужные книжки, чеки, рецепты, выписки, удушающе многочисленные рекламки‑проспекты, пакеты, картонные коробки и коробочки… Изношенная одежда и обувь, осколки цветочных горшков, сломанные чемоданы и зонтики, детские игрушки, флаконы от косметики, платяные вешалки… Всего и не перечислить. А есть еще опасные электролампочки, батарейки, градусники, краски и лаки, просроченные лекарства и многое‑многое другое.
В квартире, где я обитаю уже 50 с небольшим лет, кухня малюсенькая, всего четыре с небольшим квадратных метра. Понятное дело, что специального места для раздельного сбора мусора дома у меня, мягко говоря, маловато. Поэтому обхожусь одним, правда, довольно вместительным пакетом (в него я складываю бумагу), в который вложен другой пакет (куда я собираю разнообразный пластик). Есть еще два пакета – для весьма немногочисленного металла и стеклянной тары (довольно многочисленных флакончиков от парфюмерии, аптечных, редких бутылок от сока).
По весу собранный за неделю пластик, стекло, металл и бумага составляют килограмма полтора‑два, не более. Когда объемный пакет и три других наполняются до вызывающе неприличных размеров – а этот момент наступает примерно каждые три‑пять дней, – я в двух руках и в двух пакетах отношу все это к мусоросборникам по трем маршрутам. Но… Все они расположены в двух‑трех автобусных остановках от моего дома. Кошмарно неудобно!
Наконец, гипотетически есть, вернее, могла бы быть и четвертая точка размещения контейнеров для раздельного сбора мусора. Это двор моего (и каждого в принципе) дома, где на углу в несколько традиционных металлических контейнеров под одной крышей почти вся округа скидывает навалом пакеты с бытовым мусором. Ведь эта точка – по пути к транспорту для всей этой округи. А около нашего дома остановка более чем для 12 видов городского транспорта по дороге к метро. Однако мои многочисленные обращения в ГБУ «Жилищник» об организации раздельного сбора мусора именно в этом месте кончаются ничем. ГБУ не видит целесообразности и возможности реализации моего предложения. Интересно, что на мое обращение по этому вопросу мне ответили, что возражают «депутаты». Почему?! И почему от моего имени?! Ведь они даже живут не в этом микрорайоне!
И тут возникает интересная, но абсолютно не осознаваемая жителями (но не продавцами товаров и не утилизаторами) проблема: ведь ТБО – это тоже продукт, который чего‑то стоит! И предприятие – переработчик ТБО, по идее, тоже должно за него заплатить тому, кто этот продукт передает на переработку для изготовления материала и производства нового продукта. То есть нам, покупателям морковки или конфет, или рыбы, или стирального порошка, или яиц, или холодильника и т.д.
Однако сегодня вопрос перевернут с ног на голову: все озабочены только одним – какую цену назначить, сколько содрать с жителя за сбор ТБО? А совсем не сколько заплатить ему за сбор ранее купленного жителем упаковочного материала, собранного жителем и передаваемого на дальнейшую переработку как товара.
Сколько же лично мне будет стоить реализация госпрограммы утилизации ТБО и других отходов? Ведь мне вменяется в обязанность вымыть, очистить использованный в качестве упаковки пластиковый пакет, бутылку и т.п. То есть затратить дорогущую воду, электроэнергию, а самое главное – затратить время на сбор и сортировку мусора, а также за доставку к контейнеру. В моем, например, варианте – это преодоление пути к контейнеру, время и усилия на саму высыпку разномастного мусора в неудобные контейнеры, регулярные сбор и сортировка мусора в крошечной кухне. И я же еще заплати за все это!
Тем не менее эту проблему необходимо решить. И чем скорее, тем лучше для всех нас. Но без обременения только жителей‑покупателей!
комментарии(0)