В последнее время появились семейные так называемые бутиковые винодельни. Фото автора
С детства меня увлекали книги о путешествиях и истории. Когда же повзрослел и появилась возможность путешествовать по миру, поначалу основными местами притяжения для меня были крепости, замки, древние руины… А через какое‑то время совершенно органичным образом в число интересов вошли вино и виноделие исторических мест.
Вино всегда имело значение в жизни людей гораздо большее, чем просто веселящая жидкость в сосуде. С давних времен оно было непременным атрибутом религиозных церемоний и праздников, за многими винами есть своя история и свои персоналии, оставившие след в истории человечества.
…Несмотря на то что Израиль считается страной винного «Нового Света», он находится в одном из старейших винодельческих регионов планеты. На территории Древнего Израиля, корни которого уходят глубоко в библейские времена, виноделие было известно еще за 2000 лет до того, как греки и римляне привезли лозу в Европу. Во времена римского правления вино из Древней Иудеи экспортировалось в амфорах и в соседний Египет, и в Рим. После арабского завоевания в VII веке н.э. и введенного запрета на алкоголь многие виноградники были уничтожены. Несколько веков спустя крестоносцы, пришедшие освобождать Святую землю, на короткое время возобновили выращивание винограда в Вифлееме и Назарете. Возрождение было недолгим, рыцари вернулись в Европу (кстати, привезя с собой некоторые известные ныне сорта винограда, такие как «Шардоне», «Мускат» и «Шираз»).
Имя человека, благодаря которому началось возрождение современного виноделия Израиля, – барон Эдмон де Ротшильд, член французской династии банкиров и общественных деятелей еврейского происхождения, владелец Château Lafite‑Rothschild – одного из поместий Бордо.
В 1882 году с его помощью была создана винодельня Carmel – крупнейший на сегодня производитель, были построены две большие винодельни с подземными погребами в Зихрон‑Якаве и Ришон‑ле‑Ционе – городках, основанных в том же 1882 году при содействии барона Ротшильда. Кроме финансовой составляющей им была оказана неоценимая организационная и технологическая поддержка: с его Château Lafite были привезены саженцы различных сортов винограда, первым виноделами Carmel были виноделы из Бордо, а консультировал Carmel главный винодел Château Lafite.
Кстати, эти самые исторические погреба Carmel в Зихрон‑Якаве, что недалеко от города Хайфа, открыты для посещения туристов. Любопытно, что здесь в разное время работали три будущих премьер‑министра Израиля, а величайшая личность Государства Израиль, Давид Бен‑Гурион, один из его основателей и первый премьер‑министр, в молодости работал в погребах этой винодельни.
Местный покупатель предпочитал пить простые и дешевые вина, поворот в сторону качества произошел только в 1980‑х годах, когда появился опыт производства уже из Нового Света – из Калифорнии. Golan Heights Winery – вторая крупнейшая винодельня страны, популярные марки которой Yarden, Hermon, Gamla можно часто встретить за пределами Израиля.
Молодые виноделы находятся в постоянном поиске методов производства. Фото автора |
Владелец винодельни Vortman, Хай Вортман из Хайфы, еще несколько лет назад работал в компьютерной индустрии, а сейчас сосредоточен только на своих 6 гектарах виноградников. Семейная пара Рав‑Хон основала единственную «белую» винодельню в Израиле Sphera – у них только пять этикеток белого вина.
Самые топовые винные консультанты работают с местными производителями: Tzora Vineyards, вина которого имеют оценки 93–94 балла от Роберта Паркера, возглавляет единственный в Израиле Master of Wine, a консультирует Jean‑Claude Berrouet бывший главный винодел Petrus.
Другого известного производителя, Amphorae, консультирует известнейший в мире вина Мишель Ролан – владелец десятка и консультант более 100 виноделен по всему миру.
Известнейшие международные винные журналы пишут про Иудейские Холмы и «иудейскую четверку» – Judean Hills Quartet – четыре известных в мире производителя Tzora, Sphera, Domaine du Castel, Flam Winery, объединившихся для продвижения своего винного региона в мире.
И главное, что происходит сейчас – это переход от классического «новосветского» южного стиля: мощные тельные красные и белые вина с высоким алкоголем и сильно ощутимым влиянием бочки в аромате и во вкусе к винам в стиле Старого Света: свежесть, легкость, питкость (обозначение степени усвояемости продукта).
Кто бы еще недавно мог подумать, что один из новых модных регионов – это пустыня Негев! Виноградники на каменистых бедных почвах прямо посреди пустыни, где уникальный микроклимат и серьезная разница между дневной и ночной температурой позволяют делать волшебные, легкие и питкие вина на основе сортов винограда: «Мальбек», «Каберне Совиньон», «Пино Нуар», «Шардоне».
Молодые виноделы получают европейское образование, проходят практику и находятся в постоянном поиске сортов винограда и методов производства.
Это невероятно, но многие маленькие винодельни высаживают и производят вина из 10–15 сортов винограда, что не очень эффективно с точки зрения дохода, но очень интересно новому поколению увлеченных своим делом виноделов – и это находит встречный интерес у растущей группы молодых любителей вина в стране.
Говоря о винах Израиля и их особенностях, необходимо упомянуть такой известный факт, как кошерные вина. С точки зрения самого вина никакой разницы нет – небольшой штамп на задней этикетке бутылки имеет значение только для религиозных евреев, соблюдающих кашрут. Для остальных любителей вина этот знак – скорее гарантия качества органически выращенного винограда и Vegan Frendly вина – одно из правил запрещает использование каких‑либо материалов животного происхождения в процессе производства (например, яичного белка, обычно используемого для очистки вина). Также ряд правил относится к самим виноградникам, а именно: в первые три года жизни лозы нельзя использовать ее плоды для производства вина, и каждые семь лет лоза должна отдыхать.
Фактически весь процесс виноделия, включая сбор урожая, ферментацию, розлив и выдержку, будет таким же для кошерного вина, как и для некошерного. Разница в том, что в первом случае только религиозные евреи могут прикасаться как к продукту, так и к любому оборудованию, участвующему в процессе производства.
Поскольку рынок Израиля в основном кошерный, все крупные производители создают кошерные вина. А вот для бутиковых производителей это не такой актуальный вопрос – большая часть из них некошерная. Мой знакомый винодел покинул крупного производителя Recanati и перешел в небольшую винодельню Sea Horse только потому, что ему самому нравится работать руками на винодельне и пробовать из них вино.
Вот и для меня большое удовольствие иметь возможность пробовать и сравнивать вина из бочек и бутылок, дегустировать экспериментальные сорта и видеть, как зарождается новая волна местного виноделия. За изменениями, происходящими прямо на твоих глазах, так увлекательно наблюдать!
комментарии(0)