Сандуны стали неотъемлемым символом Москвы, как, например, Красная площадь. Фото Евгения Никитина |
Так вот, первым делом, что я сделаю, чтобы прийти в себя от столь длительного сидения-лежания – хотя сидим-лежим и не на печи, и не 33 года, как Илья Муромец, – пойду в Сандуны, которые, слава богу, пережили все безумные идеи всех московских градоначальников и стоят себе на углу Неглинной улицы и Сандуновского переулка такими же, как задумал их и возвел в 1808 году обрусевший немец Фрейденберг.
Нет, я, конечно же, пойду и в Театр Вахтангова на спектакль «Нижинский. Гениальный идиот», посмотреть который все откладывал и откладывал и дооткладывался, и на выставку Юрия Анненкова («Революция за дверью») в Музей русского экспрессионизма – собирался-собирался, да так и не собрался, да еще черт-те куда пойду, в Москве есть что посмотреть и удовлетворить свои художественные потребности.
Но это все потом – сначала в баню.
Чтобы размять онемевшее тело и вновь почувствовать вкус к жизни.
Сандуновские бриллианты
Однако, прежде чем о бриллиантах, скажу несколько слов об архитекторе Борисе Фрейденберге, который прославился не только своим проектом бань, но и многими другими, ну, скажем, и (совместно с другим архитектором – Михаилом Чичаговым) больницей и домом призрения им. братьев Бахрушиных на Стромынке, и так называемым старым корпусом Музея русских древностей Петра Ивановича Щукина на Малых Грузинах. Но москвичи, любители банных удовольствий XIX века, как-то про него забывали – все знали, что если бы не актер Сила Николаевич Сандунов, то никаких Сандуновских бань и в помине не было. Потому что именно он, блиставший на сценах Петербурга и Москвы, игравший, как сообщает нам всезнающий словарь Брокгауза и Ефрона, роли «плутоватых слуг и подьячих», и возвел бани в самом центре Москвы, которые, как сказали бы в наше время, в одночасье стали культовым сооружением города.
Сила Сандунов без ума был влюблен в прехорошенькую актрису Елизавету Уранову и однажды повел ее под венец.
Екатерина II была страстной поклонницей его игры и на свадьбу преподнесла подарок – роскошные бриллианты.
Сила Николаевич был умом сметлив, в жизни хваток. И решил вложить бриллианты в дело. Выручив за них огромные даже по тем временам деньги – императрица на подарок своему любимцу не поскупилась, – приобрел участок земли по реке Неглинной, предполагая выстроить на нем жилой квартал с модными магазинами, но потом передумал и все деньги вложил в строительство бань. Сам ли он принял такое решение или поддался уговорам Лизаньки – некоторые сегодняшние описатели старины утверждают, что поначалу баньку он хотел возвести не общественную, а личную, в своем доме, дабы угодить молодой жене (по мне, так угождают не этим), но пока то да се, склонился к построению бани не для отдельно взятой жены, а для общества – с удобствами ранее в Москве не виданными. Постепенно Сандуновские бани превратились в клуб, пусть и голый, в котором все, даже сливки московского бомонда, зачастую пренебрегавшие привычным Английским клубом, были равны в силу, если так можно выразиться, своей приоткрывшейся наготы. И со временем стали неотъемлемым символом города, как, скажем, Красная площадь.
Сандунов не ошибся и вошел в историю как основатель бань своего имени, тем самым увековечил себя не только в истории Москвы.
Вяжите веники
Ну а теперь тем, кто, так же как и я, уцелеет разумом, выйдет нормальным из охватившей мир психастении (которую навлек коронавирус) и начнет свою посткарантинную жизнь с бани, позволю себе напомнить, что ходить в эти сооружения, давно превратившиеся в сакральные, лучше с веником.
Еще совсем недавно, до очередного обрушения родного рубля, в московских банях даже самый обыкновенный стоил не дороже 60–70. Сейчас не знаю, поскольку самоизолировался, да и бани все позакрывались. Сколько будет стоить, когда вирусная лихорадка (во всех смыслах) кончится, тоже никому не ведомо, но, думаю, если и подорожает, то ненамного.
Однако, если все-таки хотите сэкономить (лично я на таких мелочах предпочитаю не экономить), то можете связать сами, тем более что овладеть этим ремеслом, или искусством, кому как нравится, не так уж и сложно. После того как овладели и связали, просушите в сухом месте.
Но все-таки лучше покупать эти орудия у мелких прибанных торговцев. Очень хочется надеяться, что этот уж совсем мелкий бизнес выживет и вернется на свои места. И тогда вам предложат самые разнообразные веники – и березовые, и дубовые, и липовые, и можжевеловые, и рябиновые, короче, на любой вкус. Но если вы думаете: какая разница, лишь бы с веником, то вы ошибаетесь. Веник венику рознь, опытные парильщики, как заправские медики, вам объяснят, что березовые помогают при болях в суставах и ускоряют заживление ссадин; дубовые подходят людям с нездоровой кожей, они обладают подсушивающим и противовоспалительным эффектом; липовые полезны при простудных заболеваниях; можжевеловые предупреждают респираторные заболевания; рябиновые обладают тонизирующим воздействием, а крапивные, о которых я не упомянул и которыми пользуются, так сказать, банные эстеты, помогают при невралгии, ломоте и боли в суставах.
Так что выбор за вами – смотрите, что вам более всего необходимо после столь длительного карантинного заточения.
С чем ходить в баню?
С кем – понятно. Можно с друзьями, которые тоже захотят размяться перед возвращением к прежней нормальной жизни. Можно с женой, можно и просто с любимой женщиной. Если вы мужчина, а не наоборот. В Москве уже давно появились такие бани, где, с кем бы вы ни пришли, хоть с ведьмой, хоть с чертом лысым, никто на вашу спутницу или спутника и не посмотрит, если, конечно, она не Катрин Денев, а он не Майкл Дуглас. Ни паспорт со штампом, ни тем более брачное свидетельство с вас не потребуют. Только деньги. Думаю, что ничего не изменится и в посткоронавирусном мире. Может быть, цены. Но, в конце концов, вы идете за удовольствием, а за удовольствие, тем более за голое, всегда платили – и до COVID-19, и после. Мир, конечно, изменится до неузнаваемости, но не до такой же степени – я в том смысле, что платить придется, и, между прочим, не только за удовольствия.
Надеюсь, что банный сервис останется на высоте. Может быть, не такой, как раньше, но все же.
Ну и если говорить, с чем ходить, то лучше с едой и питьем (о вениках я уже говорил). Хотя в наши дни редко встретишь баню, где не было бы своего буфета, то бишь бара, а то и ресторана. Но лучше все-таки со своим – оно вкуснее и полезнее. Только с едой не переусердствуйте – легкую закуску предпочтите тяжелой. Как говорили древни: все хорошо в меру. Для бани – особенно. Не берите с собой водку и другие крепкие алкогольные напитки, уж если выпить невтерпеж – ограничьтесь пивом, а лучше чаем, водку можно и потом, дома, вместе с женой.
Кто есть ху
Мужчины, как известно, ходили (и будут ходить) в баню не только для того, чтобы попариться, но и для того, чтобы пообщаться в неформальной, в буквальном смысле голой обстановке с друзьями. Поговорить о футболе и хоккее, ну а когда сильно выпьют да не в меру разойдутся, то и о тех, кто украшает нашу жизнь. Хотя некоторые – неразумные и горячие – высказывали и такие мысли: все они… ну, сами знаете, кто.
А вот женщины прежде всего ходили (и будут ходить) в баню за красотой и здоровьем. Нет, конечно, и выпить могли, и пощебетать о своем, о девичьем. Да и мужикам выдать под полную завязку давно всем нам известное – мол, какие же они все сволочи! Но о главном никогда не забывали. То есть о красоте и здоровье – о внешней чистоте тела (про внутреннюю не говорю, ее чистой не баня делает) беспокоились.
«Я сомненья в себе истреблю…»
Театр начинается с вешалки – баня с парилки. Для начинающих свою банную жизнь скажу: перед первым заходом никогда не мойтесь мылом, просто ополоснитесь под душем – мыло грязь смывает, но закупоривает поры. Не поднимайтесь сразу на верхний полок, стрессов вам хватает и не в голой, обычной, не банно-расслабляющей короткой жизни. Поначалу привыкните к жару. Посидите немного на нижнем, а потом – «все выше, выше и выше…». Когда пропотеете, сразу под душ на одну-две минуты, не переохлаждая тело.
Ну а затем, отдохнув в предбаннике, это я уже ко всем любителям русской бани обращаюсь без всяких половых различий, можно опять заходить в парную и смело взбираться на самый верхний, где стоит самый настоящий жар, который и обновит ваше тело до неузнаваемости. Взобравшись, не стойте и не сидите – лучше лягте, в таком положении жар равномерно, если можно так сказать, обволочет ваше тело. И задумайтесь о чем угодно. Можно даже о вечном. Но мне почему-то всегда приходил на ум Высоцкий, помните:
Протопи ты мне баньку,
хозяюшка,
Раскалю я себя, распалю,
На полоке, у самого краюшка,
Я сомненья в себе
истреблю…
Думаю, что и на этот раз придет.
Потому что в послекарантинном мире, ох, как зазвучит: «Я сомненья в себе истреблю…»
И, конечно же, берегите себя в этом новом поствирусном мире.
комментарии(0)