Много новшеств появилось в нашей привычной жизни. Фото Pixabay
Коронавирус пока еще бушует на планете. Его не остановили окончательно, решив (на самых верхах в разных странах), что скорее всего новые вспышки и волны будут, но пора восстанавливать экономику. Ох уж эта экономика!
То, что он, вирус, сотворил с миром за полгода, не мог представить, уходя на зимние каникулы, ни один самый умный или самый ушлый правитель, ни один предсказатель или экстрасенс. Только ученые, но их особенно не слушали. Вроде времена осмеяния науки давно прошли, но опять мы имеем то, что имеем. Многие сильные мира сего просчитались, понадеявшись на себя или на таких же не очень сильных знатоков в области медицины.
Но если бы кто-то из верхов знал заранее, что грядет, то кому-то сейчас было бы значительно лучше. А ведь плохо всем и везде. Выигравших от разгула вируса нет – тех, которым было бы не страшно, спокойно, комфортно. И вроде мир не сошел с ума в самом начале эпидемии, но он как бы растерялся. Как люди, которые, когда что-то случается, вдруг начинают паниковать и ведут себя странно. Как ответственные за спасение пассажиров «Титаника» были уверены в надежности корабля и мысли не допускали о катастрофе. Как опытный водитель, перепутавший педаль газа с педалью тормоза в момент аварии. Как бывалый полководец, недооценивший врага.
К врагу нельзя относиться снисходительно. Его надо уважать. По крайней мере стараться. Легкомысленность, бесшабашность, зазнайство порой играют с нами злую шутку. Бесшабашность вдруг переходит в безбашенность, легкомыслие – в глупость, зазнайство – в надменность. И тогда случается трагедия. Пришла беда, а мы постарались ее не заметить. И поплатились. Мы все.
Впервые о новом вирусе в Китае, провоцирующем атипичную пневмонию, сообщили 31 декабря 2019 года. Мир не напрягся, услышав такое. Мир готовился к новогодним вечеринкам, примерял наряды, ждал подарков, шампанского, загадывал желания и целовался со всеми подряд (эту привычку многие вспомнят через месяц-полтора недобрым словом). А тогда... Вирус? В Китае? И что? Как будто Китай – другая планета, а не часы перелета в современном мире!
Мы оказались перед страшной бедой и невидимым врагом. Фото Pixabay |
Мир разделился. И потерял время. Болезнь перешагнула барьеры. Мир жил теориями недоверия, заговора, паникерства, незнания. Отдыхал на одних каникулах, других, зимних лыжных и зимних морских, мартовских – и вдруг (вдруг?) обнаружил, что серьезно болен. И болезнь настолько глубока и повсеместна, что пора заламывать руки и биться в исступлении – уже и смерть стала повсеместной хозяйкой...
И мир опомнился. Осознал, что болезнь страшна не в одной конкретной стране. И случилось, как бывает в семье, где нашкодившие малыши тычут один в другого, оправдываясь перед родителями: «Это он! Это не я!» Родителям рыдающих спорщиков поначалу не важно, почему слезы, крик, тумаки, царапины. Мамы-папы норовят сначала успокоить, развести драчунов, остановить слезы и всхлипывания. Прекращают скандал, а уж потом, в тишине и мире, выясняют, кто виноват, кто начал, спровоцировал, а кто невинно пострадал. Позже будет «ну-ну-ну» и наказание виновному. Поначалу резко, не выжидая, остановить драку, избежать новых синяков, побоев, увечий. Выяснять надо, но потом.
С пандемией, увы, не получилось как с детским скандалом. Глобальный родитель (ООН? ВОЗ? Всемирный банк?) авторитетом и громогласным окриком не вмешался вовремя, не запретил, не растащил по углам, пустил конфликт на самотек. Три месяца полетов – перелетов, презрения к маскам и насмешек над согласными их носить, поездок в круизы и на курорты. И как следствие, корабли-призраки, поезда-лазареты, автобусы – «летучие голландцы», заполненные вперемешку уже заразившимися и еще здоровыми. И новые и новые больные.
Мир все же укрылся в карантине, ушел работать и учиться удаленно, прервал общение, забыл про поликлиники и торговые центры, ощутил свои дома настоящими крепостями, перестал гулять и есть в ресторанах, закрыл музеи, театры, кино, отложил путешествия, о жизни снаружи стал узнавать из электронных медиа, надел маски (над которыми сначала смеялся и отрицал, а потом днем с огнем не мог разыскать), спирт стал лить на руки и на все, что можно этими руками потрогать. Мир забыл о поцелуях и дружеских объятиях при встрече. И много-много еще всяких новшеств появилось/отменилось в нашей привычной жизни.
Кто-то считает маску уже ненужной. Фото Pixabay |
Оказалось, людей эгоистичных, откровенно неграмотных, презирающих науку (что особенно обидно, поскольку современная цивилизация предполагает всеобщее образование), довольно много во всех странах. Хотя они знают о миллионах зараженных, сотнях тысяч умерших, им как бы все равно. Кто-то маску считает неудобной (или ненужной), такими же перчатки и другие защитные средства и по-прежнему уверен, что от них никакого прока, один только вред. Они полагают, что сами здоровы – симптомов нет, а бессимптомность вируса считают преувеличенной глупостью. Эти COVID-диссиденты часами рассуждают о заговорах, забивая этой «темой для размышления» почту и социальные сети. Они навязчивы, все остальные для них – глупцы и паникеры. Многие доводы сводятся к выгоде производителей «COVID-амуниции». Напоминания о мытье рук и гигиене их раздражают, они кичатся тем, что приучены «к элементарному с детства», считают напоминания ерундой и болтовней для малограмотных и слаборазвитых. Им не нужны объяснения и обучение. Они «давно выросли» (как будто другие нет). Они не задумываются, откуда берутся все новые больные. Не понимают, что все равны перед этой болезнью.
В любой ситуации ценно мнение каждого индивида, если он профессионал. Но в этой ситуации многое зависит от всех. Наверное, в борьбе с COVID-19 миру поначалу не хватило профессионалов, а профессионалам не хватило профессионализма, чтобы грамотно убеждать, не вызывая насмешек у тех, кто в COVID-19 и его смертоносную силу не верил, а позже не захотел отказаться от своих убеждений, хотя смерть уже была повсюду. Может быть, еще не поздно остальных обезопасить от тех, кому все нипочем и море по колено?
И наконец-то дождаться вакцины или действенных лекарств.
комментарии(0)