В азиатских мегаполисах ношение масок давно стало привычным делом. Фото Reuters
Всего несколько месяцев коронавируса совершили революцию в головах у большинства москвичей – выйти в люди с маской на лице теперь не эпатажный поступок, а обычное дело. Те, кто еще недавно критиковал идею ношения масок, узнав, что их друзья и коллеги попали с высокой температурой в больницу, сами закупают себе респираторы и здороваются только по-коронавирусному, локтем. Судя по тому, что говорят врачи, маски останутся с нами надолго и, если оценить, как стараются дизайнеры и производители текстиля, в будущем могут стать еще одним аксессуаром жителя мегаполисов.
Пару лет назад я решила остаться дома из-за простуды и именно в этот момент коллегам срочно потребовались документы из запертого на ключ шкафа. Ключ, как это бывает, оказался у меня. Ехать до работы мне всего пару станций, а потому решила заскочить на работу, помочь товарищам. Человек я ответственный, поэтому, чтобы ненароком не заразить их, надела маску, которую купила как сувенир, отдыхая в Таиланде. Те, кто бывал в азиатских странах, знают, что местные жители носят маски где угодно. Иногда это можно было объяснить – например, когда закрыто лицо скутериста, несущегося по пыльной ханойской дороге или среди пекинского смога. Иногда – например, в случае с гонконгским таксистом, который в одиночестве ждет клиента, – обосновать появление маски на лице было сложнее. «Ну чудные! – говорила моя подруга, рассматривая толпу младшеклассников, которые все как один в масках пришли в музей в Сеуле. – У нас бы сразу все эти маски поснимали и потеряли».
Масок на самом деле я купила две, причем многоразовые, что для нас было экзотикой, – одну в стиле «я у мамы доктор», вторую повеселее, со свиным пятачком. Ее я на работу надевать не стала.
– Вот и Юлек с Эболой приехали, – пытался пошутить коллега, забирая у меня ключи. – Ну ты бы еще скафандр надела…
Юмор я не оценила, но на обратном пути в метро обнаружила, что на мне останавливаются взгляды пассажиров, – люди, видимо, пытались понять, как ко мне относиться. Человек в медицинской маске. Зачем он ее надел? Если он опасно болеет – зачем его выпустили из больницы? Если он не заразный – чего в маске ходить?
После того случая маски так и лежали у меня где-то на дне комода до тех пор, пока мир не был атакован коронавирусом, а опасность COVID-19 оказалась актуальной и для нашей страны. Оказалось, что надо носить маски, но поначалу их было сложно достать. Когда друзья и родственники начали обсуждать, в какой аптеке можно найти средства защиты, я выкопала свой запас и пустила его в дело. Наблюдения за горожанами же продолжила. Удивление при виде человека в маске длилось лишь несколько дней, затем еще недавно удивлявшиеся пассажиры сами облачились в маски, а потом стали с изумлением смотреть на тех, кто появлялся в вагоне с «лицом наголо».
Постепенно менялись не только люди, но и средства защиты. Поначалу те, кто заботится о своем здоровье, ходили только в зелено-голубой гамме, затем в транспорте появились модники в черных масках, потом началась настоящая вакханалия: повязки самосшитые, строительные респираторы, закрывающие низ лица банданы. Мне попался даже человек в противогазе. Позже появились многоразовые маски – из синтетических материалов, из хлопка, но в основном одноцветные. И вот только после этого в ход пошли маски с надписями, узорами, разных цветов.
Не раз и не два мне приходилось спорить с друзьями по поводу масок. Один из товарищей кипятился: «Намордник ваш этот ни от чего не защищает, только душно в нем, а коронавирус – не страшнее гриппа». Показала ему видео с записью того, как распространяется воздух в помещении при чихании человека в маске и без нее, думала, может, подействует, и была поражена, когда увидела его через пару недель с закрытым лицом. Неужели мой авторитет так много значит, думаю… Оказалось, образумился приятель только после того, как его сестра, которая не верила в коронавирус, отлежала больше недели в тяжелом состоянии в Коммунарке. «Неужели кому-то нужны такие жестокие примеры, – задавалась вопросом я. – Неужели люди не желают предотвратить беду, защититься как-то или хотя бы сделать максимум, чтобы не заболеть?» Другой мой приятель говорит: «А что ты хочешь, меня пока как-то раз не оштрафовали за появление без маски, я и бегал без нее, на некоторых действует только угроза наказания».
Я все же лучшего мнения о людях, и они подтверждали мое расположение к человечеству. Московские власти отмечают, что именно дисциплинированность горожан и быстрый тотальный переход на новую моду привели к тому, что коронавирус не распространился так широко, как мог, и не принес столько бед, как в некоторых странах Европы и в США.
Некоторые пассажиры московского метро старались защититься от заразы максимально эффективно. Фото PhotoXPress.ru |
То, что маска становится важным элементом образа для жителя современного мегаполиса, можно понять по тому, как бизнесмены и представители индустрии моды взялись за эту тему. Разного рода повязки и респираторы дизайнеры модных домов изготавливают из хлопка, шелка, экокожи, украшают вышивкой, стразами, цветами. Свои варианты выпустили Fendi, Chanel, Comme des Garsons и Maison Margiel. Для тех, кто не интересуется модными тенденциями, есть обычные медицинские маски разных классов защиты, а любители кройки и шитья могут сами изготовить себе маски с учетом рекомендации вирусологов. Москвичи привыкли к быстрой смене моды, и люди с закрытыми лицами для них уже тоже привычная картина. Не исключено, что через некоторое время человек без маски в транспорте будет восприниматься так же, как если бы кто-то оказался на публике без важного элемента одежды, например мужчина остался без штанов или рубашки.
комментарии(0)