0
7812
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.01.2021 16:50:00

Нация, унесенная призраками

Магия в Индонезии как повседневность

Оксана Коткина

Об авторе: Оксана Андреевна Коткина – востоковед, журналист.

Тэги: индонезия, мистика, призраки, хоррор, духи, фольклор


индонезия, мистика, призраки, хоррор, духи, фольклор В тропиках умственные способности подвергаются необратимым изменениям. Фото Reuters

Индонезия не из тех стран, что очаровывают с первого взгляда. Слишком много бедности и неустроенности. Один индонезийский пантун, назидательное четверостишие, гласит: как червячок из ручья попадает в реку, так и любовь западает в сердце из глаз, то есть зависит от внешней привлекательности. Однако внешность, поверхность, видимость – не в приоритете у индонезийцев. Эту страну нужно чувствовать сердцем.

Возможно, это влияние сложных климатических условий: соображать в условиях перманентной сауны довольно сложно. Американские правительственные структуры даже накладывают ограничения на доступ к постам определенного уровня для лиц, которые более трех лет провели в тропических странах Азии. Считается, что когнитивные способности в таких условиях подвергаются необратимым изменениям.

Принципы формальной логики перестают действовать в этом уголке планеты, находящемся в буквальном смысле между мирами: подводным – постоянно подступающим океаном, воздушным – в виде ураганов, и огненным – цепь действующих вулканов оковывает страну кольцом.

Во время извержения вулкана Агунг на острове Бали в 2017 году индонезийцы искали объяснений случившегося не в сведениях геологоразведки и истории климатических наблюдений. Нет, они решили, что причиной извержения стало духовное падение балийцев. «Почему это случилось сейчас? Это зависит от искренности индонезийского народа. Балийцам необходимо пересмотреть свои духовные устремления и умонастроения», – цитировало местное общественно-политическое издание губернатора Бали Маде Мангку Пастику.

Все же атмосфера в Индонезии настолько плотная, что кажется реальнее реальных объектов. Шумы, звуки, цвета – все преломляется в этом сгущенном воздухе. Все без исключения индонезийцы, с которыми я знакома, имеют личный опыт встречи, общения и иных контактов с различными духами и привидениями, по поверьям, населяющими эти острова. Говорить о привидениях не зазорно, это вполне понятное и общественно принимаемое объяснение событий. А концентрация событий, объяснить которые законами физики непросто, здесь почему-то и впрямь повышенная.

Однажды я возвращалась с работы и ко мне подбежали дети других сотрудников. Очевидно, я была первым прошедшим мимо взрослым. «Там наши машинки сами двигаются», – закричали они. Я постаралась улыбнуться: «Не может быть. Вы, наверное, заигрались и не заметили, как сами их подвинули». Я обняла малыша, но чувствовала себя совсем не так уверенно, как пыталась показать. Мне и самой бывало тут неуютно.

Жилой комплекс был расположен в пяти минутах ходьбы от здания конторы. Атмосфера и там, и там мне категорически не нравилась. Дышалось тяжеловато, но я убеждала себя, что все дело в смоге и высокой влажности воздуха. Кроме того, здание старое, окна не открываются, плохая вентиляция, думала я, в который раз возвращая регулятор температуры на уже не раз выставленную мной отметку. Почему-то ручка все время оказывалась не в том положении, в каком я ее оставила. Наверное, я просто забывала, когда ее поворачивала.

1-12-2480.jpg
Кунтиланак появляется в образе темноволосой
 женщины с красными глазами.  Фото Reuters
«Ты не боишься жить здесь одна?» – поинтересовалась моя преподавательница индонезийского языка из Министерства образования Индонезии, с которой мы регулярно проводили занятия прямо на территории комплекса, где я работала. «А что такое?» – «Да здание старое. В Индонезии мы верим, что в таких зданиях обязательно живут привидения. Обсудите разновидности привидений, которые водятся в Индонезии, на следующем занятии с моим помощником». На этом эта мусульманка, по самые брови укутанная в хиджаб, попрощалась со мной.

Помощник и в самом деле пришел подготовленным: целая папка статей про населяющих Индонезию духов. Самым запоминающимся из них был, конечно, Кунтиланак – призрак беременной женщины. Обнаружить его можно по запаху плюмерий – распространенных в Индонезии цветов, напоминающих жасмин, но с более плотными лепестками благородного белого и нежного желтого цвета. Эти цветы растут здесь повсюду, как сорняки. Они устилают дороги, цветут на деревьях, высаженных вокруг пляжей, гирлянды из этих цветов надевают на шеи молодоженам. В общем, плюмериями здесь пахнет примерно все и всегда, а значит, и демон всегда неподалеку.

Кунтиланак появляется в образе прекрасной темноволосой женщины с красными глазами. Кроме этого, опознать духа можно по отверстию в шее, дыре в спине и кровотечению. Он обозначает свое присутствие высоким женским смехом. Считается, что его привлекает запах сушащегося белья, по этой причине многие индонезийцы и малайзийцы боятся оставлять одежду на улице. Особенно жесток дух к мужчинам, один из которых, видимо, стал причиной посмертных блужданий призрачной женщины. Призрак убивает жертву ногтями и съедает органы, а глаза выпивает прямо из глазниц.

Иногда Кунтиланак отождествляется с другим духом – Сундел Болонг, олицетворяющим женщину легкого поведения. Как и Кунтиланак, Сундел Болонг умерла, вынашивая ребенка, зачатого вне законного брака. По этой причине дух мстит мужчинам и крадет младенцев, чтобы заменить ими своего нерожденного малыша. Однако иногда обе инфернальные сущности из зависти могут вредить и молодым женщинам. В этом случае они превращаются в птицу, вызывают у женщины кровотечение и пьют ее кровь.

Кроме Кунтиланака Индонезию, по представлению ее жителей, населяет бесчисленное множество других демонов. Один из первых текстов в моем учебнике индонезийского языка был вырезкой из местной прессы 1960-х годов, в которой сообщалось о том, как целый класс в небольшой сельской школе обратился в «керасукан», то есть в детей вселились духи и отняли у них волю. Кроме Кунтиланака, лишающего людей воли, творящего с ними разного рода ужасы и любимого за это авторами многочисленных индонезийских ужастиков, многие местные призраки не причиняют человеку никакого вреда.

Я медленно перебирала листы в папке с полным перечнем самых популярных индонезийских духов. «А этот что делает?» – то и дело спрашивала преподавателя. Очень часто тот отвечал: «Да в общем-то ничего, просто пугает».

Привидений, как известно, не существует, но нация, которая массово в них верит, живет в особой атмосфере на грани сна и реальности. Кроме того, иногда не так важно, что реально существует, как важно то, во что верят твои собеседники и партнеры, особенно если их много: коллективные верования и диктуемое ими иррациональное поведение и есть социальная реальность, в которой приходится жить.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Аятолла Хаменеи выбрал трех преемников на случай своей гибели...

Аятолла Хаменеи выбрал трех преемников на случай своей гибели...

Юрий Паниев

Шойгу во второй раз за месяц нанес визит в КНДР

0
1266
Тени забытых предков откликаются на зов "Кукушки"

Тени забытых предков откликаются на зов "Кукушки"

Наталия Григорьева

Черно-белый якутский триллер рассказывает зловещую историю вымершей деревни

0
8684
Ложный вызов

Ложный вызов

Евгений Лукин

Неприкаянная душа, которой еще рано к святому Петру

0
2273
Франция намерена вернуть себе влияние в Азии

Франция намерена вернуть себе влияние в Азии

Юрий Паниев

Париж демонстрирует амбиции в Индо-Тихоокеанском регионе

0
2604

Другие новости