0
4828
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.05.2021 18:33:00

Синичка и пятно. Случаи из жизни и диалектика души

Михаил Лазарев

Об авторе: Михаил Иванович Лазарев – эссеист, основатель образовательных проектов.

Тэги: отноешния, любовь, ненависть, имена, русские, китайцы, культура


отноешния, любовь, ненависть, имена, русские, китайцы, культура Иногда взглянешь на себя в зеркало и жалеешь, что взглянул. Константин Сомов. Автопортрет в зеркале. 1934. Частное собрание

Почему русские умные

Открыл «Имена» Флоренского и вспомнил одну историю. В Хемингуэй-клубе (резиденция на море вблизи Санто-Доминго) главный менеджер – китаянка. Маленькая, худенькая, с упором во взгляде. Бизнесвумен. Замужем за голландцем и трое детей. Пригласила меня как перспективного гостя ужинать. С китайцами всегда себя чувствую немного ущербно. Помню, в Шанхае спросил гида: «Какой у вас самый великий поэт (типа Данте, Пушкин, Шекспир…)?» А она: «Какой эпохи, какого стиля?» Сразу несколькими тысячелетиями культуры засквозило. Дальше ничего не спрашивал, только слушал.

Но тут обед, надо разговаривать. Она среди обычных «гостевых» комплиментов вдруг говорит: «Русские очень умные. Все, кого я встречала, are very, very smart».

Возражать не стал, захотелось соответствовать. «Лично я, – говорю, – не против такого мнения». И вернул комплимент – вспомнил рассуждение Гладуэлла про умных китайцев-математиков из рисосеящих провинций Китая.

Но оказалось, она с Тайваня, который «совсем не Китай», и боится, что Китай их захватит. У меня ни с того ни с сего выскочило: «Да что вам боятся? Китай вас не захватит, потому что вы же уже захвачены США».

Помолчали.

Еще только закуски «прошли», надо тему менять. Спросил, как ее родители звали в детстве. Оказалось, просто как есть, по паспорту – Hsin. (Син). Без всяких излишеств.

Я вспомнил свои «уменьшительные»: Миша, Мишик, Мишуня, Мишуля, Михентий… Развил теорию любви как умения называть ее предмет.

«Не было бы, – говорю, – и самой любви, если бы не придумали для нее специальные слова...»

(Помог Киньяр своей книгой «Секс и страх».)

– Вот у вас на китайском как – «любить и ненавидеть»?

Произнесла что-то неуловимое.

– Хорошо – тогда нарисуй.

Получились два красивых знака.

– Вот видишь, – говорю, – ничего похожего. Как и по-английски – очень разные слова. А у нас «любить» противоположно «не-навидеть». То есть любить – это и любоваться, наблюдать, видеть в подробностях предмет нежного внимания. Смотришь долго и по-разному, вот и называть хочется по-разному.

Объяснил, что личные имена, возникающие в сознании человека в детстве, потом служат ему всю жизнь, помогая ласкать развитым языком уши любовниц.

Задумалась. По-моему, грустно как-то. Но, может, показалось – лицо-то все же китайское.

Опять тема скользкая – не знаю, что там с нежными именами на родине ее мужа. Может, их тоже нет.

И как они разными языками ласкают друг друга, тоже не мое дело.

Вспомнил: однажды моя девушка в совсем неподходящий момент спросила: «Ты меня любишь?» Банальность вопроса требовала компенсации. Я ответил по-собачьи: «Гав» – и лизнул в щеку. И… угадал – случилось счастье. Она обожала свою собаку – именно по-язычески, тотемно. И я сделал то, что она хотела, – в ее переводе с собачьего признался в любви.

Мне бы совсем не понравился такой ответ. У меня не было собаки. Разница культур. Ну, да я и про любовь не спрашивал никогда. Есть вопросы, которые глупо задавать. Если у человека есть ответ, он обязательно сам скажет – до вопроса. Тем более что под любовью каждый понимает свое. И хорошо, что так, – иначе сколько бы обездоленных ходило. А так каждый может себя считать счастливым.

А с китаянкой из «совсем не Китая» заговорили про Путина. Я сказал, что его, конечно, в детстве звали Вова, Вовочка и пр. Китаянка моя была поражена обилием и нежностью звуков. Особенно «произвело» имя Володенька.

Я воспользовался шоком и продвинул идею, что мы, русские, такие умные, потому что с пеленок нам приходится разбираться в куче синонимов своего имени. Иначе не выживешь…

Прощаясь, назвал ее Синичкой. Не понял – понравилось ли. Разница культур. Ну, а что еще можно было сказать утешительного человеку, которого всю жизнь зовут полным именем?

18-16-2480.jpg
Китайцы – они разве ж нас поймут? Михаил
Врубель. Деталь китайской парчи.  1886.
Киевский национальный музей русского
искусства, Украина
Как я был уродом

Часто бывает так в жизни, особенно в молодости, что ранее объявленная цель тебе уж неинтересна, а ты все продолжаешь, делаешь это, тебе уже ненужное, делаешь только потому, что кажется – все от тебя этого ждут. Думаешь, что потеряешь лицо, если отступишься. А из окружающих кто-нибудь может даже этим твоим заблуждением воспользоваться. Такая именно ситуация описана у Цвейга в «Нетерпении сердца».

И ждешь каких-то новых «обстоятельств непреодолимой силы», которые бы позволили тебе, вынудили отказаться от заявленной цели. Давление среды… Часто оно только мнится. Нами созданный фантом, производное от чувства собственной важности…

Однажды у меня на лице выскочило лилово-малиновое пятно – квадрат вокруг носа в четверть листа. Посидел дома день-другой, потом думаю: может, это навсегда? Выяснить оперативно не могу – мой друг дерматолог где-то на конференции, недоступен. В общем, на третий день решил жить – поехал в офис. Уже в лифте начал привыкать к новому – у нас с сорокового, пока вниз доедешь, наобщаешься сполна. И вот едет симпатичная мама с дочкой лет пяти. Девочка спрашивает: «Дядя, а ЭТО у вас сегодня только или всегда будет?» Именно так спросила. Но это и для меня вопрос, главный на сегодня.

«Буду жить, как будто навсегда, а там посмотрим», – говорю. Вполне искренне, без скидок на возраст. А мама так застеснялась, что готова была отдаться тут же в лифте, только присутствие ребенка помешало. В офисе тоже на удивленье хорошо – все в лицо смущаются смотреть, вежливые, предусмотрительные… Вечером зашел в магазин, и надо же – кассирша, которая на меня всегда зверем смотрела, самой своей ласковой стороной повернулась. В общем, оказалось, «особенным» быть легко и хорошо. Я даже афоризм придумал: когда ты болен – тебе плохо, а окружающим все равно, а в уродстве наоборот – тебе легко, а людям плохо.

Как в ранней старости – сил еще много, но место уже уступают. И еще освобождение почувствовал: оказывается, пока ты нормальный, непроизвольно стараешься всем понравиться, а тут точно знаешь, что некрасив, и расслабляешься, силы экономишь. Это я уже к концу второй недели понял.

Друг дерматолог приехал – сказал, что это аллергия, но вылечить не успел, само прошло. А я понял еще раз: то, как ты выглядишь, – это твоя проблема, личная. Ты становишься другим, и тут же все приспособились и забыли, каким ты был. Мое Я только мне и нужно.

Что же мешает меняться для своей пользы? Инстинкт самосохранения души. Я вот такой, и все тут. Но тогда особенно интересно для понимания себя узнать, что же ты охраняешь, чему не даешь меняться. Один выдающийся психолог сказал: там, где начинаешь злиться на вопрос «почему», и начинаешься Ты.

А еще понял, почему женщины в политике часто могут быть более успешны: Меркель уже сосредоточена на главном, а Саркози все еще доказывает, что он привлекательный мужчина. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Киргизия решила перейти к национальному написанию фамилий

Киргизия решила перейти к национальному написанию фамилий

Виктория Панфилова

Спикер парламента Шакиев начал предвыборную кампанию с ограничения сферы русского языка

0
17356
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14105
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
18578
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9211

Другие новости