0
11228
Газета Стиль жизни Интернет-версия

20.07.2021 18:21:00

Митрополит невидимого фронта

20 лет назад был осужден американец, завербованный российской разведкой с помощью архиерея РПЦ

Алексей Казаков

Об авторе: Алексей Викторович Казаков – литератор, историк, член Союза литераторов РФ и Союза журналистов РФ.

Тэги: разведка, сша, ЦРУ, рпц, митрополит


разведка, сша, ЦРУ, рпц, митрополит Контрразведка США подозревала, что под прикрытием церковных структур действует агентура Москвы. Коллаж Михаила Митина

В 1997 году отставному полковнику Армии США Джорджу Трофимоффу позвонил некий Игорь Галкин, представившийся российским дипломатом. Под этой «легендой» скрывался агент ФБР Димитрий Дружинский. Поначалу Трофимофф отнесся настороженно к предложению встретиться. Но вскоре завязалась дружба.

Через полтора года в номере отеля между ними состоялся разговор, который стал для Трофимоффа роковым. Он был скрытно записан миниатюрной видеокамерой.

…Засветился большой экран в зале суда флоридского города Тампа (США).

– В душе я русский, – говорит на экране Трофимофф. – Знаете, я, пожалуй, не американец. И никогда не был американцем. Деньги вы мне платите хорошие. Но не это главное. Я работаю на вас во имя моей родины. И еще потому, что меня попросил сотрудничать с вами мой сводный брат, друг детства, очень близкий мне человек. Это Игорь Зуземиль. Вы должны знать его: это Ириней, епископ Русской православной церкви, митрополит Венский и Австрийский.

Дальше Трофимофф рассказывает своему собеседнику о встречах с Иринеем и о том, как тот убедил его сотрудничать с КГБ. Судья и присяжные заседатели внимательно слушают и делают пометки в блокнотах.

Трофимофф:

– Я сказал, что мне нужны деньги. И я сказал ему, что моя жена купила мебель, и я не могу за нее платить, не знаю, как получить деньги. А он говорит: «Вот что я тебе скажу: я тебе одолжу». Итак, он дал мне, я думаю, 5 тыс. марок (дойчмарок ФРГ. – «НГР»). Но этого было недостаточно, потому что мне нужно было больше, и примерно через три или четыре недели я сказал ему: «Помоги мне еще раз. Я отдам их тебе, как только смогу»… Он со мной переговорил пару раз, а потом сказал: «В общем, ты мне ничего не должен. Если нужно, я могу предоставить, не беспокойся. Но тебе нужно сделать вот это и вот это». Так все и началось…

Но началось все раньше. Ириней (Игорь Зуземиль) и Джордж Трофимофф (Георгий Трофимов) познакомились, когда будущему митрополиту было девять лет, а будущему полковнику Армии США – всего год. Игорь Владимирович Зуземиль родился в 1919 году. В 1925 году вместе с семьей переехал в Берлин. Мать Игоря вскоре овдовела и снова вышла замуж. В 1928 году в этой семье появился приемный сын Георгий Трофимов. Подросшие Георгий и Игорь стали всюду представляться молочными братьями.

Зуземиль в 1942 году был рукоположен в сан диакона митрополитом Русской зарубежной церкви Серафимом (Ладе). Теперь он – Ириней. В 1957 году перешел под юрисдикцию Московской патриархии, и его церковная карьера быстро пошла вверх. Он дослужился до сана архиепископа Вены и Австрии, был единственным представителем РПЦ в исполкоме Всемирного совета церквей, побывал архиепископом Бадена и Баварии и, наконец, стал митрополитом Венским и Австрийским.

Когда его «молочному брату» Георгию Трофимову исполнилось 18 лет, тот поступил на службу в американскую армию. В 1951 году получил гражданство США. В 1959 году был направлен в армейскую разведку в 66-ю разведгруппу войск США на территории Германии. В 1969 году, уже в звании полковника, получил назначение на пост руководителя одного из подразделений Объединенного центра дознаний, расположенного в Нюрнберге. Там проводили допросы советских перебежчиков. Трофимофф получил доступ к совершенно секретным документам.

И вот сразу после этого назначения Трофимофф снова встретился Зуземилем. Совпадение? Вряд ли. К этому времени оба «молочных брата» работали на КГБ. Трофимофф (агент Маркиз и Консул) был на связи с полковником (впоследствии генералом и эмигрантом) Олегом Калугиным. Обстоятельства привлечения Иринея к работе на КГБ пока не обнародованы, но известно, что ему был присвоен псевдоним Икар.

В декабре 1994 года Трофимофф и Ириней были арестованы немецкой контрразведкой. Началось следствие, обоим выдвинули обвинение в шпионаже. Предположительно их могли выдать ставшие предателями сотрудники Первого главного управления (внешняя разведка) КГБ Геннадий Варенник и Владимир Фоменко. Не исключено, что о работе Трофимоффа и Иринея на советскую разведку в ФРГ узнали из опубликованных в 1994 году мемуаров Калугина, где он упомянул о некоем настоятеле прихода из Мюнхена и его друге из американской военной разведки, которые были агентами КГБ.

Есть и другая версия. В 1992 году бывший сотрудник архивного отдела ПГУ КГБ майор Василий Митрохин бежал из СССР в Великобританию, прихватив солидное «приданое»: тысячи страниц секретных документов и рукописных заметок об операциях советской госбезопасности у себя в стране и за рубежом. Митрохин сообщил, что в дознавательном центре в Нюрнберге действует «крот», оперативный псевдоним которого Маркиз, это «кадровый офицер американской разведки», связным которого являлся русский православный священнослужитель. По этим данным, возможно, и вычислили обоих.

Трофимофф и митрополит Ириней были допрошены сотрудниками Федерального ведомства уголовной полиции Германии. Потом их доставили для предварительного слушания дела в Федеральный верховный суд Германии. Там Ириней признал, что одалживал своему брату Джорджу деньги, но категорически отверг обвинения в свой адрес по поводу шпионажа. В конце концов оба отделались легким испугом: по законодательству в ФРГ для таких преступлений действует пятилетний срок давности.

Трофимофф, едва отойдя от стресса, уволился со службы, вышел на пенсию и вернулся в США. Поселился в городе Мельбурне во Флориде, занимался садом, теннисом, подрабатывал в парикмахерской и упаковщиком в местном супермаркете. Ему казалось, что все позади. Но денег любителю роскошной жизни и дорогих автомобилей не хватало. Он снова начал встречаться с Галкиным. Тот заверил его, что московское «командование» высоко ценит его заслуги и скоро окажет материальную помощь. Во имя встреч с агентом ФБР Трофимофф продолжил доверчиво рассказывать о своих «подвигах»: как он уносил домой совсекретные документы, делал фотокопии и передавал КГБ через Иринея (уже покойного к тому времени). Агент ФБР решил, что пора готовить наручники для «друга».

24 июня 2000 года Трофимофф прибыл в один из отелей в Тампе, чтобы получить от Галкина обещанные 20 тыс. долл. наличными. Там он был арестован ФБР по подозрению в шпионаже.

Во время судебных заседаний Трофимофф вдруг стал утверждать, что не знал о работе митрополита Иринея на КГБ. А, мол, если бы узнал, то разорвал бы все отношения со своим молочный братом! Но потом Трофимофф вдруг сбился и заявил, что лишь имитировал шпионскую деятельность, чтобы получать деньги… от Русской православной церкви. Похоже, что им завладела паника, ведь Трофимоффу грозил пожизненный срок. Этот приговор он и услышал 26 июня 2001 года. В 2014 году, когда ему было 87 лет, он умер в федеральной тюрьме в Викторвилле, штат Калифорния.

Сложный вопрос: как расценить разведдеятельность Иринея? С одной стороны, не дело священнослужителя вербовка и шпионаж. Но с другой – Ириней ведь действовал в пользу своей исторической родины. В РПЦ о нем отзываются только в положительных тонах, никто не утверждает, что былое сотрудничество с КГБ было для Икара чем-то постыдным. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

НАТО собирается развернуть над Украиной зонтик ПВО

Владимир Мухин

Париж переоборудует истребители F-16 для ударов управляемыми авиабомбами

0
1280
Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Уроки спецоперации побуждают КНР и США обновлять арсеналы

Владимир Скосырев

Китай готовится к войне за Тайвань

0
896
Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Игорь Субботин

Поставки боеприпасов стали мостом между Вашингтоном и Анкарой

0
936
Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Трамп не может выйти за пределы своего "электорального гетто"

Геннадий Петров

Судя по данным соцопросов марта, Байден сохраняет неплохие шансы на переизбрание

0
937

Другие новости