0
8503
Газета Стиль жизни Интернет-версия

17.08.2021 16:29:00

Осторожно, женщины!

Про опыт поездок в вагонах women only тегеранского метро

Милена Фаустова

Об авторе: Милена Геннадиевна Фаустова – обозреватель «НГР».

Тэги: иран, тегеран, метрополитен, гендер, рпц, дум рф, политика, этика, ислам, традиции, вера


иран, тегеран, метрополитен, гендер, рпц, дум рф, политика, этика, ислам, традиции, вера Поезд подземки делился на три части: вагоны только для мужчин, один смешанного типа для женатых пар и women only.

Первый заместитель председателя Общественной палаты Ленинградской области Владимир Петров предложил запустить в общественном транспорте вагоны только для женщин, чтобы обезопасить от домогательств со стороны мужчин. Идею поддержали в Русской православной церкви и Духовном управлении мусульман РФ. И тут мне захотелось поделиться со священниками и имамами своим опытом поездок в женских вагонах метро в Исламской Республике Иран.

В Тегеран я попала весной 2012 года в качестве журналиста, приехавшего освещать парламентские выборы. Чтобы вести видео- и аудиозаписи на улицах города, я должна была получить официальные разрешения от Министерства культуры и исламской ориентации, которое выполняет роль цензурного агентства иранского правительства. Более того, ко мне еще на несколько дней была приставлена сопровождающая по имени Шади. Предполагалось, что она будет помогать мне с переводом и в работе на избирательных участках, но на самом деле пристально следила за тем, что я передаю в Москву. За «услуги» Шади меня потом без всякого предупреждения обязали заплатить 400 долларов в обмен на мой же собственный паспорт, но это совсем другая история.

В общем, когда предвыборный ажиотаж завершился и моя постоянная попутчица, потеряв ко мне всякий интерес, исчезла в синеве весеннего тегеранского тумана с моими последними деньгами, путешествовать по мегаполису я могла лишь двумя способами – пешком и на общественном транспорте. До этого мы с ней ездили только на такси. А поскольку во время пеших прогулок меня часто останавливали представители правоохранительных органов и внимательно изучали мой фотоаппарат, удаляя из него кадры, которые, на их взгляд, очерняли их страну и народ, то я вынуждена была искать убежище от навязчивого контроля под землей.

Тегеранский метрополитен был запущен в конце 1999 года, и на момент моего визита в страну в нем было всего три линии. Все станции оказались довольно однотипными, и кататься по ним в поисках архитектурных изысков не имело смысла. Поразило другое. Состав делился на три части: вагоны только для мужчин, один смешанного типа для женатых пар и women only. Последние занимали примерно треть поезда и размещались в его начале и в конце. Не зная всех этих тонкостей, я попыталась войти в первый же попавшийся вагон. Но, даже будучи одетой согласно предписанному дресс-коду, чтобы было видно только лицо, я была изгнана оттуда негодующими мужчинами.

Пропустив состав, я поплелась в самый конец станции, чтобы сесть в женский вагон. Когда двери открылись, я замерла в изумлении. Во-первых, меня ошеломило количество пассажирок. Помимо того что все сиденья были заняты, дамы довольно плотно стояли, сидели и даже лежали на полу. Рядом с ними возились многочисленные дети, в том числе мальчики до 10 лет. Во-вторых, в нос мне ударил запах чеснока и нафталина. Позже местные журналисты мне рассказали, что нафталин – это своеобразная заявка на статус. Он заменяет духи для бедняков, ведь те, кто пахнет настоящим парфюмом, предпочитают передвижения на такси или в собственном авто. А постоянным жеванием чеснока дамы борются с инфекциями, которые можно подцепить в местах столь массового скопления людей.

14-12-2480.jpg
Специальные вагоны для женщин
размещаются в начале и конце состава. 
Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Почти половина присутствующих была с пластырями на носу. Вначале я подумала, что их дома избивают мужья. Однако выяснилось, что иранки очень любят совершенствовать черты лица и часто хирургически «поправляют» свои неидеальные носы.

Во время перегона поезда от станции к станции в вагоне вовсю идет торговля – на конечных станциях метрополитена часто располагаются большие базары, и торговки, возвращаясь домой или по пути на работу, пытаются что-то продать. Это могут быть как предметы нижнего белья, так и средства для борьбы с насекомыми и косметика.

Как только я вошла в вагон, сразу же поднялась шумиха. Меня обступили несколько пожилых женщин и, выкрикивая что-то на фарси, жестами велели мне убрать висящий на шее фотоаппарат. Также потребовали предъявить документы. Причем только аккредитация в виде бейджа от министерства их не устроила, они попросили показать письменные бумаги с разрешением на фото- и видеосъемку, потом изучили мой загранпаспорт и российское удостоверение журналиста. В завершение просмотрели отснятое на фотоаппарат. Поняв, что все хорошо, показали мне жестом, где встать, но через пару станций все-таки не выдержали и, яростно жестикулируя, прогнали меня из вагона. Мои вялые попытки отстоять право на пользование метрополитеном только раззадорило их ярость. В итоге я оказалась на улице в малознакомом месте. До гостиницы я уже добиралась пешком, ориентируясь по взятой в гостинице карте. Можно было, конечно, проехать десяток остановок на наземном транспорте, но там все было еще хуже. В автобусах места для женщин определены в самом конце. И если в так называемой мужской части еще был хоть какой-то просвет, то в женской – яблоку не то что упасть, зависнуть в воздухе было негде.

Это уже потом, когда я отходила от шока в доме одной соотечественницы, вышедшей замуж за тегеранца лет десять назад, я узнала, что, несмотря на распространенное мнение об угнетенных женщинах Востока, в Иране они обладают практически неограниченной властью. Чтобы жениться на понравившейся девушке, молодые персы начинают копить деньги с юных лет. Помимо того что за невесту нужно выплатить огромную сумму, при разводе бывший муж также должен оплатить налог в пользу своей жены. Кроме этого, мужчина должен финансово поддерживать свою бывшую до следующего брака. Согласно семейному праву страны, дети, вышедшие из возраста младенчества, также остаются со своим отцом и мужчины обязаны их содержать. А свободная, разведенная и почти богатая иранка не всегда торопится снова выйти замуж. В общем, бороться за свои права дамы здесь не только умеют, но и любят.

Почему-то думаю, что русские женщины, которые в жизни во многом более бесправны, чем иранки, в гендерных вагонах также будут устанавливать свои порядки, решая, кто может, а кто не может ехать с ними. Что касается домогательств со стороны мужчин в московском метро, то в моем случае это несколько раз заканчивалась звонкой пощечиной «обидчику». А выработанный строгий взгляд уже заранее предупреждает абьюзеров о возможных последствиях. Никаких проблем в поездках в смешанных вагонах не испытываю, хотя и предпочитаю все-таки личный транспорт. Возможно, согласилась бы на женское купе в поездах дальнего следования. Но это скорее из соображений комфорта, а не из страха домогательств.

Ну и последний штрих к той поездке в Тегеран. Аэропорт, три часа ночи. На паспортном контроле на вылет три окна. К двум первым – никого, к третьему огромная очередь. Иду к пустым окнам. «Мисс, извините, но здесь только для мужчин», – возвращает меня в реальность мягкий голос служащего. После часа томительного ожидания попадаю в нейтральную зону. Это уже совсем другой мир – с равноправными мужчинами и женщинами, едиными очередями и отсутствием покрытых голов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин убедился, что слова Трампа не нужно принимать всерьез

Пекин убедился, что слова Трампа не нужно принимать всерьез

Владимир Скосырев

Срыв сделки по редкоземельным металлам Китаю на руку

0
964
Зеленского обвинили в попытке втянуть США в ядерную войну с Россией

Зеленского обвинили в попытке втянуть США в ядерную войну с Россией

Юрий Паниев

Лидеры Европы поддержали Украину на фоне скандальных переговоров в Белом доме

0
3524
Фридрих Мерц возвратит Европу в 50-е годы прошлого века

Фридрих Мерц возвратит Европу в 50-е годы прошлого века

Олег Никифоров

Германия будет добиваться независимости от США в вопросах обороны и безопасности

0
4265
От полярных медведей до арктических микроорганизмов

От полярных медведей до арктических микроорганизмов

Татьяна Астафьева

Компания "Роснефть" в 2025 году продолжит выполнять программы по изучению и сохранению биоразнообразия в регионах Крайнего Севера

0
3062

Другие новости