Поезд подземки делился на три части: вагоны только для мужчин, один смешанного типа для женатых пар и women only.
Первый заместитель председателя Общественной палаты Ленинградской области Владимир Петров предложил запустить в общественном транспорте вагоны только для женщин, чтобы обезопасить от домогательств со стороны мужчин. Идею поддержали в Русской православной церкви и Духовном управлении мусульман РФ. И тут мне захотелось поделиться со священниками и имамами своим опытом поездок в женских вагонах метро в Исламской Республике Иран.
В Тегеран я попала весной 2012 года в качестве журналиста, приехавшего освещать парламентские выборы. Чтобы вести видео- и аудиозаписи на улицах города, я должна была получить официальные разрешения от Министерства культуры и исламской ориентации, которое выполняет роль цензурного агентства иранского правительства. Более того, ко мне еще на несколько дней была приставлена сопровождающая по имени Шади. Предполагалось, что она будет помогать мне с переводом и в работе на избирательных участках, но на самом деле пристально следила за тем, что я передаю в Москву. За «услуги» Шади меня потом без всякого предупреждения обязали заплатить 400 долларов в обмен на мой же собственный паспорт, но это совсем другая история.
В общем, когда предвыборный ажиотаж завершился и моя постоянная попутчица, потеряв ко мне всякий интерес, исчезла в синеве весеннего тегеранского тумана с моими последними деньгами, путешествовать по мегаполису я могла лишь двумя способами – пешком и на общественном транспорте. До этого мы с ней ездили только на такси. А поскольку во время пеших прогулок меня часто останавливали представители правоохранительных органов и внимательно изучали мой фотоаппарат, удаляя из него кадры, которые, на их взгляд, очерняли их страну и народ, то я вынуждена была искать убежище от навязчивого контроля под землей.
Тегеранский метрополитен был запущен в конце 1999 года, и на момент моего визита в страну в нем было всего три линии. Все станции оказались довольно однотипными, и кататься по ним в поисках архитектурных изысков не имело смысла. Поразило другое. Состав делился на три части: вагоны только для мужчин, один смешанного типа для женатых пар и women only. Последние занимали примерно треть поезда и размещались в его начале и в конце. Не зная всех этих тонкостей, я попыталась войти в первый же попавшийся вагон. Но, даже будучи одетой согласно предписанному дресс-коду, чтобы было видно только лицо, я была изгнана оттуда негодующими мужчинами.
Пропустив состав, я поплелась в самый конец станции, чтобы сесть в женский вагон. Когда двери открылись, я замерла в изумлении. Во-первых, меня ошеломило количество пассажирок. Помимо того что все сиденья были заняты, дамы довольно плотно стояли, сидели и даже лежали на полу. Рядом с ними возились многочисленные дети, в том числе мальчики до 10 лет. Во-вторых, в нос мне ударил запах чеснока и нафталина. Позже местные журналисты мне рассказали, что нафталин – это своеобразная заявка на статус. Он заменяет духи для бедняков, ведь те, кто пахнет настоящим парфюмом, предпочитают передвижения на такси или в собственном авто. А постоянным жеванием чеснока дамы борются с инфекциями, которые можно подцепить в местах столь массового скопления людей.
Специальные вагоны для женщин размещаются в начале и конце состава. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru |
Во время перегона поезда от станции к станции в вагоне вовсю идет торговля – на конечных станциях метрополитена часто располагаются большие базары, и торговки, возвращаясь домой или по пути на работу, пытаются что-то продать. Это могут быть как предметы нижнего белья, так и средства для борьбы с насекомыми и косметика.
Как только я вошла в вагон, сразу же поднялась шумиха. Меня обступили несколько пожилых женщин и, выкрикивая что-то на фарси, жестами велели мне убрать висящий на шее фотоаппарат. Также потребовали предъявить документы. Причем только аккредитация в виде бейджа от министерства их не устроила, они попросили показать письменные бумаги с разрешением на фото- и видеосъемку, потом изучили мой загранпаспорт и российское удостоверение журналиста. В завершение просмотрели отснятое на фотоаппарат. Поняв, что все хорошо, показали мне жестом, где встать, но через пару станций все-таки не выдержали и, яростно жестикулируя, прогнали меня из вагона. Мои вялые попытки отстоять право на пользование метрополитеном только раззадорило их ярость. В итоге я оказалась на улице в малознакомом месте. До гостиницы я уже добиралась пешком, ориентируясь по взятой в гостинице карте. Можно было, конечно, проехать десяток остановок на наземном транспорте, но там все было еще хуже. В автобусах места для женщин определены в самом конце. И если в так называемой мужской части еще был хоть какой-то просвет, то в женской – яблоку не то что упасть, зависнуть в воздухе было негде.
Это уже потом, когда я отходила от шока в доме одной соотечественницы, вышедшей замуж за тегеранца лет десять назад, я узнала, что, несмотря на распространенное мнение об угнетенных женщинах Востока, в Иране они обладают практически неограниченной властью. Чтобы жениться на понравившейся девушке, молодые персы начинают копить деньги с юных лет. Помимо того что за невесту нужно выплатить огромную сумму, при разводе бывший муж также должен оплатить налог в пользу своей жены. Кроме этого, мужчина должен финансово поддерживать свою бывшую до следующего брака. Согласно семейному праву страны, дети, вышедшие из возраста младенчества, также остаются со своим отцом и мужчины обязаны их содержать. А свободная, разведенная и почти богатая иранка не всегда торопится снова выйти замуж. В общем, бороться за свои права дамы здесь не только умеют, но и любят.
Почему-то думаю, что русские женщины, которые в жизни во многом более бесправны, чем иранки, в гендерных вагонах также будут устанавливать свои порядки, решая, кто может, а кто не может ехать с ними. Что касается домогательств со стороны мужчин в московском метро, то в моем случае это несколько раз заканчивалась звонкой пощечиной «обидчику». А выработанный строгий взгляд уже заранее предупреждает абьюзеров о возможных последствиях. Никаких проблем в поездках в смешанных вагонах не испытываю, хотя и предпочитаю все-таки личный транспорт. Возможно, согласилась бы на женское купе в поездах дальнего следования. Но это скорее из соображений комфорта, а не из страха домогательств.
Ну и последний штрих к той поездке в Тегеран. Аэропорт, три часа ночи. На паспортном контроле на вылет три окна. К двум первым – никого, к третьему огромная очередь. Иду к пустым окнам. «Мисс, извините, но здесь только для мужчин», – возвращает меня в реальность мягкий голос служащего. После часа томительного ожидания попадаю в нейтральную зону. Это уже совсем другой мир – с равноправными мужчинами и женщинами, едиными очередями и отсутствием покрытых голов.
комментарии(0)